Николай Лисинский

Николай Лисинский

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Николая Лисинского.

Во вступительном слове Уполномоченный обратил внимание на проблемы в государстве и обществе, вызванные новой коронавирусной инфекцией СOVID-19, а также на пути их решения.

Н. Лисинский сделал акцент на такое положительное событие, происшедшее в стране в 2020 году, как внесение изменений и поправок в Конституцию Российской Федерации, принятых всенародным голосованием. Он также подчеркнул, что в прошедшем году вступили в силу: Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», которым определены единые стандарты деятельности региональных уполномоченных по правам человека; Закон Ставропольского края от 27 июля 2020 года № 93-кз «Об Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае», в котором были конкретизированы полномочия краевого омбудсмена, определен круг его деятельности. Она по-прежнему направлена на реагирование по каждому обращению граждан, в особенности социально не защищенных слоев населения, порой не имеющих достаточных финансовых средств на оплату правовых консультаций, предоставляемых юридическими фирмами.

Глава I. Анализ обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного, результаты их рассмотрения

1.1. Факторы, влияющие на обеспечение прав граждан в крае

Анализируя состояние борьбы с преступностью в крае в 2020 году, Уполномоченный отметил, что на территории края было зарегистрировано более 35100 преступлений, что на один процент больше, чем в 2019 году. Почти 50 процентов из них раскрыто. Количество тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось на 21 процент по сравнению с 2019 годом. В структуре преступности 56 процентов составляют кражи, грабежи, разбои, мошенничества, вымогательства. Сократилось количество умышленных убийств, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей, краж, нарушений правил дорожного движения с тяжкими последствиями, в том числе со смертельным исходом. В 2020 году правонарушители использовали компьютеры или телекоммуникационные технологии более 9200 раз. Почти две трети преступлений совершили лица, ранее уже имевшие проблемы с законом. В прошедшем году количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ увеличилось почти на четверть. Деятельность правоохранительных органов по пресечению таких преступлений в истекшем году также активизировалась: правоохранники изъяли из незаконного оборота в два раза больше наркотических веществ, чем годом ранее.

В 2020 году выявлено более 250 фактов взяточничества, что на 62 процента больше, чем в 2019 году. Это свидетельствует об активизации деятельности правоохранительных органов в выявлении таких преступлений.

Подразделениями ГИБДД края за нарушения правил дорожного движения в истекшем году привлечен к административной ответственности почти миллион восемьсот тысяч граждан, что более чем на 20 процентов превышает уровень 2019 года. При этом основная масса правонарушений (более 1700 000) выявлена средствами фотовидеофиксации.

1.2. Динамика и структура обращений

В 2020 году к Уполномоченному поступило 1992 устных и письменных обращений граждан, что на 27 процентов меньше, чем в 2019 году. Снижение количества обращений обусловлено принимаемыми государством, органами власти края мерами по обеспечению режима соблюдения прав и свобод граждан, разрешением «наболевших» социально-экономических вопросов, а также принятием органами власти края мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 (самоизоляция граждан пожилого возраста, а также имеющих хронические заболевания, приостановление деятельности ряда предприятий, запрет на проведение мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей, ограничение работы ряда учреждений).

В ходе личного приема граждан Уполномоченный и сотрудники его аппарата рассмотрели 1208 устных обращений, что на 23 процента меньше по сравнению с 2019 годом. Рассмотрено 784 письменных обращения, что меньше почти на 16 процентов по сравнению с 2019 годом. В 2020 году больше всего письменных обращений (331, или 42 процента от общего количества поступивших) касалось вопросов нарушения прав граждан при осуществлении уголовного преследования и исполнения уголовного наказания (2019 год – 373 подобных обращения); 172 из них (22 процента) – о нарушениях права на справедливое следственное разбирательство, 105 обращений (13 процентов) – о нарушениях прав осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях края.

