Одиль Алиев: Называю Ставрополье своей второй родиной
Лидер регионального отделения Ставропольского края Межрегиональной общественной организации месхетинских турок «ВАТАН ЁЛУНДА» Одиль Алиев рассказал о том, как за 40 лет турки-месхетинцы вписались в жизнь многонационального региона, сохраняя свою древнюю культуру и внося вклад в укрепление этноконфессиональной гармонии.
Национально-культурная община месхетинских турок существует на Ставрополье почти десять лет. В 2011 году была зарегистрирована Курская районная общественная организация «Национально-культурная автономия турок-месхетинцев - «Ватан», а в 2015 году она преобразовалась в региональное отделение Ставропольского края Межрегиональной общественной организации месхетинских турок «ВАТАН ЁЛУНДА». В переводе с турецкого - «Путь к Родине». Одиль Алиев - заместитель председателя НКО, один из лидеров диаспоры, усилиями которого и было положено начало работы общественного объединения.
- В 2000 году ко мне обратились жители края, турки-месхетинцы: у других национальностей есть диаспоры, а у нас нет, давайте создавать. Они стали инициаторами, а я, можно сказать, взял все в свои руки, - рассказывает О. Алиев.
Основные цели активист формулирует так: сохранение языка, культурных, исторических и духовных ценностей, традиций и, конечно, укрепление в таком многонациональном крае отношений между разными народами и конфессиями на основе дружбы и согласия.
- У нас проблем в межнациональном плане, в общении с другими этносами и религиями нет совсем. Мы тесно общаемся и дружим с другими общинами: казачьей, армянской, чеченской, ногайской и со всеми другими, - говорит О. Алиев.
Вторая родина
Когда-то территория Месхетии принадлежала Османской империи, но по Адрианопольскому мирному договору 1829 года отошла Российской империи вместе с населявшими ее семьями и стала южной частью Грузии. В период сталинской депортации народов, летом 1944 года, когда мужская часть турок-месхетинцев воевала на фронтах Великой Отечественной войны, десятки тысяч турецких жителей Месхетии были насильственно выселены под предлогом «связей с враждебной Турцией» и как спецпереселенцы размещены на территории Средней Азии.
В Ставропольском крае турки-месхетинцы появились в 1980-х гг., они были приглашены руководителями ряда сельхозпредприятий как овощеводы. Местом поселения первых семей стала станица Советская Кировского округа. Значительно диаспора пополнилась уже в конце 80-х годов за счет переселенцев из Узбекистана, после так называемых ферганских событий - межэтнических столкновений.
Как отмечает О. Алиев, турки-месхетинцы - народ со сложной судьбой, который больше 70 лет находится вдалеке от исторической родины, но при этом не забыл свой язык, традиции, историю, культуру, веру, продолжает бережно хранить наследие и передавать его детям.
- Я считаю так: у людей есть выбор, они могут вернуться в Грузию, жить там, хотя условия такие, что решиться на переселение сложно, трудно получить гражданство. Плюс к этому я осознаю, что наши отцы, деды, прадеды, те поколения, которые пережили репрессии и помнят ту жизнь в Грузии, - многих из них уже нет в живых, а для молодежи это сложный вопрос, ведь они родились здесь, в России, говорят на русском языке и считают Ставрополье своей родиной, - рассуждает О. Алиев. - В трудный период Россия приняла нас, дала возможность спокойно жить, трудиться, учиться, растить детей. Сегодня на Ставрополье складываются мирные, дружеские межнациональные отношения, мы это ценим и стараемся беречь.
Согласно Этническому атласу Ставропольского края и данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в регионе проживают около 11 тысяч месхетинских турок, это тринадцатый по численности этнос региона.
Месхетинцы компактно проживают в нескольких округах, наибольшая часть в Курском и Кировском (свыше 70 процентов), также в Советском, Буденновском и Благодарненском.
40 лет со Ставропольем
- Лично я живу здесь с 1983 года. Не всю жизнь, но очень большое время, почти 40 лет, поэтому без преувеличения называю Ставрополье своей второй родиной. Всегда себя считал гражданином Советского Союза, а на сегодняшний день очень уважаю и люблю Россию.
Одиль Асланович родился в 1953 году в Самаркандской области Узбекской ССР, родители были депортированы туда в 1944 году. Там он окончил школу, а затем семья переехала жить в Казахстан, в Джамбулскую область (ныне Жамбылская), и до 1983 года Алиевы жили в Джамбуле (ныне город Тараз). Потом Одиль Алиев с отцом переехал в Ставропольский край, в станицу Советскую Кировского района.
