ВТБ: пандемия ускорила цифровизацию финансовых услуг
Управляющий ВТБ в СКФО Александр ДЫРЕНКО в интервью «Ставропольской правде» рассказал о спросе на кредиты в 2020 году, эффекте от масштабной цифровизации банковских процессов и повышении интереса к розничным инвестициям.
- Позади локдаун из-за пандемии и период серьезных ограничений для отечественной экономики. И хотя жизнь пока не вернулась к прежним ритмам, все же можно подводить какие-то промежуточные итоги для банковского сектора, которому отвели важную роль в процессе решения возникших проблем. На ваш взгляд, удалось ли выполнить задачи?
- Последствия событий 2020 года нам еще предстоит оценить в полной мере. Но очевидно, что мы достойно справились с вызовами, подготовиться к которым было просто невозможно. Сейчас все больше индикаторов показывает, что ситуация управляемая, что идет постепенное возвращение к стабильности, к более привычной всем реальности. И принципиально важно, что бизнес взял четкий курс на восстановление, это мы видим по своим клиентам.
Вспомним, что в самом начале коронавирусного кризиса банки, по сути, оказались на передовой. В тот период было очень важно своевременно поддержать клиентов – и розничных, и корпоративных. То есть подключиться к госпрограммам, запустить собственные инструменты льготной кредитной помощи, но главное в итоге – предложить каждому, у кого возникли сложности, подходящий вариант их смягчения. ВТБ очень активно вел эту работу на Северном Кавказе. По данным на 1 октября, в рамках различных программ в регионах СКФО банк оказал кредитную помощь бизнесу и населению на общую сумму 7,4 млрд рублей.
Хочу особо подчеркнуть, что наша команда хорошо отработала весь период – в том числе и самые первые месяцы, когда было много неясностей и страхов. Динамика не была потеряна и впоследствии. Многие показатели работы банка ВТБ в регионе не только не снижаются, но и растут по сравнению с прошлым годом.
- Александр Михайлович, как себя чувствуют корпоративные клиенты банка? Многим ли потребовалась поддержка, и на каких условиях ее оказывал ВТБ?
- Средний и малый бизнес, который составляет основу региональной экономики, в пандемию оказался наиболее уязвим. Потому очень кстати были такие механизмы, как каникулы и реструктуризация долгов, – все то, что давало возможность не допустить выхода клиентов на просрочку и сохранить качество нашего портфеля. В этом вопросе мы открыты и идем навстречу, если клиент продолжает с нами сотрудничать.
Кроме того, корпоративные партнеры использовали и льготные заемные ресурсы как инструмент для своей перенастройки, оперативной адаптации к новым условиям ведения бизнеса. По итогам трех кварталов ВТБ предоставил льготную кредитную помощь более чем 400 компаниям в регионах СКФО, понесшим потери от пандемии. Важно, что льготное финансирование получили представители отраслей, наиболее пострадавших в результате распространения коронавируса, – как известно, это сфера услуг, общепит, непродовольственный ритейл, перевозки, гостиничный бизнес и некоторые другие.
Сейчас хоть и с осторожностью, но уже можно сказать, что восстановление бизнеса происходит быстрее, чем звучало в некоторых консервативных сценариях. Многие клиенты без проблем, а то и досрочно возвращаются из кредитных каникул в стандартный график погашения.
- Не менее интересно поведение розничных заемщиков. Для них каникулы тоже имеют строго определенный срок – хватает ли людям его, чтобы вернуться к полноценному исполнению обязательств по кредитам?
- Мы предложили нашим клиентам разные возможности пережить сложные времена, в том числе смещение графика ежемесячных платежей по кредитам без штрафных санкций, кредитные каникулы и новые ипотечные программы.
Что касается каникул, то в период с апреля по сентябрь ВТБ в общей сложности одобрил жителям Северного Кавказа около 6 тысяч заявок по всем видам розничных кредитов. Мы работали и в рамках госпрограмм, и собственных предложений банка. Это позволило увеличить охват клиентов.
Скажу, что большинство заемщиков взвешенно отнеслись к принятию решения о каникулах. В основном спрос на кредитные каникулы пришелся на апрель. А уже в мае обращений стало заметно меньше, а в июне динамика упала еще более чем в два раза. В настоящее время подавляющее большинство клиентов уже вернулись к обслуживанию кредитов в рамках стандартных графиков платежей.
- Вы упомянули, что результаты работы сейчас радуют и есть положительная динамика. С какими показателями ВТБ в СКФО завершил третий квартал?
- Снятие ограничительных мер послужило своеобразным импульсом: экономическая активность в регионах восстанавливается, что в числе прочего проявляется в увеличении спроса на заемные средства. Причем мы видим интерес как со стороны корпоративных клиентов, так и жителей СКФО.
