«Доля продаж достигла почти 30%»: ставропольские поставщики развивают партнёрство с федеральными торговыми сетями
Ставрополье, как и многие территории Юга России, является довольно самодостаточным регионом в плане продовольственного обеспечения. Потому неудивительно, что в свое время почти полное игнорирование федеральными торговыми сетями продукции местных поставщиков было серьезной проблемой. Однако сейчас уже можно констатировать, что она потеряла прежнюю остроту для краевой экономики.
Пристальный интерес покупателей к «своим», локальным, хорошо знакомым товарам во многом предопределил переориентирование ритейла на долгосрочное сотрудничество с региональным бизнесом, а пандемия лишь укрепила этот тренд.
«Ставропольский край имеет многоотраслевую пищевую и перерабатывающую промышленность, которая включает 38 видов экономической деятельности. Располагая достаточным производственным потенциалом, регион по многим продовольственным позициям достиг высокой степени самообеспечения. В настоящее время фактическое производство продуктов питания в Ставропольском крае превышает рекомендуемые объемы потребления по производству мяса и субпродуктов в два раза, хлебобулочным изделиям, включая крупы, макароны, – в 2,4 раза, растительному маслу – в три раза, сливочному – в 1,3 раза», - рассказал первый заместитель председателя правительства Ставропольского края Николай Великдань.
Собственно, как раз в этих категориях ставропольские производители в основном и пополняют ассортимент магазинов федеральных сетей. В первую очередь это «свежая» продукция – молочная и мясная гастрономия, хлеб. Кроме того, прилавки пополнились бакалеей под местными брендами.
«В результате проводимых мероприятий реализация продукции ставропольских производителей в торговых сетях в общем объеме оборота составила по разным позициям от 30 до 90%. Наибольший объем – по хлебу и хлебобулочным изделиям (90%), мясу птицы (76%), молоку и молочной продукции (65%), минеральной воде (46%), мясной продукции (35%)», – сообщил «Ставропольской правде» глава комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Ставропольского края Денис Полюбин.
Комитет уже не первый год организует и проводит торгово-закупочные сессии с участием организаций торговли, включая федеральные сети, и региональных предприятий, в ходе которых налаживаются деловые контакты и заключаются договоры поставок. В числе прочих участников - крупнейший продовольственный ритейлер страны X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Компания в регионах присутствия активно поддерживает гастрономический патриотизм и стремится обеспечить в своих магазинах максимальный ассортимент продукции локальных поставщиков. Так, по итогам 2020 года Ставропольский край наряду с Кубанью и Ростовской областью попал в тройку регионов-лидеров в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах по числу новых поставщиков – партнерами Х5 стали 18 местных производителей.
По словам Дениса Гарнаги, директора по продажам ООО «Казьминский молочный комбинат», стать поставщиком федерального ритейлера несложно. Самое главное тщательно следить за качеством продукции, соблюдением условий и сроков хранения, своевременной обработкой заказов и поставки продукции.
Стоит отметить, что дегустационная комиссия высоко оценила вкус презентованной продукции и концепцию производства, результатом которой стал качественный продукт по доступной цене. Комбинат открылся в марте 2018 года, однако продукция под брендом «Молочная легенда» уже хорошо известна ставропольцам. За довольно короткий период производитель представил более 50 наименований товаров. Главная особенность линейки кисломолочной продукции в том, что в составе отсутствует сухое молоко, а вырабатывается она термостатным способом. Молкомбинат работает на сырье исключительно с собственных ферм, которые находятся в экологически чистом месте – в долине природных термальных источников. Об этих конкурентных преимуществах известно местным жителям, поэтому продукция пользуется повышенным спросом.
«Благодаря сотрудничеству с крупнейшим российским ритейлером удалось существенно нарастить продажи Казьминского молочного комбината. Взаимовыгодное сотрудничество обеспечивает нашему предприятию как производителю скоропортящейся продукции стабильные и запланированные отгрузки, а также гарантии оплаты. Стоит отметить, что особую ценность для компании представляет возможность реализации новых маркетинговых решений и обратная связь со стороны партнера по дизайну упаковки, трендов на потребительском рынке и маркетинговой активности», - рассказал Денис Гарнага.
Преимущества для локальных поставщиков
«Х5 стремится выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с локальными производителями. Такое сотрудничество предоставляет местным поставщикам широкий канал сбыта их товаров, а покупателям – разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам. Наши партнеры показывают стабильную положительную динамику по бизнес-показателям, а также расширяют географию поставок своей продукции», – подчеркивает главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман.
Не секрет, что продукция из соседних регионов зачастую также воспринимается как местная и вызывает доверие у потребителей. Продукция «Казьминского молочного комбината» уже представлена на полках в торговых точках Краснодарского края, Калмыкии, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей. Также у предприятия есть планы по дальнейшему расширению географии, наращиванию динамики продаж без потери качества.
Стоит отметить, что сотрудничество локальных поставщиков с федеральными торговыми сетями во многом послужило драйвером развития производства и его масштабирования. Небольшие региональные предприятия получают регулярный канал сбыта продукции и надежные финансовые поступления. Безусловно, такой подход помогает предприятиям перейти на новый уровень развития. Насытив местный рынок, у них появляется возможность выйти на федеральный уровень.
Например, уже более двух лет Х5 сотрудничает с «Корпорацией МСП» - за это время с торговыми сетями ритейлера были оформлены договоры поставки со 170 малыми и средними предприятиями из реестра корпорации. Часть из них впоследствии нарастила обороты таким образом, что перестала относиться к категории малого и среднего бизнеса.