Ставропольский государственный музей-заповедник им. Г. Прозрителева и Г. Праве посвятил 99-летию со дня рождения художника-земляка П.М. Гречишкина публикацию на своем сайте рассказа о многочисленных пленэрных путешествиях художника.

Русская пленэрная живопись имеет богатейшую историю. Пленэрные традиции Юга России складывались на протяжении десятилетий именно вокруг личности Павла Моисеевича Гречишкина (1923 – 2009), который сделал работу на пленэре основой своего искусства. Творческое наследие П.М. Гречишкина включает в себя пейзажи Ставрополья, Северного Кавказа, Центральной России, Русского Севера, озера Байкал, Италии, Индии, Мексики, Греции, Египта, Японии, Турции, Непала.

И за каждым полотном – своя история, открывающаяся благодаря заметкам на оборотах этюдов. Вот что записал художник на обороте этюда 1958 года «Тебердинское ущелье с горы Малая Хатипара»: «Гора Малая Хатипара, южнее Большая Хатипара. Поднимался в течение 5 часов по крутому лесу со скалами на высоту 2400 м с тяжелым рюкзаком, питание, одежда, холсты, краски. Жили в избушке на горе… Часто сидели в облаках с Костей Сениным из пос. Теберда. Рядом стояла железная печь с высокой трубой на ножках. Ночью медведи принимали печь за чудовище и били лапой по трубе, труба летела вниз с грохотом по камням». Только представьте – пять часов пешком в гору с рюкзаком и мольбертом!

На пленэрах рождались настоящие шедевры. Пейзаж «Родные места» экспонировался в музее города Безье (Франция) на персональной выставке П.М. Гречишкина в 1987 году. Французская пресса писала: «Это большая честь для Безье, и музей изобразительных искусств рад его принять и выставить его полотна».

Сегодня Ставрополь обладает уникальной коллекцией пейзажей, которые талантливой рукой мастера запечатлели виды прекрасных уголков природы. Эти полотна хранят в себе память мест, многие из которых в наше время уже полностью изменились.

Пленэрные традиции Гречишкина / Газета «Ставропольская правда» / 23 января 2021 г.