В 2020 году Уполномоченному поступило 183 обращения по социальным, экономическим, гражданским правам и свободам (на 18 процентов меньше, чем в 2019 году). В 13 процентах обращений ставропольчане заявляют о нарушении их прав в гражданском судопроизводстве, производстве по делам об административных правонарушениях, а также в сфере исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов; 65 процентов письменных обращений – это жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных структур федеральных органов власти и управления. О нарушении прав краевыми органами власти и управления говорится в 8 процентах обращений. О нарушении прав органами местного самоуправления или их должностными лицами речь идет почти в 10 процентах обращений; 16 процентов обращений содержали сведения о нарушении прав граждан коммерческими структурами и физическими лицами.

Наибольшее число обращений поступило к Уполномоченному от жителей Ставрополя (25 процентов). В то же время снизилось почти на 34 процента число письменных обращений, поступивших в 2020 году из населенных пунктов региона Кавказских Минеральных Вод, что обусловлено размещением в 2020 году в Пятигорске двух консультантов аппарата Уполномоченного. Как следствие, у заявителей появилась возможность выяснить интересующие их вопросы на месте на личном приеме у сотрудников аппарата Уполномоченного. Из 23 муниципальных городских округов, в которых проживает 57 процентов населения края, поступило 175 обращений (22 процента).

1.3. Основные результаты рассмотрения обращений и работы по другим направлениям

В 2020 году в рамках предоставленных законодательством полномочий и при взаимодействии с государственными органами и органами местного самоуправления Уполномоченному и сотрудникам его аппарата удалось добиться положительных результатов более чем по 11 процентам обращений.

Глава II. Защита социальных, экономических и гражданских прав и свобод

2.1. Право на жилище

Обеспечение доступности жилья – значимая социальная проблема. Обращения, связанные с реализацией права граждан на жилище, на протяжении ряда лет остаются актуальными. В 2020 году Уполномоченному поступило 97 обращений данной проблематики (в 2019 году – 110), в том числе: по вопросам оплаты за услуги ЖКХ – 21 обращение (2019 год – 35), о непредоставлении жилья – 13 (2019 год – 25), на отказ в ремонте жилья – 4 обращения (2019 год – 6), по вопросам предоставления безопасных условий для проживания – 26 обращений (2019 год – 23). Как и в предыдущие годы, вопросы соблюдения прав при предоставлении коммунальных услуг были предметом рассмотрения в аппарате Уполномоченного, поскольку граждане обращались к нему с просьбами оказать содействие в предоставлении той или иной коммунальной услуги.

Действующее правовое регулирование поставки энергоресурсов для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан предоставляет право поставщику в одностороннем порядке приостановить предоставление услуги в случае неоплаты или неполной оплаты потребленной услуги в течение двух расчетных периодов подряд. Газоснабжающие организации зачастую злоупотребляют этим правом, не используя при этом других правовых способов для сокращения задолженности, в том числе путем заключения соглашения с должниками о поэтапном погашении ими задолженности либо обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа и предъявления его судебным приставам-исполнителям для принудительного взыскания долга, проведения разъяснительной работы с потребителями. Именно поэтому обоснованное недовольство граждан вызывают действия газовиков при прекращении ими подачи газа.

Так, Уполномоченному поступило обращение пенсионерки из Зеленокумска Советского городского округа по вопросу нарушения ее прав сотрудниками филиала ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» при исполнении договора поставки газа. Женщина в августе 2020 года приобрела в собственность домовладение в Зеленокумске. А двумя месяцами раньше в этом домовладении был проведен демонтаж газовой трубы в связи с задолженностью предыдущего собственника. В сентябре между новой хозяйкой и ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» был заключен договор поставки газа. Но когда женщина обратилась к поставщику с просьбой возобновить поставку газа в ее домовладение, то получила отказ и требование оплатить задолженность предыдущего собственника. После вмешательства Уполномоченного, по сообщению генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», поставка газа в домовладение пенсионерки была возобновлена.

Для Ставропольского края наиболее актуальными остаются вопросы обеспечения законности при переселении граждан из аварийного жилья, проведении капитального ремонта многоквартирных жилых домов, обеспечения надлежащей эксплуатации жилищного фонда. В крае активно осуществляется реализация программ, в том числе краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2019-2025 годах», по переселению граждан из аварийных жилых домов и подлежащих сносу. Вместе с тем в Георгиевском городском округе, Ессентуках не соблюдены параметры реализации этой программы.

