В Ставрополе во Дворце культуры и спорта состоялся региональный премьерный показ фильма «Право выбора» режиссера Елены Пискаревой. Это первый в России художественный фильм, в котором с разных сторон и точек зрения затронута проблема абортов: закона, врачей, мужчин и женщин в самых разных жизненных ситуациях.

Фильм основан на реальных событиях. Показ организован Ставропольской епархией при поддержке правительства края.

Зал был полон молодежи, пришли студенты ряда ставропольских вузов и колледжей. Впрочем, было немало и людей постарше. Конечно, это был необычный киносеанс, и по теме дня, и по месту проведения. К залу обратился митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, четко обозначивший основной смысл картины: показать ценность жизни ребенка от момента его зачатия. К сожалению, так сложилось, что эта ценность оказывается размыта некими сроками, в которые закон разрешает совершить аборт. Владыка Кирилл выразил надежду на то, что данная кинокартина откроет глаза на истину множеству людей и убедит сохранить жизни нерожденных младенцев. Фильм уже прошел подобные показы в 14 регионах России. И всюду вызывает огромное внимание. Это объяснимо, поскольку, по мнению митрополита Кирилла, картина вскрывает очень острый вопрос современности: мы живем в достаточно лицемерном мире, когда за убитую собаку могут судить, а вот «убитые во чреве» сотни тысяч младенцев – это вроде бы нормально. Нам всем надо задуматься, хочет ли жить наш народ и в каком мире: там ли, где пропагандируется только потребление – и никакой ответственности? А ведь в нашем обществе примеры правильной жизни показывают многие и многие семьи, где рядом радуют друг друга разные поколения, берегущие лучшие традиции народа.

Подходить осознанно к непростым вопросам призвала собравшихся режиссер фильма Елена Пискарева. Она рассказала о том, как пришла идея создать фильм и какие сложности возникали при съемке, а учитывая тему картины, сложностей было немало. Режиссеру удалось собрать замечательную актерскую команду, сумевшую ярко и эмоционально отразить творческий замысел. А он без прикрас открывает перед зрителем поистине страшные стороны не просто медицинского, а этического, нравственного характера. Чего стоит приводимая по ходу сюжета ужасная статистика абортов или жестко иллюстрируемая процедура изготовления неких «полезных» материалов из плода, убитого во время аборта. Так сказать, ничего не теряется зря, все на «пользу». Главный герой фильма руководит родильным домом и мучительно пытается осознать, кто он и его коллеги: врачи или палачи? Нет, авторы картины не возлагают всю ответственность за совершаемое на врачей, просто врачи – это люди, находящиеся, что называется, на страшном рубеже принятия решений. Причем в ситуациях, когда, увы, бывает некогда разбираться в тонкостях дела конкретного пациента. Тем более – рассуждать об «идее национальной безопасности».

Хотя, по признанию режиссера, предварительное изучение темы показало, что именно врачи серьезно озабочены сложившейся ситуацией. Это прослеживается в подлинных жизненных историях, представленных в картине в художественном преломлении. При этом Елена Пискарева сделала особое ударение на том, что дело тут не в медицине, хотя действие и происходит в клинике. Дело в существующем сегодня в нашем обществе синдроме, как она выразилась, «размазанной ответственности»: трудно найти виновного, поскольку вина лежит на всем обществе. Женщины, делающие страшный выбор, их мужчины, близкие родственники, подталкивающие к такому выбору, руководствуясь пресловутым «хочу пожить для себя», – как все это знакомо нам по жизни. Десятилетия легализации аборта приучили всех относиться к едва зародившейся жизни не как к ценности, а как к расходному материалу, от которого так просто избавиться, и не будет проблем. Например, не будет патологий беременности, а таковых сегодня огромное количество (но с ними столько мороки!). Не будет перинатальных смертей и прочих осложнений. Как бы это цинично ни звучало, врачам проще удалить плод, и, о счастье, не будет плохой отчетности! Задача фильма – показать все как есть, после чего люди задумаются в процессе выбора. «Право выбора», вынесенное в название картины, действительно есть у каждого, ну а каков будет выбор – зависит тоже от каждого. Причем, думать об этом нужно до того, как окажешься перед выбором. Здесь, по мнению Елены Пискаревой, и с ней нельзя не согласиться, важно заранее проговаривать вопросы не просто с молодыми людьми, но даже с детьми, которые только подрастают. Не случайно врач в фильме говорит своим сыновьям, хотя они еще подростки: «Если ложишься с женщиной в постель, будь готов стать отцом ее детей, или не ложись с ней!» Мужчина – это ответственность. А мы знаем, как часто этот нормальный, веками сформированный постулат совершенно не работает в современной жизни.

После просмотра кинокартины состоялся брифинг, зрители смогли задать вопросы режиссеру и группе экспертов. Судя по реакции зала, равнодушным не смог остаться никто. С большим вниманием слушали приехавшую на показ фильма в Ставрополь известного московского психолога Татьяну Попову (она более двух десятилетий работает в сфере кризисного доабортного консультирования), руководителя направления «Просвещение» в Общероссийском общественном движении «За жизнь» Константина Шестакова и других экспертов.

Очень хочется надеяться, что молодежная аудитория, посмотревшая по-настоящему художественно выразительный и при этом познавательно-полезный фильм, не только хорошо подумает над поднятыми в нем темами, но и поделится своими мыслями со сверстниками. Ведь это молодым еще предстоит встать перед выбором, и лучше поразмышлять о нем уже сегодня. Чтобы всем вместе сделать шаг от нынешней «размазанной ответственности» к нравственно здоровому, уважающему себя обществу.

Наталья БЫКОВА

Синдром «размазанной» ответственности / Газета «Ставропольская правда» / 21 мая 2021 г.