Здесь Одиль Асланович много лет работал в сфере транспортных перевозок, 12 лет был директором филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - «Малкинская система подачи воды», а ныне занимает пост руководителя производственно-технического предприятия «Курское» (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»).
За свою трудовую деятельность, ответственный и энергичный подход к делу, отмечен рядом наград. Среди них знак «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России», медаль «За заслуги перед Ставропольским краем», юбилейная медаль «Х лет законодательной деятельности», почетная грамота Министерства регионального развития РФ, почетная грамота от губернатора Ставропольского края за заслуги в развитии жилищно-коммунального хозяйства в крае и многолетнюю добросовестную работу, благодарственное письмо от губернатора края В.В. Владимирова, благодарственное письмо от депутата Государственной Думы Федерального Собрания России Р.Б. Борташева. Является ветераном труда.
Награжден Одиль Асланович высшей наградой комитета Ставропольского края по делам нацио-нальностей и казачества - почетным нагрудным знаком «За укрепление единства российской нации в Ставропольском крае». В этой области О. Алиев сделал немало. Пользуясь заслуженным авторитетом как среди стариков, так и молодежи, он не раз купировал потенциальные угрозы, разрешал спорные моменты.
Крепкие фермеры
Турки-месхетинцы в большинстве своем сельские жители. Мигрируя на Ставрополье, которое по природно-климатическим условиям, пригодным для земледелия, довольно схоже с регионами их последнего проживания в Средней Азии, выбирали для жизни преимущественно хлебородные территории, главным образом, восток края. Месхетинские турки - народ трудолюбивый, нашедший свою экономическую нишу в фермерстве.
- Основной род деятельности месхетинских турок - земледелие. Например, в Советском округе примером успешного фермерства может служить наш активист Мустафа Усманов, который один из немногих в крае научился успешно выращивать озимый лук, это редкость. В Благодарненском округе - Юсуф Алиев, Умат Шахриев обеспечивают продуктами все школы, детские сады и больницы Кировского района, в Курском районе не могу не отметить главного агронома СПК колхоза «Кановский» Дилшода Баширова, удостоенного почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации». Он стал единственным главным агрономом, отмеченным в 2019 году этой государственной наградой за подписью Президента РФ Владимира Путина. В том числе благодаря этим людям в Ставропольском крае овощей и фруктов всегда достаточно, - рассказывает лидер общины.
Упор на молодёжь
Немало среди месхетинцев медицинских работников: медсестер, терапевтов, хирургов, анестезиологов, многие занимают руководящие должности, служат примером для молодежи.
- Я всю жизнь хотела быть врачом, окончила колледж с красным дипломом, затем ставропольский медуниверситет и вот уже два года работаю в кардиологическом отделении Центральной районной больницы Кировского района. Нигде больше себя не вижу, - рассказывает Зейнаб Ражабова. Все ее братья и сестры также получили хорошее образование и нашли свое место в жизни.
По словам Одиля Алиева, воспитание молодежи в месхетинской общине всегда имело наиважнейшую роль и всегда взрослые стремились, чтобы молодежь хорошо училась и получала достойное образование.
- Стараемся воспитывать у молодежи любовь к нашим традициям, истории, уважение к старшим. Ведь у турок-месхетинцев как? Слово старшего - закон. В каждом селе, районе у нас есть старший в общине, лидер, который ведет за собой, к которому прислушиваются. Молодежь - это неокрепшие умы, которые ни в коем случае нельзя бросать плыть по течению, их нужно вести, оберегать от пагубных влияний.
Мы тесно взаимодействуем с другими национально-культурными организациями, муниципальными органами власти, комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества во главе с Александром Писаренко, Духовным управлением мусульман Ставропольского края во главе с Мухаммадом Рахимовым, районными имамами. В Советском, Буденновском и Благодарненском районах это имам Расул Шавкиев, в Кировском, Курском и Нефтекумском - имам Шакир Шакиров. Совместно проводим профилактическую работу среди молодежи, говорим о культуре, религии, духовных ценностях. Результат: ни один молодой турок-месхетинец, проживающий на Ставрополье, еще не попал под влияние каких-либо радикальных религиозных течений.
Прививают родители детям и любовь к спорту. Например, 26-летний Джумали Джумалиев из станицы Советской говорит, что у них это семейное, каждый в семье занимается каким-либо видом спорта. Он с братом выбрал футбол. По его словам, захватило на всю жизнь.
