© Кадр из х/ф «Приключения Буратино»

После того, как на минувших выходных был зафиксирован высокий процент школьников среди участников незаконных акций на Ставрополье, прежде всего встал вопрос о последствиях для самих подростков. На страницах «СП» на эту тему выступало немало экспертов, в том числе профессиональные психологи. Каковы их мотивы и что будет с ними дальше во время и после участия во взрослых политических играх, да ещё и идущих вразрез с законом? Ситуацию комментирует директор ГБУСО «Психологический Центр» Виктория Вакурова.

«Желание быть причастными к общности, играть по новым правилам, быть взрослым, обладать информацией и вести репортаж с места события движет подростком в данной ситуации, – считает Виктория Ярославовна. – Зачастую сами подростки затрудняются ответить на вопрос «Что значит быть взрослым?». Кроме представлений: «Делать, что захочу», «Не слушаться родителей», «Сам себе хозяин», подростки часто «забывают», что быть взрослым это значит еще и быть ответственным. Быть ответственным за свои поступки, слова, действия. А страшнее всего то, что подростки не могут обеспечить себе безопасность. О ней они совсем не думают.

Именно эта «забывчивость» становится причиной того, что подросток все вокруг воспринимает как игру, забаву, нечто временное, приносящее лишь удовольствие, то, что можно в любой момент «выключить», если что-то пойдет не так. Поэтому, оказавшись в ситуации, требующей ответственности и серьезности, подросток может чувствовать себя растерянным. А если рядом еще окажутся и сверстники, перед которыми нельзя «ударить в грязь лицом», то такая неуверенность может привести к необдуманным поступкам и повлечь за собой последствия, с которыми ребенок не справится самостоятельно. Растерянный подросток может получить колоссальную психологическую травму столкнувшись с ограничением свободы, насилием. Родители обеспечивают то комфортное и безопасное пространство, в котором по мнению подростка существует весь мир. Они стараются научить своего ребенка размышлять, анализировать, быть самодостаточной личностью, быть уверенным и аргументировать свою точку зрения. Эти качества не возникают вдруг, это долгая кропотливая работа. К сожалению, все это очень хрупкая конструкция в психике подростка, которая может в любой момент рухнуть от одного неосторожного слова извне. Часто интернет-пространство играет на качествах личности подростка и с помощью подмены понятий убеждает в том что это и есть истина. Ролики в «Tik Tok» убеждают в правильности выбора и необходимости внесения вклада в общее дело. К большому сожалению, наши дети не могут критически оценивать ситуацию и оказываются управляемыми. Своеобразная «игра в тайну» от родителей. Мы это проходили уже с «Синими китами» (печально известные «группы смерти» в социальных сетях, в которых состояли дети и подростки, — прим.ред.). Интернет-пространство пестрит манипуляциями детской психикой. В этой ситуации мы, взрослые, должны быть особо бдительны и приложить все усилия, что бы уберечь наших детей.

Быть ближе к своему ребенку, устанавливать доверительные отношения «на равных», способствовать его самореализации – это основные задачи родителей. Когда ребенок будет чувствовать себя важным и нужным в семье, то он с удовольствием будет делиться с родителями своими переживаниями, чувствами, мыслями, обсуждать происходящие в мире и вокруг него события. Доверительные отношения в семье формируются за счет организации совместной досуговой деятельности, приносящей радость всем членам семьи. Это необязательно влечет за собой финансовые затраты. Совместно просмотренный фильм или выход на природу, приготовление любимого блюда или традиционное совместное чаепитие с обсуждением прошедшего дня принесут не меньше радости и удовлетворения подростку и родителям, чем дорогостоящее путешествие.

Каждый родитель знает и чувствует своего ребенка, может интуитивно подобрать «ключик» к его душе. Если подросток чувствует свою значимость в семье, он не будет использовать деструктивные способы самореализации в социуме.

Не последнюю роль в становлении личности подростка играют и взаимоотношения со сверстниками. Одной из возрастных особенностей подростков является общение со сверстниками и возможность почувствовать себя значимыми и такими же как все в подростковой среде. Быть частью чего-то большого, принадлежать к какой-либо группе (будь то субкультура, направление в музыке, идеология) всегда способствует снижению чувства тревоги и повышению чувства собственной значимости. Но этого же можно добиться и другими способами: ставить цели и добиваться их, гордиться своими достижениями в учебе, работе, заниматься саморазвитием, а не поддаваться веянию моды и «хайпа».

Когда собственная личность еще не сформирована полностью, когда есть вполне естественное желание пробовать себя, свои силы, когда взгляды на жизнь еще не устоялись, тогда так легко поддаться влиянию из вне. Но если родители по средством доверительных отношений будут поддерживать формирование личностной устойчивости ребенка и возможности понимать, что хорошо и что плохо для него самого, то он научится трезво оценивать последствия любых своих поступков, тем самым будет сопротивляться манипулятивным воздействиям из вне».

Если вы столкнулись с необходимостью получения квалифицированной психологической помощи, вы можете обратиться в ГБУСО «Психологический Центр» по адресу» г. Ставрополь ул. Фроленко д. 22, т. 77-55-30, 77-66-99, а также на социальную диспетчерскую на номер WhatsApp 8-928-010-02-70.