Не в полном объеме выполнена и программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов. В частности, некоммерческая организация Ставропольского края «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» не выполнила ремонт 9 многоквартирных домов со сроком завершения ремонта в 2018 году и 176 многоквартирных домов, ремонт которых был предусмотрен в 2019 году, при этом в отношении 109 домов не заключены договоры на проведение капитального ремонта с подрядными организациями.

2.2. Трудовые права

В 2020 году положение на рынке труда в Ставропольском крае ухудшилось по причине введения ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, и, как следствие, привело к безработице, напряженности и росту обращений граждан в учреждения занятости населения. По данным министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, численность безработных увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 50 процентов и составила 98,8 тысячи человек. Уровень безработицы составил более 7 процентов (2019 год – 4,6 процента). Острой проблемой остается неформальная занятость. В муниципальных районах и городских округах выявлено 92117 работников, трудившихся без оформления трудовых отношений. Увеличение размера пособия по безработице и назначение дополнительной выплаты безработным на несовершеннолетних детей привело к значительному росту обращений граждан с целью получения пособия по безработице – более чем в 8,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Несмотря на сложную ситуацию использовался весь комплекс мероприятий, предусмотренных государственной программой Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения»: трудоустройство обратившихся, поддержка ставропольчан, испытывающих трудности в поиске работы, организация оплачиваемых общественных и временных работ, профессиональное обучение новым специальностям или повышение квалификации, финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности, возмещение расходов работодателям на организацию стажировки для инвалидов и выпускников образовательных организаций, а также выдача на конкурсной основе грантов работодателям для оборудования специальных рабочих мест для инвалидов. По сравнению с 2019 годом количество трудоустроенных граждан увеличилось на 408 человек и составило 26545 человек (в 2019 году – 26137 человек). Вместе с тем уровень трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, снизился и составил 20,5 процента (в 2019 году – 60,9 процента). Уменьшение доли трудоустроенных граждан объясняется значительным увеличением обращений в центры занятости граждан с низкой мотивацией к трудоустройству, единственной целью которых является получение пособия по безработице.

Анализ обращений о нарушениях трудовых прав граждан, поступивших в 2020 году Уполномоченному (их поступило 17, что на 8 меньше, чем 2019 году), свидетельствует о том, что в последние годы органами государственной власти принимаются конкретные меры, направленные на реализацию и защиту трудовых прав граждан. В большинстве жалоб речь шла о невыплате заработной платы в период самоизоляции. В целом обращения типичны для ситуации экономического кризиса, вызванного пандемией: работодатели перестают платить сотрудникам заработную плату, заставляют их уходить в неоплачиваемые отпуска, увольняться по собственному желанию, подписывать соглашения о снижении зарплаты и т. п.

2.3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Без преувеличения можно сказать, что система здравоохранения края в 2020 году работала на пределе возможностей в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Бесплатную медицинскую помощь по территориальной программе государственных гарантий в крае оказывают 128 больниц, 30 диспансеров, 5 специализированных центров, 507 амбулаторно-поликлинических учреждений, 11 станций скорой медицинской помощи и другие медицинские учреждения.

Хотя количество жалоб данной категории снизилось в 2020 году (11 против 19 в 2019 году), тем не менее основные проблемы в сфере здравоохранения сохранили актуальность, требуют дополнительных мер для их решения. Это касается вопросов льготного лекарственного обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний.

2.4. Право на пенсионное обеспечение

Согласно данным отделения Пенсионного фонда России по Ставропольскому краю, численность пенсионеров в крае на 31.12.2020 составила 744100 человек, что на 1,3 процента ниже количества пенсионеров, зарегистрированных в крае в 2019 году. В истекшем году сократилось на 57 процентов количество обращений граждан по вопросам пенсионного обеспечения (10 обращений), что свидетельствует о профессиональном и человечном подходе руководства и коллектива отделения ПФР по Ставропольскому краю. Тем не менее обращения о неправильном, по мнению заявителей, начислении им пенсий или выплат продолжают поступать. Большая часть обращений была направлена для рассмотрения в ГУ – отделение ПФР по Ставропольскому краю, с которым в мае 2020 года было заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.

