Коммунальные концессии вскоре будут недоступны для государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов). Соответствующие поправки к закону о концессиях, одобренные Правительством РФ, подготовило Минэкономики. В вопросах управления объектами тепло- и водоснабжения ставка делается на частных инвесторов. Для них же будет упрощена процедура передачи незарегистрированного имущества. Комментирует эти новации известный в нашем регионе эксперт Роман Савичев, Герой труда Ставрополья, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ».

– Федеральный закон «О концессионных соглашениях» был принят в 2005 году, отмечает Роман Савичев. – Напомню, что концессия — это форма государственно-частного партнерства. Она предусматривает передачу на определенный срок государственных объектов, как правило, от ГУПов и МУПов — частным инвесторам. В свою очередь, инвесторы, заключив с собственниками договор концессии, вкладывают собственные деньги в строительство или реконструкцию таких объектов, а взамен получают право эксплуатировать полученное имущество и получать доход от его использования. После истечения срока соглашения инвестор обязан вернуть объект государству.

Договоры концессии заключают в отношении объектов различного назначения, но сегодня мы говорим о сфере ЖКХ, которая считается, пожалуй, самой проблемной для нашей страны, а потому власти кровно заинтересованы в привлечении частных инвесторов в развитие отраслей, обеспечивающих тепло- и водоснабжение, газификацию, канализацию, вывоз и переработку мусора. ГУПы и МУПы с этой задачей во многих регионах справляются плохо: они, как правило, живут только за счет тарифов, еле-еле успевая латать дыры, ликвидируя аварию за аварией. Между тем износ инженерных сетей в подавляющем большинстве регионов близок к ста процентам, и Ставрополье здесь не является исключением.

В нашем крае особенно остро стоит вопрос с водоснабжением: частые прорывы сетей, некачественная вода — эти темы постоянно поднимаются населением в ходе «прямых линий» губернатора Владимира Владимирова. Стараниями главы региона главная ресурсоснабжающая организация региона ГУП «Ставрополькрайводоканал» получает помощь как из бюджета края, так и по линии федеральных программ. Идет замена труб, прокладываются новые трассы, но полученных средств явно недостаточно. Может ли быть выходом заключение договора концессии с частным инвестором на эксплуатацию имущества «Ставрополькрайводоканала»? Трудно сказать. В 2017 году эта тема поднималась, но по неизвестной причине все сошло на нет. Подобрать концессионера на всё громадное имущество этого ГУПа довольно сложно, учитывая большой износ сетей. А отдавать только лучшие «куски» предприятия, оставляя себе лишь убыточные подразделения — думаю, власти края на это не пойдут.

Если говорить о федеральном центре, то финансовая поддержка на на реализацию региональных концессионных соглашений поступает по линии госкорпорации «Фонд содействия реформирования ЖКХ» в рамках установленных лимитов. Наиболее крупный транш для Ставрополья был, пожалуй, в 2018 году — 216,7 миллиона рублей — на подготовку инвестиционных проектов модернизации в сфере тепло- и водоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами. То есть речь идет о подготовке необходимой документации, а это «удовольствие» очень дорогое. Думаю, что экономический кризис, связанный с пандемией, сказался на привлечении инвесторов-концессионеров. На 2021 год запланировано лишь два краевых объекта, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Это реконструкция водолечебницы в Нефтекумском районе (требуемый объем инвестиций — 27 миллионов рублей) и бальнеологической лечебницы в Георгиевске (100 миллионов). Непосредственно в Ставрополе запланированы к привлечению концессий 10 объектов — в основном реконструкция школ, бань, учреждений культуры. И лишь один объект ЖКХ: строительство подающего водовода на очистные сооружения города протяженностью 10,6 километра. Концессионеру предлагается вложить 870 миллионов рублей.

В целом по стране, согласно данным федерального министерства строительства и ЖКХ, заключено около 2500 концессионных соглашений, по которым общий объем инвестиций составляет 504 миллиарда рублей. Это, конечно, мало. И, к сожалению, значительная часть потенциальных инвесторов пока не готова вкладываться в ЖКХ. Причиной тому не только изношенность сетей и задолженность по оплате коммунальных услуг. Зачастую это жадность собственников, старающихся «впарить» право концессии по завышенной цене и на невыгодных условиях. Останавливают инвесторов и юридические недоработки в оформлении строений, сетей и трасс, а также небрежность в регистрации на них права собственности. Настораживает и такой факт: растет число мнимых концессий, которые в реальности являются завуалированными договорами аренды объектов ЖКХ, бенефициарами которых являются МУПы и ГУПы.

Законопроект Минэкономики РФ, о котором мы сегодня говорим, как раз-таки и призван снять часть имеющихся проблем. Чтобы нарастить инвестиции в ЖКХ, это ведомство предлагает запретить МУПам и ГУПам участвовать в коммунальных концессиях. Эти предприятия, конечно же, не являются частными инвесторами, и к тому же сильно зависят от собственника имущества — властей региона и муниципалитетов. А к инвесторам-концессионерам будут предъявляться более жесткие требования: они должны подтвердить квалификацию оператора коммунальной инфраструктуры. Большой проблемой является имущество требующее громадных затрат — десятков миллионов рублей — на проведение кадастрового учета и госрегистрации. На эти процедуры у муниципалитетов, как правило, нет денег, поэтому возникает вопрос о компенсациях затрат инвесторам. Кроме того Минэк хочет упростить передачу незарегистрированного имущества в управление частникам. Сегодня это можно сделать, если доля балансовой стоимости объектов в общем составе «концессионного» имущества не превышает 50 процентов. Ограничение доли предлагается отменить, а регистрационные процедуры продлить на 10 лет (сегодня всего лишь год, и часто этого срока недостаточно).

Несколько оптимизирующих процедур (законопроектов), касающихся концессий в сфере тепло- и водоснабжения, поступило в Правительство РФ и от Минстроя. Он предлагает разрешить трансформировать арендные отношения в концессионные на срок, превышающий действие договоров аренды (сегодня не более 10 лет), но не свыше 49 лет. Кроме того, законопроект Минстроя предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, чтобы разрешить концессионерам применение упрощенной системы налогообложения в малых городах.

Думаю, все эти новации позволят повысить заинтересованность потенциальных инвесторов в заключении концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое сегодня остро нуждается в привлечении многих сотен миллиардов рублей.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО