Фундамент успешного инвестиционного бизнеса – ответственность: Олег Белай о выстраивании делового бренда
Изучая рейтинги российских управляющих компаний, нетрудно заметить, что из года в год в топе крупнейших находится Инвестиционная группа ТРИНФИКО. Она регулярно фигурирует и в топах наиболее высокоприбыльных паевых фондов на рынке ценных бумаг в РФ. Обращает на себя внимание стабильность этой компании: она уверенно держит позиции, сохраняя высокие показатели даже в трудные, кризисные периоды. О том, как формировался бренд ТРИНФИКО и что легло в основу успешного инвестиционного бизнеса, рассказывает СЕО группы – Олег Белай.
Эта статья построена на основе интервью с сооснователем ТРИНФИКО Олегом Викторовичем Белаем, который более тридцати лет занимает ведущие посты в компании и определяет её стратегию. На данный момент он занимает пост СЕО – управляющего директора инвестиционной группы, а также является генеральным директором АО «Тринфико Холдингс». Первой же его должностью в компании стал пост финансового директора, причём в тот момент молодому предпринимателю едва исполнился двадцать один год.
Семья будущего бизнесмена
Оглядываясь назад, в детство, и оценивая текущие достижения, Олег Белай говорит, что «многое идёт из семьи». Возможно, кто-то из читателей уже решил, что речь о крупном наследстве, оплате образования в Гарварде или, по крайней мере, о номенклатурных связях. На самом деле ничего подобного родители сыну дать не могли – просто потому, что были простыми советскими инженерами. Поэтому он окончил обычную советскую школу в подмосковном Зеленограде и поступил не в Оксфорд, не в Кембридж, не в университет Лиги Плюща, а в Московский институт электротехники (МИЭТ).
В конце 1980-х в СССР активно развивалась кооперация, в воздухе витал дух перемен, молодёжь активно интересовалась коммерцией. В 1991 году Советский Союз распался, в России началась рыночная эпоха. В этот момент бизнес стал главной темой разговоров у амбициозных молодых людей. Но где взять начальный капитал? Белай был выходцем из простой семьи, поэтому вопрос с финансами для старта пришлось решать самостоятельно.
И, тем не менее, СЕО ТРИНФИКО благодарен родителям за то, что они ему дали: умение учиться, тягу к знаниям, навыки упорного труда. И отец, и мать будущего бизнесмена тоже окончили МИЭТ. В гости к семье часто заходили инженеры, программисты, вузовские преподаватели. Мальчик унаследовал интерес к точным наукам и программированию, что и предопределило выбор вуза. В дальнейшем дружба с цифрами и умение грамотно рассчитывать риски помогли ему добиться успехов в трейдинге и инвестиционной деятельности.
Жажда деловых свершений
С детства Олег Белай был дружен с Валерием Сотниковым. Оба выросли в одном зеленоградском дворе, ходили в одну школу. Правда, в старших классах Олег сменил учебное заведение, но ребята продолжали дружить. В Москве товарищеские отношения продолжились и переросли в деловое партнёрство. Студенты заинтересовались коммерцией: фонтанировали идеями, пробовали себя в разных коммерческих направлениях.
Не всё шло гладко, некоторые сферы разочаровывали, не давали ожидаемого результата или просто оказывались неинтересными. Но были и успехи. Уже в 17 лет Белай заработал первые деньги. А в начале 90-х парни запустили успешный медиа-проект – информационное агентство.
За несколько лет деятельные молодые люди получили солидный бизнес-опыт. Как вспоминает инвестор, в те годы двадцатилетние коммерсанты ни у кого не вызывали удивления. Молодёжь успешно встраивалась в рыночную эпоху, подхватывала ветер перемен.
Жажда масштабных деловых свершений побудила друзей приступить к работе на финансовом рынке. В тот момент была только одна возможность вести инвестиционный бизнес в России: торговать ваучерами. Начав эту деятельность в 1992 году, Олег Белай, Валерий Сотников и ещё пара таких же амбициозных ребят добились значительных успехов и сформировали приличный для тех времён капитал.
В 1993-м они открыли брокерскую фирму, назвав её ТРИНФИКО. Белай занял должность финансового директора.
Тридцать лет в инвестициях: как развивался бизнес
Брокерская фирма в 1993 году и Инвестиционная группа ТРИНФИКО в наши дни – несопоставимы по масштабу. И дело не только в финансовых оборотах. Ключевое различие в том, что на начальном этапе молодая компания занималась биржевой торговлей на собственные деньги. Сейчас же основная деятельность группы заключается в управлении активами, которые ей доверяют институциональные инвесторы. Это совсем другой уровень стратегии и ответственности: команда ТРИНФИКО отвечает не только за свой личный успех, но и за благосостояние клиентов.
Как же удалось выйти на институциональный уровень? Какие усилия для этого пришлось приложить, какие решения принимать? Вот главные этапы эволюции инвестиционного бренда:
- В первые пару лет брокерская фирма занималась трейдингом на новорождённом российском финансовом рынке. Сначала начинающие финансисты торговали ваучерами, затем перешли к акциям предприятий.