2.5. Право на гражданство Российской Федерации и на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

В 2020 году Уполномоченному поступило 9 (на 18 процентов ниже уровня 2019 года) обращений граждан по вопросам прав и законных интересов, предусмотренных миграционным законодательством Российской Федерации, два из них были удовлетворены. Последовательное, в течение ряда лет уменьшение обращений данной категории свидетельствует об изменении в лучшую сторону ситуации в сфере миграционных правоотношений.

2.6. Право на защиту семьи, материнства, отцовства и детства

Улучшение демографической ситуации, преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения края остается в числе основных приоритетов государственной и региональной политики. Реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование рождаемости, сокращение смертности, оздоровление населения, развитие культуры и пропаганду здорового образа жизни, воспитание здорового поколения, развитие спорта и физкультурно-оздоровительной деятельности, создание достойного уровня жизни. Основные мероприятия проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей на территории Ставропольского края» направлены на повышение благосостояния семей с детьми, внедрение механизма их финансовой поддержки, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей и минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей. Проект объединил основные меры социальной поддержки, предоставляемые на федеральном и региональном уровнях.

Серьезное влияние на благосостояние семей с детьми оказывает и трудовая занятость родителей. Региональный проект «Создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей» предусматривает ряд мер, направленных на предоставление женщинам возможности воспитывать детей и работать. В рамках проекта организованы профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и женщин, имеющих детей дошкольного возраста. В 2020 году прошли обучение профессиям, востребованным на рынке труда края, и повысили свою квалификацию в образовательных организациях края 1124 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и имеющие детей дошкольного возраста, что составило 191,5 процента от годового контрольного показателя.

Но отношения внутри семьи часто находятся вне поля зрения общества и государства в силу неприкосновенности частной жизни и права на семейную тайну. 2020 год обострил проблему внутрисемейного насилия, которое обладает наивысшей степенью латентности среди всех преступлений, сопряженных с насильственными действиями. Женщины часто не знают, куда им обратиться, терпят побои ради сохранения семьи, не верят в то, что им помогут. Неутешительна и такая статистика: до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. О существующей проблеме свидетельствуют и жалобы, поступающие в адрес Уполномоченного.

«…Умоляю, помогите… Вы последняя наша надежда!». С такими словами обратились к Уполномоченному две сестры. Они писали о том, что их третья сестра находится в опасности в связи с тем, что муж систематически избивает ее, издевается над нею. После вмешательства Уполномоченного органы полиции провели повторную проверку доводов заявителей. Муж-дебошир привлечен к административной ответственности.

Системной проблемой на протяжении длительного периода остается невыплата алиментов родителями на содержание несовершеннолетних детей, чем подрывается экономическая основа их существования, образования и воспитания. Несмотря на принимаемые государством меры, существенных изменений в сфере взыскания алиментов в 2020 году добиться не удалось. Уполномоченный рассмотрел 11 обращений граждан, в отношении которых были приняты судебные акты о взыскании в их пользу алиментов на содержание несовершеннолетних детей. В результате рассмотрения были восстановлены нарушенные права нескольких матерей и их детей на получение денежного содержания. Одна из них направила Уполномоченному письмо, в котором, в частности, написала: «Уважаемый Николай Павлович! В сентябре на приеме у Марины Анатольевны Захаровой, главного судебного пристава Ставропольского края, мне удалось познакомиться с Вами! Благодаря Вашему неравнодушию и Вашей помощи с ноября 2020 года моя дочь начала получать алиментные выплаты, которые не получала на протяжении 10 лет».

