14:22, 21 марта 2021 года

Защита прав потребителей в пандемию на Ставрополье приобрела новую специфику

Ко Всемирному дню защиты прав потребителей в Ставрополе было традиционно приурочено заседание тематического круглого стола. На площадке Северо-Кавказского федерального университета его участники обсудили вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг, которые приобрели особую значимость в условиях экономической нестабильности, вызванной распространением коронавирусной инфекции.

Многие люди с весны прошлого года сталкиваются с похожими проблемами, отметил заместитель министра Ставропольского края Юрий Суслов, открывая встречу.

«Потеря работы и резкое снижение доходов населения, трудности с выплатой кредитов, мошенничество и почти ежедневно нарастающие попытки хищения денежных средств под предлогом оказания финансовой поддержки. Все это с самого начала пандемии вышло на первый план, и по прошествии времени мы имеем возможность поговорить о новой специфике в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. Ведь эффективная защита интересов потребителей остается важным правовым институтом в современных государствах».

В обсуждении повестки встречи участвовали эксперты, в том числе специалисты Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, представители общественных организаций и госучреждений, банков, страховых компаний, преподаватели СКФУ, практикующие юристы. Как прозвучало, к числу приоритетных сфер, которые в условиях пандемии оказались наиболее уязвимыми в части нарушений прав потребителей, стоит отнести банковскую отрасль и страхование, а также сферу онлайн-торговли.

В частности, ряд негативных последствий для потребителей с весны прошлого года повлекли такие взаимосвязанные события, как закрытие границ и приостановка авиасообщения, увеличение сроков поставки товаров, продолжительная самоизоляция персонала сферы торговли и услуг, адаптация бизнеса к изменившимся условиям работы после вынужденного простоя и т. д. В связи с этим потребители услуг столкнулись со срывом сроков исполнения заказов или возврата денег при отказе от товаров и услуг, с банкротствами исполнителей услуг и продавцов, невозможностью взыскания неустойки или убытков в связи с признанием COVID-19 форс-мажорным обстоятельством. По-прежнему остается высокой доля претензий к финансовым услугам – страховым, банковским и микрофинансовым.

При этом с одной стороны, российское законодательство содержит достаточный массив норм, способный обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей финансовых услуг и единообразие судебной практики по этой категории дел. С другой – введение на длительный срок масштабных эпидемиологических ограничений показало, что законодательно не всегда можно оперативно отреагировать на новые угрозы нарушения прав потребителей. Тем более, что в 2020 году урегулирование наиболее острых вопросов и разрешение спорных нюансов во взаимоотношениях потребителей с исполнителями и продавцами оказалось обострено резким развитием дистанционных сервисов и цифровых финансовых продуктов, заключил директор Юридического института СКФУ Дмитрий Смирнов.

Это в числе прочего ведет и к появлению новых способов обмана – в прошлом году аферисты активничали с предложениями, поступающими якобы от органов власти и с портала госуслуг, по получению разных «ковидных» пособий, выделенных населению и малому бизнесу государством. Но основная цель мошенников, как обычно, заключалась в том, чтобы получить банковские реквизиты и другие персональные данные или заразить вредоносным программным обеспечением компьютеры пользователей. Несмотря на все предупреждения, пострадавших становится все больше. И основных причины две: люди в силу недостаточности финансовых знаний подвержены приемам социальной инженерии и, кроме того, по факту мошенники по части освоения высоких технологий, включая искусственный интеллект, порой опережают финансовые структуры и правоохранителей. Потому на Ставрополье сохраняется фокус финансового просвещения на школьников и студентов, констатировала координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории края Надежда Герасименко. Это то время, когда потребительские предпочтения и привычки человека ещё только формируются либо легче поддаются коррекции.

Добавим, что заседание круглого стола состоялось в рамках плана краевой программы «Повышение уровня финансовой грамотности населения Ставропольского края и развитие финансового образования в Ставропольском крае на 2019-2023 годы».

Юлия ПЛАТОНОВА