- В детстве отец привел в секцию. Понравилось. Играл за сборную станицы, были серебряными призерами чемпионата края, после был в команде «Строители» села Русского, а лет семь назад по предложению тренера прошел судейские курсы и стал арбитром на краевых матчах. Сейчас я немного отошел от футбола, отучился, работаю в строительной сфере, объездил уже почти всю Россию, но на Ставрополье я обязательно вернусь, там мой дом, и участвовать в развитии спорта я обязательно буду. Следующий шаг - повышение квалификации до судьи межрегионального и всероссийского уровня.
Диаспора ведет работу по сохранению и развитию национальной культуры, традиций, обычаев, передает наследие подрастающему поколению.
- Вся наша молодежь знает родной язык. Конечно, повседневный - это русский, наш государственный язык, но дома между собой мы часто говорим на турецком. Все идет от семьи. Дети знают традиции, обычаи, потому что они окружены ими. В быту у нас присутствуют элементы турецкой культуры, все праздники проходят традиционно. Взять хотя бы свадьбы, они у нас сегодня проходят полностью так, как это было, скажем, тысячу лет назад, с соблюдением всех национальных обычаев.
В ставропольской турецко-месхетинской общине есть несколько вокально-инструментальных коллективов. Один из них «Севинч», что в переводе с турецкого означает «радость», существует в Новопавловске уже 20 лет. Они проводят национальные свадьбы, представляют свою культуру на различных общественных мероприятиях, подворьях. Ставропольские артисты дарят радость не только жителям края, но также ездят по России и даже за рубеж.
- В основе нашей музыки два очень древних национальных инструмента: барабан даул (Шукри Усманов) и духовой инструмент зурна (Севиль Бахриев). В качестве сопровождения - клавиши, кларнет. Наша музыка очень веселая, располагающая к танцам, - рассказывает руководитель ансамбля Осман Мамедов.
В дружбе со всеми
По словам Одиля Аслановича, они живут в дружбе и согласии с другими народами многонационального края, конфликтов не случается. Месхетинцы свято чтут свою культуру и в то же время с уважением относятся к чужим обычаям, религиям.
- Мы, как и все, хотим жить в мире и согласии и делаем для этого все возможное. У нашей общины сложились довольно крепкие, братские отношения с другими национальностями. Мы вместе принимаем участие в культурных мероприятиях, ходим друг к другу в гости, решаем сложные вопросы, отвечаем на провокации.
Да, случаются проблемные моменты, не раз были попытки извне использовать турецко-месхетинскую общину для противодействия интересам России, разобщить нас, но мы со всем справились, потому что мы вместе, мы едины, мы ощущаем себя частью большой многонациональной ставропольской семьи, гражданами и патриотами Российской Федерации, - рассказывает О. Алиев.
В районах компактного проживания месхетинцев без них не проходит ни одно интернациональное мероприятие. Да и сами месхетинцы с удовольствием принимают у себя гостей. Так, в 2017 году в Курском районе они устроили большой праздник кухни турок-месхетинцев, где за одним столом собрали своих друзей: русских, ногайцев, армян, казаков, дагестанцев, азербайджанцев, евреев и других.
Турки всячески поддерживают развитие в крае института куначества. В 2020 году в селе Солдато-Александровском Советского округа вместе с казаками выиграли президентский грант и организовали фестиваль «Куначество, забытые традиции народов Кавказа». Теплый и радостный праздник, объединивший представителей местных национальных общин, провели на территории казачьего стана.
- Выставили национальные подворья, все презентовали свою кухню, угощали друг друга, делились опытом, - рассказывает турок-месхетинец Мустафа Усманов, живущий в селе уже 30 лет. - Мы постоянно проводим совместные мероприятия, живем, как говорится, бок о бок, помогаем друг другу.
Сами турки на фестивале приготовили в казане плов - свыше 30 килограммов, порядка 280 порций разлетелись на ура. По своему фирменному рецепту блюдо приготовил Гавхар Муршитов. М. Усманов говорит так: «Варить «большой» плов - это искусство, не каждый может, но у Гавхара Муршитова, потомственного повара, плов получается всегда».
В планах «ВАТАН ЁЛУНДА» - снять документальный фильм о жизни турок-месхетинцев на Ставрополье, в котором обязательно будет отражено и межнациональное братство, и культурное наследие, и любовь к родной земле.
13 марта 2021 года