«10 вопросов главе»: Единый пульт управления — дополнительные возможности для развития Минвод
На вопросы ГТРК «Ставрополье», телекомпании «Свое ТВ», ИА «Победа26», газеты «Ставропольская правда» ответил глава Минераловодского городского округа Сергей Перцев. Возглавляемая им территория является пионером реализации муниципальной реформы. Это новый герой рубрики «Десять вопросов к главе». Для откровенного разговора в студию будут приглашены руководители и других муниципалитетов.
- Постоянно говорим о Кавминводах, как лихо они развиваются. И мало кто знает, что Минеральные Воды – это не курорт. Не обделяют ли вас вниманием?
- Да, у городов-курортов есть дополнительные поступления в виде курортного сбора, который они могут потратить на развитие инфраструктуры. У нас такого заработка нет. Но это не причина для того, чтобы город не развивался и не хорошел. У нас есть другие преимущества. Мы - это один из крупных аэропортов на юге России, мы - это крупнейшая железнодорожная станция, мы — это федеральная трасса «Кавказ». Минеральные Воды — важный в стратегическом отношении воздушный, железнодорожный и автотранспортный хаб Юга России. Надо сказать и о немалом промышленном потенциале. В округе производится стеклотара, сборный железобетон, аппаратура радиационного контроля и многое другое. Есть новые проекты, новые возможности, которые планируем реализовать.
- В отличие от соседних городов, население Минеральных Вод уже который год сокращается. Чем, на ваш взгляд, вызвана такая динамика?
- Статистика дело тонкое. Причина — естественная убыль населения, растет миграция. Молодые, в основном, едут искать счастья в столицу, другие более крупные города. Но наметилась хорошая перспектива. В последнее время увеличивается количество родившихся в округе.
- С момента страшного наводнения 2017 года прошло уже больше трех лет. Сергей Юрьевич, все ли проблемы с жильем для пострадавших решены? Правда ли, что людей, прежде чем выдать необходимые документы, просили заплатить?
- Это не первое наводнение, которое пережил округ. И в 2017 году наша территория первой попала в зону затопления. Платить никого не заставляли. Все расходы, связанные с выдачей документов для получения компенсации или жилищного сертификата, взяли на себя. Когда подобный вопрос обсуждался у Президента, речь шла о другой территории.
Что касается оперативности местной власти, я бы назвал ее удовлетворительной. Все силы были направлены на устранение последствий стихии, а позже на устранение причин случившегося. Губернатор Владимир Владимиров практически каждый день бывал в округе, проводил планерки со всеми задействованными в работе службами, разговаривал с пострадавшими. За всю историю села Левокумка и поселка Первомайский не удавалось получить в асфальте все улицы. Глава края пообещал это сделать на сходе граждан - и обещание, как видим, выполнено.
Все, кто получил статус пострадавших, получили компенсации. Все жилищные сертификаты, по которым приняты соответствующие решения, также выданы.
Были случаи, когда люди, получившие компенсации за свои повреждённые дома ещё в 2002 году, когда также случилось наводнение, продолжали в них жить. И в 2017 году, оказавшись в зоне подтопления, вновь пришли за помощью. Чтобы не делать ошибок впредь, все опасные территории, которые могут быть затоплены в случае прихода стихии, исключены из зон застройки. Эта работа закончена.
- Минеральные Воды входят в курортный регион Кавминвод. Да, на территории округа есть Кумагорская больница, есть Нагутская минеральная вода. Но это, пожалуй, и всё. Согласитесь, что сам город Минеральные Воды на курорт мало похож, хотя название, как говорится, обязывает. У вас нет стремления войти в семью курортных городов? Или судьба города - это транспортный узел и ряд средних предприятий?
- Желание такое есть. Мы же смотрим на соседей и понимаем, какой это бонус для развития. Но есть определенные требования. Присутствие аэропорта на нашей территории ограничивает такую возможность в соответствии с федеральной нормативной базой. Международный аэропорт - это большое преимущество, но одновременно и ограниченный режим использования территории для создания здравниц. У нас пока только один санаторий «Минводы». Что касается возможности строительства новых здравниц, работу такую ведем и надеемся на успех.
- В рамках рубрики «10 вопросов главе» мы уже говорили о перспективах, которые сулит Кавминводам строительство велотерренкура. Но какие преференции в это связи получат Минводы? Как велотерренкур будет в встроен в городскую инфраструктуру?
- Что касается интегрирования в городскую инфраструктуру, мы подумали, просчитали и решили, что стартовать велодорожка будет в городском парке, далее «побежит» в сторону автовокзала и вверх на гору Змейка. Кстати, возможность на велосипеде приехать в Минводы из других курортных городов нас ко многому обязывает. Важно, чтобы путешественникам было интересно. Исходим прежде всего из того, что велотерренкур — это объект туризма, а не экономической выгоды, чистой коммерции. Хотя определенным толчком к развитию малого бизнеса проект безусловно послужит. В основном это будут службы сервиса, в первую очередь велопрокат, которого пока в городе нет.
- Именно у вас реализован пилотный проект по преобразованию района в округ, с вас на Ставрополье начиналась муниципальная реформа. Сегодня, с высоты уже многолетнего опыта вы можете доказать на цифрах, или хотя бы на фактах, что это не было ошибкой?
