Фундамент успешного инвестиционного бизнеса – ответственность: Олег Белай о выстраивании делового бренда

Изучая рейтинги российских управляющих компаний, нетрудно заметить, что из года в год в топе крупнейших находится Инвестиционная группа ТРИНФИКО. Она регулярно фигурирует и в топах наиболее высокоприбыльных паевых фондов на рынке ценных бумаг в РФ. Обращает на себя внимание стабильность этой компании: она уверенно держит позиции, сохраняя высокие показатели даже в трудные, кризисные периоды. О том, как формировался бренд ТРИНФИКО и что легло в основу успешного инвестиционного бизнеса, рассказывает СЕО группы – Олег Белай.

Эта статья построена на основе интервью с сооснователем ТРИНФИКО Олегом Викторовичем Белаем, который более тридцати лет занимает ведущие посты в компании и определяет её стратегию. На данный момент он занимает пост СЕО – управляющего директора инвестиционной группы, а также является генеральным директором АО «Тринфико Холдингс». Первой же его должностью в компании стал пост финансового директора, причём в тот момент молодому предпринимателю едва исполнился двадцать один год.

Семья будущего бизнесмена

Оглядываясь назад, в детство, и оценивая текущие достижения, Олег Белай говорит, что «многое идёт из семьи». Возможно, кто-то из читателей уже решил, что речь о крупном наследстве, оплате образования в Гарварде или, по крайней мере, о номенклатурных связях. На самом деле ничего подобного родители сыну дать не могли – просто потому, что были простыми советскими инженерами. Поэтому он окончил обычную советскую школу в подмосковном Зеленограде и поступил не в Оксфорд, не в Кембридж, не в университет Лиги Плюща, а в Московский институт электротехники (МИЭТ).

В конце 1980-х в СССР активно развивалась кооперация, в воздухе витал дух перемен, молодёжь активно интересовалась коммерцией. В 1991 году Советский Союз распался, в России началась рыночная эпоха. В этот момент бизнес стал главной темой разговоров у амбициозных молодых людей. Но где взять начальный капитал? Белай был выходцем из простой семьи, поэтому вопрос с финансами для старта пришлось решать самостоятельно.

И, тем не менее, СЕО ТРИНФИКО благодарен родителям за то, что они ему дали: умение учиться, тягу к знаниям, навыки упорного труда. И отец, и мать будущего бизнесмена тоже окончили МИЭТ. В гости к семье часто заходили инженеры, программисты, вузовские преподаватели. Мальчик унаследовал интерес к точным наукам и программированию, что и предопределило выбор вуза. В дальнейшем дружба с цифрами и умение грамотно рассчитывать риски помогли ему добиться успехов в трейдинге и инвестиционной деятельности.

Жажда деловых свершений

С детства Олег Белай был дружен с Валерием Сотниковым. Оба выросли в одном зеленоградском дворе, ходили в одну школу. Правда, в старших классах Олег сменил учебное заведение, но ребята продолжали дружить. В Москве товарищеские отношения продолжились и переросли в деловое партнёрство. Студенты заинтересовались коммерцией: фонтанировали идеями, пробовали себя в разных коммерческих направлениях.

Не всё шло гладко, некоторые сферы разочаровывали, не давали ожидаемого результата или просто оказывались неинтересными. Но были и успехи. Уже в 17 лет Белай заработал первые деньги. А в начале 90-х парни запустили успешный медиа-проект – информационное агентство.

За несколько лет деятельные молодые люди получили солидный бизнес-опыт. Как вспоминает инвестор, в те годы двадцатилетние коммерсанты ни у кого не вызывали удивления. Молодёжь успешно встраивалась в рыночную эпоху, подхватывала ветер перемен.

Жажда масштабных деловых свершений побудила друзей приступить к работе на финансовом рынке. В тот момент была только одна возможность вести инвестиционный бизнес в России: торговать ваучерами. Начав эту деятельность в 1992 году, Олег Белай, Валерий Сотников и ещё пара таких же амбициозных ребят добились значительных успехов и сформировали приличный для тех времён капитал.

В 1993-м они открыли брокерскую фирму, назвав её ТРИНФИКО. Белай занял должность финансового директора.

Тридцать лет в инвестициях: как развивался бизнес

Брокерская фирма в 1993 году и Инвестиционная группа ТРИНФИКО в наши дни – несопоставимы по масштабу. И дело не только в финансовых оборотах. Ключевое различие в том, что на начальном этапе молодая компания занималась биржевой торговлей на собственные деньги. Сейчас же основная деятельность группы заключается в управлении активами, которые ей доверяют институциональные инвесторы. Это совсем другой уровень стратегии и ответственности: команда ТРИНФИКО отвечает не только за свой личный успех, но и за благосостояние клиентов.

Как же удалось выйти на институциональный уровень? Какие усилия для этого пришлось приложить, какие решения принимать? Вот главные этапы эволюции инвестиционного бренда:

Умение взять на себя ответственность – главный принцип успешного бизнеса

Рассказывая о выстраивании бренда ТРИНФИКО, о непростом тридцатилетнем пути развития, Олег Викторович Белай делает акцент на нескольких деловых принципах. Именно они лежат в основе успеха – как личного, так и всей компании. Вот эти кирпичики, на которых строится управление инвестиционным бизнесом:

  1. Грамотно выстроенное взаимодействие в коллективе, качественная стратегическая вертикаль в топ-менеджменте.
  2. Ориентация услуг на текущие потребности рынка. По словам Олега Белая, способность дать то, на что наметился спрос, что требуется рынку, – залог успеха. Для этого нужно отслеживать зарождающиеся тренды, не бояться сложных задач, предоставлять клиентам высококлассную экспертизу.
  3. Способность учиться, меняться, развиваться. Гибкость и открытость новым идеям, умение прислушиваться к различным мнениям.
  4. Сочетание амбициозности и умеренности. Амбициозность помогает масштабировать деятельность, открывать новые горизонты и достигать вершин. Умеренность защищает от опрометчивых поступков и повышенных рисков. Предприниматель подчёркивает, что цель его команды – «быть в потоке»: быть среди лучших, но не стремиться вырваться в лидеры любой ценой. Вместо того, чтобы чрезмерно рисковать ради тщеславного желания стать первым, гораздо ценнее постоянно удерживать высокие позиции.
  5. Ответственность за риски и решения, тактические ходы и общую стратегию. Понимание, что главное в инвестиционном бизнесе – это безупречная репутация, а главный актив – доверие клиентов.

Выходя из офиса

Подробности частной жизни Олега Белая известны только узкому семейному кругу. Он избегает публичности, не фигурирует в светской хронике. Как говорит сам бизнесмен, увлечения у него вполне обычные, конструктивные, полезные для здоровья, интеллекта и души. Предприниматель любит рыбалку, отдых на природе, увлекается филателией и мотоспортом, если удаётся выкроить свободное время в потоке дел – старается немного попутешествовать и увидеть новые места. Как принято сейчас говорить – разумный work-life balance.

Большую роль в жизни топ-менеджера играет семья. Он уже вырастил детей и сейчас с удовольствием проводит время с внуками.

Однако свои душевные силы и ресурсы бизнесмен тратит не только на близкий круг. Он основал фонд «Вместе сможем», чтобы помогать наиболее уязвимым группам граждан. К работе этого фонда ему удалось привлечь и коллектив компании. Многие сотрудники стали волонтёрами и «вместе с боссом» участвуют в благотворительных проектах, стремясь сделать жизнь в стране благополучнее и внести свой вклад в борьбу с бедностью.