2.7. Право на безопасные условия проживания, благоприятную окружающую среду и пользования природными ресурсами

В 2020 году Уполномоченным рассмотрено 26 обращений данной категории, что на 17 процентов больше, чем в 2019 году. В ряде случаев граждане говорят о нарушении их права на безопасные условия проживания при некачественном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. В других обращениях сообщают о неудовлетворительной работе управляющих организаций, связанной с ненадлежащим содержанием общего имущества в многоквартирном доме, угрожающим жизни и здоровью людей. Зачастую люди жалуются на необоснованное, по их мнению, ограничение или прекращение подачи энергоресурсов в их квартиры и в дома исполнителями услуг по газоснабжению, электроснабжению, холодному и горячему водообеспечению, что особенно недопустимо в холодное время года. Каждое такое обращение было рассмотрено Уполномоченным.

Ставропольский край с января 2018 года одним из первых в стране начал реализовывать эксперимент по формированию системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). В настоящее время на территории края стабильно работают четыре региональных оператора, сфера деятельности которых охватывает весь край. Одним из результатов их работы стало устранение стихийных свалок. За два минувших года их было ликвидировано 25. Также в крае создано 9 линий по сортировке отходов общей мощностью 1,8 миллиона тонн в год. Наведение порядка в сфере обращения с отходами дает положительные результаты, о чем говорит и уменьшение количества обращений граждан по вопросам нарушения их прав при оплате за вывоз ТКО, поступивших в 2020 году Уполномоченному. Одним из основных направлений совершенствования системы обращения с ТКО остается работа с региональными операторами по внедрению раздельного сбора мусора, которая уже началась в крае.

Анализ поступивших в 2020 году обращений граждан по вопросам природопользования свидетельствует о том, что все они касаются одного вида использования природного ресурса – землепользования. Таких обращений Уполномоченным рассмотрено 14, что на 22 процента меньше, чем в 2019 году. Вопросы землепользования связаны в большинстве со спорами владельцев смежных земельных участков, предоставлением их в собственность или в аренду, несогласием заявителей с межеванием и с судебными решениями по земельным спорам, нарушением правил проведения аукциона по продаже земельных участков и т. д.

Глава III. Защита прав человека в уголовном процессе и в местах принудительного содержания

3.1. Защита прав человека в уголовном процессе

Проблема обеспечения гарантий прав участников уголовного процесса не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, о чем свидетельствует анализ поступивших в адрес Уполномоченного обращений граждан. В 2020 году на 21 процент снизилось количество обращений граждан о возможном нарушении их права в сфере уголовного судопроизводства с 274 в 2019 году до 226. Удельный вес таких обращений в структуре всех обращений, поступивших Уполномоченному на протяжении двух последних лет, превышает 29 процентов, то есть практически каждое третье от всех рассмотренных обращений посвящено этой проблеме. В то же время за последние годы отмечается устойчивая тенденция к сокращению количества обращений, доводы которых подтвердились в процессе проверок. Так, количество жалоб, связанных с необоснованным привлечением к уголовной ответственности и осуждением, в 2020 году уменьшилось до 7 против 21 в 2019 году (или на 300 процентов), а количество жалоб на справедливое судебное разбирательство по уголовным делам сократилось до 54 против 71 (или на 31 процент).

Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования, проведения процессуальных проверок. В своих обращениях на действия (бездействие) и решения дознавателей и следователей граждане зачастую жаловались на несвоевременное проведение необходимых проверочных, следственных и иных процессуальных действий в связи с противоэпидемическими мерами.

В 2020 году Уполномоченному поступило 14 обращений на избрание и продление меры пресечения в виде заключения под стражу, что меньше на 44 процента, чем в 2019 году (25). Обвиняемые, числящиеся за органами предварительного следствия МВД, заявляли о незаконном привлечении к уголовной ответственности, необоснованном избрании в отношении них меры пресечения – содержание под стражей. Однако из текста их обращений следовало, что они привлекались к уголовной ответственности за преступления, относящиеся к категории тяжких и особо тяжких, за которые суд, как правило, назначает реальную меру наказания – лишение свободы.

По вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам поступило 54 обращения (71 в 2019 году). Каждому заявителю подробно был разъяснен порядок обжалования судебных приговоров.

