© Фото пресс-службы УФСИН России по СК.

20 января отметили профессиональный праздник специальные подразделения Управления исполнения наказаний по конвоированию УФСИН.

Конвойная служба в том или ином виде существовала с тех времен, когда появились суды и тюрьмы. В России она, в приближенном к нынешнему виде, появилась в XIX веке. В конце девяностых годов прошлого века был поднят вопрос о необходимости создания в рамках системы исполнения наказаний особых подразделений, на которые будут возложены функции по конвоированию осужденных.

30 декабря 1998 года в Ставропольском крае начался набор сотрудников для выполнения этой специфической задачи. В прошлом году Ставропольскому управлению исполнилось 22 года.

– Первыми сотрудниками конвойной службы системы исполнения наказаний в Ставропольском крае стали сотрудники, ранее проходившие службу в МВД и внутренних войсках, – рассказывает начальник учреждения полковник внутренней службы Сергей Апрышко. – Управление по конвоированию Ставропольского края состоялось трудами ветеранов, в том числе первого его начальника Валерия Александровича Прохорова, других заслуженных и уважаемых людей: начальника кинологического отделения Андрея Исакова, начальника 3-го отдела по конвоированию Владимира Дербасова. Это опытные, надежные сотрудники, настоящие профессионалы, на которых равняются молодые.

Что же делают сотрудники Управления по конвоированию? Если коротко, то конвоируют осужденных и лиц, содержащихся под стражей на территории региона и за его пределами. Караулы бывают автодорожные, железнодорожные, есть даже воздушное конвоирование и особое. О нем предпочитают не рассказывать – что поделаешь, у него особый статус. Кроме того, сотрудники подразделения ищут и задерживают сбежавших, например, из колоний сидельцев, пресекают и ликвидируют массовые беспорядки среди осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обезвреживают преступников, захвативших заложников в учреждениях и на объектах УИС, а еще ликвидируют пожары, последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

© Фото пресс-службы УФСИН России по СК.

За прошедшие годы оснащенность конвойных подразделений ФСИН России стала лучше: к примеру, появилась современная техника для перевозки осужденных. Предназначенные для перевозок спецконтингента транспортные средства оборудованы кондиционерами, системами отопления, спецавтомобили оснащены системой видеонаблюдения, современными системами связи и бортовым спутниковым навигационным оборудованием, что позволяет отслеживать движение автомобиля в режиме реального времени.

Работа с осужденными, в том числе с людьми, изначально отрицательно настроенными по отношению к сотрудникам системы исполнения наказаний, требует не только физической подготовки, но и особого склада характера.

Караулы круглосуточно несут службу в вагонах и специальных автомобилях в непосредственном контакте со спецконтингентом, что требует от сотрудников особой бдительности, дисциплинированности, выдержки, профессионализма и высоких моральных качеств. Сотруднику в карауле часто приходится действовать в автономном режиме, что называется, в отрыве от подразделения. Помощь ему своевременно оказать бывает сложно. Он самостоятельно должен принимать решения, проявлять смелость и выдержку. Служба в конвое учит понимать людей, предвидеть конфликты и, в случае их возникновения, уметь погасить конфликтную ситуацию.

– Конвой – это команда, особый коллектив. Мы вместе – в одном наряде, в одном карауле, в одной машине. Для сотрудника нашего подразделения обычной является ситуация, когда он и несколько его коллег остаются один на один с группой в десятки осужденных. Конвоир выступает и как воспитатель, и как психолог, и даже как медик. У нас не раз были случаи, когда наши сотрудники спасали жизнь заключенным, – рассказывает про специфику службы старший инспектор отдела организации службы старший лейтенант внутренней службы Семён Маслов.

Только на территории Ставропольского края расположено пять колоний строгого режима, где отбывают наказание в виде лишения свободы в том числе люди, судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В любом случае конвой должен обеспечить соблюдение этими людьми установленного порядка отбывания. С другой стороны, нельзя забывать о том, что у осужденных есть не только обязанности, но и права, соблюдение которых также необходимо обеспечить.

– Поэтому большое внимание мы уделяем подготовке кадров. При поступлении на службу сотрудники проходят обучение и стажировку под руководством опытных наставников – старших коллег, – рассказывает заместитель начальника отдела подполковник внутренней службы Сергей Шиянов, курирующий организацию службы и воспитательную работу в подразделении. – Весь коллектив старается по мере сил помогать воспитанию следующих поколений. Силами наших сотрудников создана небольшая, но со вкусом оформленная музейная экспозиция, где собрано множество экспонатов разных времен.

Из всех профессий, подразумевающих работу с людьми в УФСИН, служба в конвое – одна из самых тяжелых и опасных. Эти люди всегда рядом с преступниками, от мелких воров до серийных убийц. Их задача не только предотвратить побег. Конвоир отвечает как за жизнь и здоровье заключенного, так и за жизнь и здоровье окружающих. А потому в каждый караул готовятся тщательно и с большой ответственностью.

…На часах 6.20, а в Управлении по конвоированию УФСИН России по Ставропольскому краю идут последние приготовления к отправке очередного караула. Отряд из молодых парней выстраивается на плацу, приказ начальника – и можно двигаться в путь. Система работает как часы. Отточенные движения, разработанные маршруты, точные указания. Здесь каждый знает свою работу и выполняет ее четко и безупречно.

Альбина МУСАЕВА

Конвой особого назначения / Газета «Ставропольская правда» / 22 января 2021 г.