В эти дни принимает поздравления с 85-летием известный ставропольский скульптор, заслуженный художник России Николай Санжаров.

За плечами – большой жизненный и творческий путь, начавшийся в селе Тищенском, где жила их обычная крестьянская семья. Это про таких как Николай Фёдорович говорит народное присловье: где родился, там и пригодился. Потому как всю свою жизнь, весь талант и вдохновение он отдал родному Ставрополью.

А вдохновения ему не занимать еще с той далекой поры, когда шестилетним пацаном, пробегая по сельской улице, Коля Санжаров впервые увидел в распахнутых окнах школы, как ребята что-то рисуют. Он подошел к одной девчонке: покажи! А у нее там рыбка простая нарисована. Пришел мальчуган домой и нарисовал свою рыбку – Золотую! Яркой акварелью. С той рыбки все и пошло...

В истории Тищенского был такой многим односельчанам запомнившийся случай, когда уже подростком Коля удивил округу неожиданным творением: зима в тот год выдалась снежная, и Николай старательно – и весьма похоже! – вырезал из снежной глыбы фигуры Ленина и Сталина, кумиров того времени. И поставил их во дворе. А снег такой плотный, серебрится на морозце, почти как мрамор! Народ останавливается, дивится: «Что за чудеса?» Потом, конечно, снежные шедевры растаяли... Но вдохновение не покинуло юного автора.

Еще через несколько лет, во время службы в армии в Туле, где стояла их десантная часть, в увольнительной Николай познакомился с молодыми профессиональными скульпторами, даже позировал им. Тогда-то пришло четкое осознание: вот это – мое! До этого занимался исключительно живописью в училище в Краснодаре. А тут скульптура – осязаемая, объемная, крепко стоящая на земле. Его крестьянская основательность как-то особенно гармонично пришлась на профессию скульптора, без которой он теперь не мыслил себя. И после армии поступил на скульптурное отделение в Ростовское художественное училище. Освоение профессии продолжил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, после окончания которого вернулся в родной Ставрополь. И сразу началась активная творческая работа, причем в самых разных жанрах, больших и малых.

Первым его самостоятельным произведением, вспоминает Николай Фёдорович, была дипломная работа 1962 года «Целинница». Тему выбрал актуальную для того времени: в стране вовсю шло освоение целинных земель, куда массово ехала молодежь. Это сегодня многие просто не поймут само значение слова «целинница», между тем за ним стоит целый пласт отечественной истории, пласт сколь важный, столь и человечески наполненный безусловно высокими смыслами. Наверное, еще и поэтому воплощение у Санжарова получилось не плакатно-идейное, а очень человечное: стоит перед нами простая деревенская дивчина, чуть испуганная, настороженная... Да, нелегко приходилось таким вот девчонкам, садившимся за штурвал трактора, комбайна, автомобиля... Санжаровская «Целинница» была признана лучшим дипломом в училище за всю его историю.

С той поры скульптором пройден большой творческий путь, отмеченный действительно значимыми вехами-образами. Его образы – герои времени, не только сиюминутного, а гораздо шире – вселенского, если позволите, масштаба. Сегодня на многих улицах краевого центра можно встретить работы Николая Санжарова. В каждую вложена частичка его неутомимой, неравнодушной, вечно ищущей души. Среди первых его работ в Ставрополе были бюст-памятник генералу Карбышеву в школе № 28, памятник Доваторцам к 30-летию Победы и памятник «Холодный родник». Всякий раз открытие этих работ Санжарова становилось событием культурной жизни. А скольких творческих мук стоил ему замечательный памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, придавший совершенно новый облик

Театральному скверу в центре города! Теперь здесь назначают свидания влюбленные, здесь проходят поэтические встречи и литературные праздники. Кстати, Лермонтов отнюдь не случаен в творчестве скульптора. Вот как рассказывал об этом сам Николай Фёдорович:

– Еще подростком я буквально бредил этим образом. Записывал в тетрадку запавшие в душу стихи. «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить...» – сколько тут мысли и чувства! А его «Отчизна», «Родина»? «Люблю Россию я...».

Его проект памятника Лермонтову в Ставрополе стал победителем конкурса, объявленного властями краевого центра. Причем Санжаров тут выступил как архитектор и скульптор в одном лице. Сегодня, четверть века спустя, не перестаешь удивляться, как в труднейшие 90-е годы могло случиться такое чудо? А случилось же! Поразительным глотком свежего воздуха стало появление фигуры поэта, к которому Ставрополь всегда питал и питает особое чувство сопричастности его поэзии, его судьбе. Правда, при открытии монумента поговаривали, дескать, не похож бронзовый Лермонтов на поэта. То есть не похож на всем знакомые классические изображения, сделанные, заметим, не беспристрастным объективом, а живой кистью художника. И у Санжарова – свой Лермонтов.

– Ну как же не похож, – с жаром возражает Николай Фёдорович. – Мне ведь были важны дух личности, движение, энергия. А Лермонтов так спешил жить! И так много успел! В мировой поэзии не очень-то много поэтов, очень рано ушедших из жизни, но успевших оставить такой яркий след – японский Токубоку, венгерский Петефи и наш Лермонтов… История больше не знает примеров такого раннего и мощного поэтического созревания, как у Лермонтова. А его взяли и убили...

Чувствуете, какое личностное восприятие художником своего героя?! Как много переосмыслено было скульптором в этой непростой работе. Ныне центр Ставрополя просто невозможно представить без «этого» Лермонтова. Он гармонично и прочно влился в общий вид не только красивого Театрального сквера, но стал одним из основных изобразительных брендов города.