3.2. Защита прав потерпевших

В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Для осуществления защиты прав потерпевшего необходимо наличие возбужденного уголовного дела и признание лица потерпевшим. В то же время существует начальная, самостоятельная стадия уголовного процесса – принятие, регистрация, проверка заявления или сообщения о преступлении и возбуждение уголовного дела, в ходе которой устанавливается наличие (отсутствие) основания к возбуждению уголовного дела. При этом с момента принятия заявления о совершенном или подготавливаемом преступлении до принятия решения о возбуждении уголовного дела зачастую проходят месяцы, а иногда и годы. Как показывает анализ рассмотренных Уполномоченным обращений граждан, именно на этой стадии допускается большинство нарушений прав, свобод и законных интересов человека, связанных в первую очередь с необоснованным и незаконным отказом в возбуждении уголовного дела. Вместе с тем в 2020 году количество жалоб граждан на нарушения их прав на досудебной стадии уголовного производства снизилось на 15 процентов и составило 172 обращения против 203 в 2019 году. В 2020 году, как и 2019 году, наблюдается снижение числа жалоб со стороны потерпевших на нарушения их прав на стадии расследования преступлений. Тем не менее эти нарушения носят достаточно распространенный характер, особенно при принятии процессуальных решений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) или приостановлении производства по нему. Зачастую о принятом решении потерпевшие не уведомляются, копии соответствующих постановлений им не направляются, чем нарушается их право на обжалование принятых решений в установленном законом порядке.

Многие обращения граждан свидетельствуют о другой проблеме, характерной для стадии возбуждения уголовного дела, – неоднократном принятии дознавателями и следователями решений об отказе в возбуждении уголовного дела, неоправданно длительного рассмотрения сообщений о преступлении и расследовании уголовных дел. Инициированными Уполномоченным проверками компетентных органов в ряде случаев доводы заявителей нашли подтверждение.

3.3. Защита прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Статья 21 Конституции РФ определяет, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Это в полной мере относится и к лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Поэтому одним из основных направлений деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов этой категории граждан.

В учреждениях УИС УФСИН России по Ставропольскому краю в истекшем году содержалось 10947 человек (при лимите учреждений – 12 864). На протяжении ряда лет наблюдается положительная тенденция к уменьшению количества лиц, содержащихся в учреждениях УИС края. В то же время в двух следственных изоляторах Ставропольского края наполняемость спецконтингентом превышает установленный лимит. Причиной этого, на наш взгляд, служит частое избрание меры пресечения подозреваемым обвиняемым в виде заключения под стражу.

В 2020 году к Уполномоченному поступило 105 обращений от лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, по поводу условий, порядка исполнения и отбытия наказаний, установленных уголовно-исполнительным законодательством (в 2019 году – 99). Относительная стабилизация числа обращений явились следствием максимально частого посещения Уполномоченным учреждений УФСИН Ставропольского края и иных мест принудительного содержания. Данная практика была продолжена и в условиях пандемии с соблюдением всех мер предосторожности и выполнением санитарно-эпидемиологических правил в учреждениях. В истекшем году Уполномоченный и сотрудники его аппарата провели 18 выездов-проверок в учреждения УИС: проверялись условия быта осужденных в жилой зоне учреждения, функционирование водоснабжения и канализации в общежитиях, наличие оборудования для инвалидов, организация питания и качество пищи в столовой, функционирование и порядок приема осужденных в медико-санитарной части колоний. Уполномоченный или его представитель проводили прием осужденных по актуальным вопросам защиты их прав и законных интересов.

Особое внимание уделялось вопросу оплачиваемого трудо-устройства осужденных, поскольку их трудовая занятость – это источник материальной помощи семье, погашение исков и штрафов по приговорам и решениям судов, отчисления в Пенсионный фонд, адаптация к будущей жизни на свободе. Доля трудоустроенных осужденных от общего количества осужденных, подлежащих привлечению к труду, составила 47 процентов.