- Да вы правы, мы были пилотами. Проект принес большую пользу нашей территории. Другие районы также пошли по нашему пути. Если бы было плохо, не стали бы они повторять наши шаги.
Что было раньше, до реформы. Приходил горожанин, допустим, с вопросом из сферы образования к главе администрации, а там объясняли, что не уполномочены этим заниматься, надо идти на другой этаж – в районную структуру. Вдруг выяснялось, что вопрос-то касается благоустройства, пусть и школы, - тогда человека «футболили» обратно – в город. Словом, тупиковое было положение. У района свои полномочия, у города свои, куда идти, не сразу разберешься. Восемь табличек висело на здании администрации.
Единый пульт управления дал дополнительные возможности для развития. За пять лет существования округа 220 улиц отремонтировали. Не было такого с постсоветского периода. Несмотря на пандемию в рамках программы по развитию комфортной городской среды в этом году реализовали два больших проекта. Активно участвует округ в краевой программе поддержки местных инициатив. В малых населенных пунктах давно оценили эти возможности. Кстати, участие населения в софинансировании проектов окружной бюджет берет на себя. На всех направлениях появились дополнительные возможности для роста, благоустройства.
Судите сами, стоило ли размазывать кашу по тарелке. Левокумский сельсовет имел бюджет 9 млн рублей и 24 вопроса местного значения, которые должен был решать. По некоторым статьям значились смешные суммы, просто для фискальных органов. Более половины бюджета уходило на содержание сельской администрации.
А вот другой пример. На прямую линию губернатора обратились жители хутора Лысогорский. Жаловались, что по разбитой дороге отказывается к ним ездить общественный транспорт. А до трассы «Кавказ» всего-то около 12 км. Из окружного бюджета мы нашли нужную сумму — около 17 млн рублей - для софинансирования строительства новой дороги. Поручение губернатора выполнено. Да никогда бы сельский муниципалитет не решил этой проблемы. И таких примеров много.
- Ставропольцы помнят трагические события, связанные с городом. Шесть лет назад страшный случай в больнице, где толпа забила до смерти человека, позже - убийство около кафе-караоке. Всё это вызвало большой резонанс. Какая сегодня в городе и округе в целом обстановка с преступностью?
- Вы вспомнили трагическую для Минвод дату. За шесть лет прошедших с тех пор лет ситуация изменилась к лучшему. Мы научились на шаг опережать нежелательные ситуации по части экстремизма, терроризма, межнациональных конфликтов. По обстановке с преступностью, как вы сказали, мы находимся в тройке лучших территорий в крае.
- В прессе и в социальных сетях ранее активно обсуждались скандалы, связанные с вами. Часто говорилось о претензиях прокуратуры. В 2017 году вы по своему желанию покинули кресло главы округа, но позднее вернулись. Удалось ли вам наладить диалог с жителями округа? Как вы считаете, если бы сейчас проходили прямые выборы главы округа, какой процент голосов отдали бы за вас?
- Диалог есть. Минераловодский округ перестал быть поставщиком подобных новостей. Сегодня я не могу сказать, какой процент проголосовал бы за меня, если бы были прямые выборы. Но в этом году выборы депутатов представительного округа были в высшей степени конкурентные. Тем не менее список «Единой России», который возглавил я, одержал честную победу.
- В Минеральных Водах были реализованы несколько проектов по благоустройству, но в то же время город остаётся безликим. Есть ли стратегия развития? В чём будущее Минвод, на ваш взгляд?
- Могу с вами поспорить по поводу безликости города. Это не так. Но понятно, что далеко не все планы реализованы. «Проседаем», в частности, по спортивным объектам. Изначально наш город был городом отраслей. Но тогда разделения не было. Закончился СССР — объекты стали ведомственными. Например, центральный стадион принадлежал Министерству железных дорог. Четыре года назад пришлось выкупить у ведомства этот объект. В этом году будет закончен проект его реконструкции. Близка к решению судьба центрального ДК города «Железнодорожник». Ведем переговоры с ведомством, чтобы получить его в муниципальную собственность. Надо дать больше возможностей для самореализации местных талантов. Мы с командой взяли на себя определенные обязательства. Люди будут жить лучше.
- Что с ковид-ситуацией в округе? Врачи болеют?
- Врачи болеют. Это понятно - они на передовой борьбы с инфекцией. Недавно заседал штаб по координации борьбы с коронавирусом, на котором были названы территории, где надо усилить работу в этой части. Нас не назвали.
Ситуация, когда бизнес был вправе сказать «мы умираем», постепенно сходит «на нет». Дана возможность работать, но при этом и степень ответственности растет за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима. Мы вас не закрываем, но теперь не просим, а требуем соблюдать масочный режим. По поручению губернатора развели автопотоки перевозки пассажиров. До всех перевозчиков довели информацию о необходимости соблюдения масочного режима. Лояльность уходит в сторону, теперь на них ложится дополнительная ответственность за безопасность людей. Максимальный штраф — 300 тысяч рублей. Выписано около тысячи протоколов. Это с одной стороны. Но с другой стороны - горсуд, как правило, ограничивается вынесением предупреждений о необходимости соблюдать требования Роспотребнадзора. Ведем разъяснительную работу. Трудно убедить наших людей в необходимости беречь себя. Многие думают примерно так: «меня это не может коснуться». Стараемся переубедить.