На Ставрополье поддержат инициативы в поиске пропавших на войне солдат
В дискуссии приняли участие ученые, музейные, архивные, библиотечные работники, представители ветеранских общественных организаций, военные, депутаты. Приветствуя собравшихся, депутат Думы Ставропольского края, председатель регионального отделения РВИО Сергей Шевелёв подчеркнул, что работа по сохранению памяти неизвестных солдат сегодня в значительной мере ведется по инициативе неравнодушных граждан, патриотов нашей страны, общественных организаций. Он напомнил слова Александра Васильевича Суворова, великого русского полководца, одного из основателей Ставропольской крепости - сегодня Ставрополя: «Пока не похоронен последний солдат, война не окончена». И она еще долго будет не окончена, потому что имена неизвестных погибших солдат сегодня исчисляются миллионами. Вот почему стоит задача сделать все возможное по возвращению этих имен, увековечиванию их памяти.
Как рассказала исполнительный директор регионального отделения РВИО Галина Каменева, история учреждения Дня Неизвестного Солдата восходит к 1966 году, когда к 25-летию Битвы под Москвой останки неизвестного воина были перенесены с 41-го километра Ленинградского шоссе и торжественно захоронены у стен Кремля. В 1957 году в Ленинграде на Марсовом поле впервые был зажжен Огонь вечной славы. Тысячи людей тогда стали участниками этого священного действа. Именно отсюда вечный огонь перенесли в Москву. И появился всем известный ныне мемориал «Могила Неизвестного Солдата», где написаны слова «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Судьбы без вести пропавших воинов близки каждой семье, заметил заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ Алексей Лавриненко. Вот и в его родном селе на войну ушли 860 земляков, не вернулись - 650. Сколько матерей не могли прийти на могилу погибшего сына, потому что просто ничего не было известно о месте гибели и захоронения. Потом эти матери стали приходить к памятнику Неизвестному Солдату… Конечно, мы сегодня понимаем, сказал А. Лавриненко, что всех, наверное, не найдем никогда. Но то, что делают поисковые отряды, молодежь, очень важно! Это нужно всем нам, особенно подрастающим поколениям. Вспоминая войну, мы хотим одного: чтобы это больше никогда не повторилось. Чтобы нас, Россию, в мире не боялись, но и не трогали. Мы сами знаем, как нам жить. Мы умеем пахать и сеять, воспитывать детей, и пусть никто не мешает нам жить.
Мысль о важности поисковой работы продолжил Николай Охонько, директор Ставропольского государственного музея-заповедника, заместитель председателя регионального отделения РВИО, отметив: всегда в этой работе большую роль играли подвижники, краеведы, ученые. В 60 - 70-е и последующие годы, когда еще не было электронных источников информации, работа шла очень трудно, все делалось на бумажной основе. Сегодня условия поиска изменились, и отрадно, что интерес проявляет молодежь. Но поисковый процесс не должен оставаться спонтанным, стихийным, нужен регулярный обмен опытом.
Как получилось, что в нашей стране такое количество без вести пропавших? Более двух с половиной миллионов… Нужно понимать, что на огромной территории четыре года шла тяжелейшая война, пояснила Галина Каменева. Особенно большие потери были на начальном этапе, и далеко не всех удавалось вносить во фронтовые сводки. Было нередко и так, что в критической ситуации командиры уничтожали документы, чтобы они не достались врагу. Часто установить личность человека было просто невозможно. Колоссальное количество без вести пропавших было и в нашем регионе в ходе Битвы за Кавказ. Тысячи оставались непохороненными - в горах, лесах, полях, блиндажах… Реальная поисковая работа началась спустя десятилетия. Региональным отделением РВИО за пять лет деятельности реализовано 22 проекта поисково-мемориального характера. Активисты РВИО и музейщики изучали остатки оборонительных укреплений в юго-восточных районах края, где проходили ожесточенные бои и находится большое количество братских безымянных захоронений. Подняты останки 11 красноармейцев, торжественно перезахороненные в хуторе Дыдымкине Курского района. В общей сложности поисковиками выведено из забвения более полутора тысяч человек. С участием молодежи проводятся вахты памяти в горных районах Кавказа. Ставропольские поисковики участвуют и в международных экспедициях. Буквально на днях установлено еще семь имен без вести пропавших земляков. Так, останки Авдеева Ивана Андреевича из Шпаковского района были найдены по номеру медали «За отвагу». Ефрейтор Авдеев погиб на границе Смоленской и Калужской областей в августе 1943 года при освобождении этой земли от фашистов. Теперь нужно найти его родственников для передачи в семью его награды и перезахоронения солдата на родине.
В этом году ощущается огромный запрос населения на помощь в поиске пропавших на войне родственников. Люди обращаются к Книгам памяти, к электронным ресурсам Минобороны РФ, в государственные архивы. Сегодня в более чем 20 архивах сосредоточены сведения о военных, и нужно знать, куда именно обращаться. Не всегда могут помочь даже активисты РВИО. А ведь на Ставрополье не вернулись с войны от 35 до 50 тысяч без вести пропавших! Одной общественной организации с таким объемом поисков не справиться. Возможно, стоит подумать о создании какого-то специального комитета или масштабного проекта с поддержкой органов исполнительной власти, использованием административного ресурса. Нужно разработать пошаговую методическую инструкцию по поисковой работе. В общем, нужны совместные усилия многих.
Об этом говорили в ходе круглого стола старший помощник начальника отделения по работе с гражданами военного комиссариата Ставропольского края Наталья Борысенко, заведующая отделом краеведческой литературы и библиографии краевой библиотеки им. М.Ю. Лермонтова» Тамара Кравцова, доцент кафедры истории России гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета Елена Стрекалова, профессор Ставропольского института развития образования Сергей Мамасьян, председатель общественной организации ветеранов пограничной службы Ставропольского края генерал-майор Павел Соловьёв, председатель краевой общественной организации ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Алексей Карабут, заместитель директора по научной работе Ставропольского государственного музея-заповедника Егор Карагодин.
Прозвучало немало удивительных примеров подлинного энтузиазма, проявляемого как организованными, так и самодеятельными поисковиками, среди которых есть и совсем юные. Как, например, школьница Александра Костина из села Казинского, откуда ушли на фронт 629 человек, не вернулись 289, из них точно известны места гибели и захоронения 143, остальные - без вести пропавшие. За два года поисков школьница установила подлинную информацию о 22 безвестных! И такую инициативу обязательно надо поддерживать. Чтобы «потерянные» солдаты возвращались если не с фронта, то в нашу память.
5 декабря 2020 года