- В 1995-м компания вышла на новый уровень. Во-первых, удалось привлечь первого клиента, доверившего молодым трейдерам свои активы. Как раз в это время у частных лиц и организаций появились деньги, которые хотелось сохранить и приумножить. ТРИНФИКО предложила рынку актуальную услугу доверительного управления капиталами, что дало возможность качественно переформатировать бизнес. Во-вторых, в 1995 году Белай успешно освоил торговлю на срочных рынках. Операции с деривативами – высокорисковая, но высокоприбыльная сфера трейдинга. Ответственно подойдя к риск-менеджменту, финансовый директор сумел в короткие сроки нарастить капитал и продемонстрировать первым клиентам высокую доходность вложений. Точный расчёт и ответственный контроль рисков позволили укрепить бизнес и повысить известность на рынке.
- Во второй половине 1990-х, изучив рыночные тренды, команда стала активно работать с облигациями. По-прежнему высокое внимание уделялось защите капиталов, что позволило успешно пережить сложный 1998-й ознаменовавшийся дефолтом. Кризис пошатнул позиции многих бизнесов в России, однако корабль Белая успешно преодолел бури и рифы.
- К 2002-му компания уже почти десять лет работала на рынке и обзавелась солидной репутацией. Это обеспечило доверие мощных институциональных клиентов. В 2002 году команде Белая впервые доверил деньги пенсионный фонд. Это стало очередной знаковой вехой в истории бизнеса.
- В 2008-м большинству бизнесменов и инвесторов пришлось решать сложные вопросы, связанные с мировым финансовым кризисом. Олег Белай перешёл в этом году на новую должность – стал директором по корпоративным финансам. На этом посту он начал активно развивать новые направления, чтобы актуализировать развитие группы и использовать новые возможности. В течение пяти лет он занимался внедрением в стратегию таких направлений, как инвест-банкинг и private equity – прямые инвестиции.
- В 2013-м Олег Викторович стал СЕО группы. Основные интересы инвестора на данном этапе сосредоточились на набирающей силу ESG-повестке. Этот глобальный «зелёный» тренд не только перспективен с финансовой точки зрения, но и соответствует убеждениям Белая. Предприниматель не только разделяет бизнес-принципы устойчивого развития и экологической безопасности, но и воплощает их на практике в рамках частной инициативы, в форме благотворительных проектов. В итоге ТРИНФИКО первой среди управляющих компаний страны получила ESG-рейтинг от Национального рейтингового агентства.
Умение взять на себя ответственность – главный принцип успешного бизнеса
Рассказывая о выстраивании бренда ТРИНФИКО, о непростом тридцатилетнем пути развития, Олег Викторович Белай делает акцент на нескольких деловых принципах. Именно они лежат в основе успеха – как личного, так и всей компании. Вот эти кирпичики, на которых строится управление инвестиционным бизнесом:
- Грамотно выстроенное взаимодействие в коллективе, качественная стратегическая вертикаль в топ-менеджменте.
- Ориентация услуг на текущие потребности рынка. По словам Олега Белая, способность дать то, на что наметился спрос, что требуется рынку, – залог успеха. Для этого нужно отслеживать зарождающиеся тренды, не бояться сложных задач, предоставлять клиентам высококлассную экспертизу.
- Способность учиться, меняться, развиваться. Гибкость и открытость новым идеям, умение прислушиваться к различным мнениям.
- Сочетание амбициозности и умеренности. Амбициозность помогает масштабировать деятельность, открывать новые горизонты и достигать вершин. Умеренность защищает от опрометчивых поступков и повышенных рисков. Предприниматель подчёркивает, что цель его команды – «быть в потоке»: быть среди лучших, но не стремиться вырваться в лидеры любой ценой. Вместо того, чтобы чрезмерно рисковать ради тщеславного желания стать первым, гораздо ценнее постоянно удерживать высокие позиции.
- Ответственность за риски и решения, тактические ходы и общую стратегию. Понимание, что главное в инвестиционном бизнесе – это безупречная репутация, а главный актив – доверие клиентов.
Выходя из офиса
Подробности частной жизни Олега Белая известны только узкому семейному кругу. Он избегает публичности, не фигурирует в светской хронике. Как говорит сам бизнесмен, увлечения у него вполне обычные, конструктивные, полезные для здоровья, интеллекта и души. Предприниматель любит рыбалку, отдых на природе, увлекается филателией и мотоспортом, если удаётся выкроить свободное время в потоке дел – старается немного попутешествовать и увидеть новые места. Как принято сейчас говорить – разумный work-life balance.
Большую роль в жизни топ-менеджера играет семья. Он уже вырастил детей и сейчас с удовольствием проводит время с внуками.
Однако свои душевные силы и ресурсы бизнесмен тратит не только на близкий круг. Он основал фонд «Вместе сможем», чтобы помогать наиболее уязвимым группам граждан. К работе этого фонда ему удалось привлечь и коллектив компании. Многие сотрудники стали волонтёрами и «вместе с боссом» участвуют в благотворительных проектах, стремясь сделать жизнь в стране благополучнее и внести свой вклад в борьбу с бедностью.