В 2020 году у 3143 осужденных (в 2019 – у 3226) возникло право на условно-досрочное освобождение. Из них подали соответствующие ходатайства в суды 1302 осужденных (в 2019 – 1165). Освобожден 661 осужденный (в 2019 – 648). Половине подавших ходатайство осужденных отказано судами в условно-досрочном освобождении со ссылкой в основном только на тяжесть совершенного преступления, хотя обратившиеся положительно характеризовались администраций исправительного учреждения. Либо суды мотивировали отказ негативной характеристикой на осужденного или имеющимся у него дисциплинарным взысканием, не учитывая при этом иных обстоятельств.

В 2020 году представитель аппарата Уполномоченного совместно с сотрудниками ГУ МВД России по Ставропольскому краю осуществил полную проверку условий содержания лиц, помещенных в изоляторы временного содержания ряда территориальных органов МВД. В ходе проверок жалоб от содержащихся в них лиц не поступило, однако были выявлены недостатки бытового плана. Приняты меры к их устранению.

Глава IV. Защита прав человека и гражданина на справедливое судебное разбирательство при рассмотрении гражданских дел, дел об административных правонарушениях, административных дел

4.1. Защита прав человека и гражданина в гражданском судопроизводстве

В 2020 году к Уполномоченному поступило 76 обращений, в которых высказывалось несогласие с постановленными судами решениями, а также с действиями сторон по гражданским делам. Подавляющее большинство данных обращений было рассмотрено, заявителям направлены подробные разъяснения о порядке обжалования судебных актов.

4.2. Защита прав человека и гражданина при производстве дел об административных правонарушениях

Несмотря на тот факт, что только по линии МВД края в 2020 году к административной ответственности было привлечено почти два миллиона человек, количество обращений к Уполномоченному о необоснованном привлечении к административной ответственности крайне незначительно – всего 6 обращений.

Глава V. Защита прав отдельных категорий граждан

5.1. Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и пенсионеров

В зоне особого внимания Уполномоченного находятся вопросы защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) и пенсионеров. Вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на Ставрополье, решают 32 центра социального обслуживания населения, имеющиеся в каждом районе и городском округе края. По-прежнему самой востребованной для граждан пожилого возраста формой социального обслуживания остается предоставление социальных услуг на дому. Особое внимание уделяется инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, приравненным к ним. Оказание адресной социальной помощи на проведение ремонтных работ жилых помещений осуществляется в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан». В крае продолжилась реализация и пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Особое внимание в рамках системы уделяется профессиональной подготовке и повышению квалификации специалистов пилотных учреждений социального обслуживания.

В 23 стационарных организациях социального обслуживания населения осуществляется постоянный уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами в соответствии с установленным государственным стандартом. Показатель средней продолжительности жизни в домах-интернатах для престарелых и инвалидов составил 77 лет, в психоневрологических интернатах – 67 лет.

В Ставропольском крае в рамках подпрограммы «Доступная среда» инвалиды получили технические средства реабилитации (далее – ТСР) из регионального перечня на основании рекомендаций, указанных в индивидуальных программах реабилитации и личных заявлений. В 2020 году продолжилась реализация подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан».

В 2020 году Уполномоченному поступило 4 обращения в интересах прав инвалидов. Вопросы, волнующие данную категорию граждан, в подавляющем большинстве связаны с приспособлением общего имущества многоквартирного дома для потребностей инвалидов.

5.2. Защита жилищных прав детей-сирот

По данным министерства образования Ставропольского края, в 2020 году в крае в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями состоял 4301 ребенок-сирота, из них право на получение жилья имели 2463 человека. Решение указанной проблемы в большинстве зависит от мероприятий, направленных на строительство и приобретение жилья для указанной категории граждан, которые финансируются как за счет бюджета Ставропольского края, так и за счет средств федерального бюджета. В 2020 году жилыми помещениями были обеспечены 407 детей-сирот. Несмотря на принимаемые меры, в 2020 году Уполномоченному поступило 12 обращений от детей-сирот. Решение проблемы обеспечения детей-сирот благоустроенным жильем невозможно без системной финансовой поддержки из федерального бюджета России.