Несколько лет назад приятной неожиданностью стало для Санжарова приглашение в Пятигорский музей-заповедник им. М.Ю. Лермонтова на юбилей поэта. Там гостю подарили удивительный альбом «Лермонтов. Эпоха. Пятигорск. Глазами детей». Среди опубликованных ребячьих рисунков разных лет Николай Фёдорович увидел и свои подростковые попытки иллюстрировать любимого поэта – «Последний сын вольности», «Мцыри», «Родина». Это были его рисунки, победившие на творческом конкурсе в далеком 1951 году и бережно сохраненные музейщиками! Запасливые музейщики будто знали, кем станет в дальнейшем одаренный мальчишка из села Тищенского…

Местом массового паломничества давно стала та часть исторического бульвара на проспекте Карла Маркса, где установлен памятник генералу Алексею Ермолову. Тоже, между прочим, появившийся не в самые благоприятные годы сложных отношений с Чечней: было опасение, как воспримут кавказцы такой памятник. Но народ, как всегда, оказался мудрее: помнили еще чеченцы, как их прадеды слагали песни о славном генерале Ермолове. Сегодня здесь бывают практически все новобрачные, по сложившейся традиции подносящие букеты цветов покорителю Кавказа. Здесь просто приятно пройтись и еще раз вглядеться в мужественное и одновременно прекрасное, одухотворенное лицо, отлитое в бронзе... А вот сквер с памятником воинам-интернационалистам можно назвать объектом патриотического воспитания. Еще одна историческая личность увековечена вдохновением и руками Санжарова на площади у железнодорожного вокзала – генерал-губернатор Николай Никифораки, внесший значительный вклад в развитие Ставрополя в конце ХlХ – начале ХХ века. Известен Николай Санжаров и как автор барельефов на аллеях почетных граждан городов Ставрополя и Невинномысска.

– Меня всегда интересовали самые сложные человеческие отношения – мужчины и женщины. Подготовил много эскизных вариантов на эту тему. Например, такой: стекло, разделяющее девушку и юношу, как невидимое препятствие – рок? судьба? – которое мешает им встретиться. Близки мне и фольклорные мотивы. Возьмите Емелю из сказки – там все не так просто, не «по щучьему велению» все совершается в жизни... Сказка – ложь, да в ней намек!

Печально, что в наше время практически исчезло понятие социального заказа художнику. И будучи человеком неравнодушным, живущим чаяниями своего времени, он остается, по сути, наедине со своими творческими идеями, ощущая некую пустоту вокруг... Впрочем, Николая Фёдоровича это никогда не останавливало. Часто он сам шел к людям с новыми идеями. В 2013 году создал памятную доску маршалу Победы Г. Жукову по инициативе Союза генералов Ставрополя. В 2014-м появился бюст-памятник Герою России В. Духину. А для фермера А. Черниговского в Светлограде Санжаров сделал бюст великого реформатора России П. Столыпина. Бронзовый бюст легендарного генералиссимуса Суворова появился на территории Ставропольского президентского кадетского училища. Сам скульптор доволен этой работой, в частности, наличием по краям памятника двух ружей со штыками, появление которых Николай Фёдорович полушутя-полусерьезно аргументирует знаменитыми словами самого Суворова: «Пуля дура, штык - молодец!». Еще одна работа из недавних – установленный в Михайловске в Адмиральском парке бюст героини Первой мировой войны Риммы Ивановой в белом мраморе. Ему всегда хотелось сделать больше и больше для родного края... Для облика наших городов и сел.

Кстати, этот самый облик Николай Фёдорович оценивает порой критически, называя некоторые образчики весьма странными, а тенденцию в целом – скульптурной вакханалией. Резко? Но за этой резкостью - желание сохранить лучшие традиции, а потому, считает Санжаров, не худо вспомнить опыт когда-то действовавших художественных советов, в которые входили профессионалы, а не только чиновники. Он уверен: в понятном желании чего-то новенького нельзя глупость увековечивать в бронзе! А вот героев надо увековечить. Ведь сам он стремится жить по Пушкину: «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые (!) я лирой пробуждал...».

Мир скульптора – это трудно описываемая словами сумма лиц, силуэтов, гармонии объема, композиции. Ведь не просто так памятник воинам-афганцам своими очертаниями восходит к распятию... В одной этой фигуре сразу два противоположных состояния – смерть и жизнь. И образ получается эмоциональный, действительно пронзительный... При этом Санжаров, как человек умный и со вкусом, вовсе не против юмористических «железок» по городу – веселые сюжеты тоже нужны улице.

В свои 80 с хвостиком Санжаров сохраняет присущие ему творческий азарт и неутомимое трудолюбие. Замыслов много, были бы только возможности их воплотить. В последние годы вернулся к былому увлечению юности – живописи, с которой и начинал свой путь художника. С его зарисовок смотрят такие разные лица современников, тоже героев – простых с виду, обычных, но всегда интересных «лица необщим выраженьем».

Скульптор Н. Санжаров и свое имя накрепко вписал в историю края. И это главная справедливость в его жизни, доставшаяся не «по щучьему велению», а тяжелым неустанным и, конечно, вдохновенным трудом. Есть и нормальное теплое человеческое счастье – двое сыновей и дочь, две внучки и внук, верная спутница и любимая женщина Альбина Петровна, много лет оберегающая своего беспокойного супруга от житейских невзгод. Есть заслуженное ощущение веры в себя как творца, много успевшего и о многом мечтающего. Как это здорово – мечтать без оглядки на годы…

Наталья БЫКОВА

Где родился, там и пригодился / Газета «Ставропольская правда» / 20 февраля 2021 г.