Глава VI. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами и институтами гражданского общества

6.1. Взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления

Целью деятельности уполномоченного в субъекте РФ является обеспечение дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории края. Она дополняет существующие средства защиты прав и свобод, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Поэтому Уполномоченным на системной основе выстроен механизм взаимодействия с указанными органами, в том числе и путем заключения с ними соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. Это позволило Уполномоченному более оперативно рассматривать обращения граждан о нарушении их прав и свобод, быть в курсе рассмотрения обращений компетентными органами.

6.2. Взаимодействие с институтами гражданского общества и средствами массовой информации

Деятельность Уполномоченного неотделима от сотрудничества с общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина. Такое взаимодействие позволяет Уполномоченному не только владеть информацией о состоянии соблюдения прав и свобод жителей края, но и своевременно реагировать на возникающие проблемы. Именно поэтому Уполномоченным налажено тесное взаимодействие с Общественной палатой Ставропольского края, с общественной наблюдательной комиссией Ставропольского края. В целях оказания помощи участникам войн, ветеранам военной службы в 2020 году заключено соглашение о взаимодействии между Уполномоченным и Ставропольским краевым отделением Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

При Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае работает Экспертный совет. В его состав входят известные на Ставрополье государственные и общественные деятели, представители ряда краевых министерств, средств массовой информации, религиозных конфессий, ученые. Это позволяет квалифицированно и оперативно разрешать актуальные вопросы защиты и восстановления прав граждан, вырабатывать и реализовывать совместные предложения по их обеспечению.

На новый уровень вышла деятельность института помощников Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае, насчитывающего 17 человек, осуществляющих свою деятельность на общественных началах в 11 муниципальных образованиях края. Помощники Уполномоченного – люди, имеющие за плечами огромный жизненный опыт и профессионализм, что позволяет им осуществлять не только консультативную и просветительскую функции, но и оказывать гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, конкретную практическую помощь. Конечная цель – иметь таких помощников во всех городских округах и муниципальных районах.

Глава VII. Правовое и правозащитное просвещение

Вопросы правового просвещения являются одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного. Формы и методы проведения правового просвещения различны. Так, в ходе ежедневного личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками его аппарата даны разъяснения действующего законодательства 1208 гражданам. При рассмотрении письменных обращений разъяснены нормы права 309 заявителям. Уполномоченный и сотрудники его аппарата на постоянной основе, во взаимодействии со Ставропольским региональным отделением Ассоциации юристов России, участвуют в акциях «Единый день оказания бесплатной юридической помощи», «Школа права». В обязательном порядке, в преддверии празднования Международного дня прав человека, проводимого в первой декаде декабря, аппаратом Уполномоченного проводится образовательная акция – Единый урок «Права человека».

К сожалению, в 2020 году по объективным обстоятельствам, связанным с пандемией, использование традиционных средств правового просвещения было ограничено. В связи с этим в разделе «Правовое просвещение» на сайте Уполномоченного в течение 2020 года размещено 58 публикаций по разной правовой тематике, а также различные сведения информационного характера, позволяющие знакомиться с деятельностью Уполномоченного, в том числе по порядку обращения к Уполномоченному и требованиям, предъявляемым к форме самих обращений.

*****

Анализируя сделанное в 2020 году, Уполномоченный приходит к выводу, что работа по направлениям правозащитной деятельности осуществлялась на постоянной основе несмотря на вызовы времени. На его взгляд, 2021 год также будет нелегким. Последствия пандемии отрицательно сказались на всех сферах жизнедеятельности, в том числе и на соблюдении прав и свобод граждан. С учетом имеющихся правовых средств и методов Уполномоченный и сотрудники его аппарата и впредь будут способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также стремиться к минимизации факторов, влияющих на нарушение этих прав и свобод.

Полностью доклад Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Н. Лисинского опубликован на сайте www.stavropol-ombudsman.ru

О состоянии соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан на территории Ставропольского края в 2020 году / Газета «Ставропольская правда» / 30 апреля 2021 г.