По итогам девяти месяцев 2020 года совокупный кредитный портфель ВТБ на Ставрополье, в Кабардино-Балкарии, Дагестане и Чеченской Республике вырос на 7,5%, достигнув уровня в 81,2 млрд руб-лей. Чуть более половины этой суммы – 42 млрд рублей – приходится на корпоративный портфель, сформированный предприятиями малого и среднего бизнеса.
Отмечу также, что среди наших клиентов оказались компании, которые смогли оперативно сориентироваться и отреагировать на кризис, увидев в нем точки роста. Мы, в свою очередь, готовы поддержать перспективные инициативы, обеспечив клиентов с прозрачной финансовой отчетностью и понятной для банка структурой бизнеса доступными и длинными средствами. Один из недавних примеров – кредитование ГК «Монарх», одного из крупных ставропольских представителей торговой отрасли. Заем в размере 573 млн рублей нашему клиенту предоставлен на семь лет. Средства направлены на покупку логистического комплекса в Московской области – в итоге будет пять десятков новых рабочих мест.
- Ипотека в силу низких ставок последние годы оставалась одним из драйверов розничного кредитования. Этот год не стал исключением – ставки сползли еще ниже на фоне мощной господдержки. Жители СКФО проявляют интерес к жилищным займам?
- По итогам трех кварталов кредитный портфель ВТБ в СКФО увеличился на 9,4% и составил 38,7 млрд рублей. На пике популярности остаются кредиты наличными, их выдача составила 7 млрд рублей, а их объем в составе общего портфеля вырос на 7%, до 20,8 млрд. Определенную популярность сохраняют кредитные карты и автокредиты.
Однако наибольший прирост в розничном портфеле в этом году действительно показывает ипотека – 16,1%, на нее по итогам трех кварталов приходится 14 млрд рублей. Очевидно, что в силу привлекательных ценовых условий, обусловленных выгодными программами государственной поддержки, многие принялись за решение насущного жилищного вопроса.
На эти цели жители региона позаимствовали в ВТБ в 2020 году 4,6 млрд рублей, что на 31% превышает значение за январь - сентябрь годом ранее.
Добавлю также, что выбор заемщиков в пользу ВТБ часто обеспечен не только рекордно низкими для страны ставками и льготами от государства. Оказалась очень востребованной наша банковская инфраструктура, за счет которой покупка жилья может занять буквально считанные дни. Причем банк проводит уже не просто финансирование сделки, а помогает клиенту оформлять покупку. Более того, практически все процедуры можно осуществить онлайн. ВТБ первым в России минувшей весной провел полностью дистанционную выдачу ипотеки. И эта практика уже успешно масштабирована на регионы.
- Этот год однозначно запомнится ускорением и масштабированием процессов цифровизации. В частности, банкам пришлось не избирательно оцифровывать финансовые услуги, а в целом переводить в онлайн как можно больше внутренних процессов и продуктовых линеек.
- Как и множество других организаций, банки в пандемию были вынуждены принимать нестандартные решения исходя из своих возможностей. В итоге констатируем, что ВТБ не прекращал обслуживание клиентов. Оперативное усиление работы всех сервисов для удаленного доступа и ускоренное внедрение сопутствующих цифровых решений позволили в условиях режима самоизоляции реализовать онлайн большинство процессов и операций, в том числе и по мерам господдержки.
Стратегия развития банка и без того предполагала цифровую трансформацию, которая должна была привести к стопроцентному переводу услуг в цифровые каналы. Но эта задача, как видим, актуализировалась в силу объективных обстоятельств. Сложившаяся ситуация сама по себе подтолкнула и офлайн-клиентов скорее переходить в онлайн.
В удаленном формате сейчас можно получить множество услуг и решить практически любой вопрос (в том числе и не клиентам ВТБ), для чего понадобится только компьютер или телефон. К слову, уверен, что многие уже оценили наш новый мобильный банк. Буквально на днях он стал доступен всем пользователям. Здесь обращает на себя внимание не только новый, усовершенствованный дизайн, но и скорость, безопасность, а также десятки новых функций. Например, снятие наличных в банкоматах без карты, пакетная оплата счетов, индивидуальная настройка главного экрана и многие другие.
- Какова вообще динамика «миграции» клиентов банка в онлайн-сер-висы, и не влечет ли это сокращение сети офисов ВТБ? С одной стороны, на них уже давно нет прежней нагрузки, а с другой – есть те, для кого приемлемы только личные визиты в банк для решения финансовых вопросов. И этими потребностями людей тоже нельзя пренебрегать.
- Число пользователей мобильного банка и интернет-банка ВТБ в регионах СКФО довольно быстро растет. Так, на конец января 2020 года таковых было немногим больше 133 тысяч человек, а в четвертый квартал мы входим с показателем уже 161,2 тысячи.
Бесспорно, отлаженные цифровые процессы – это конкурентное преимущество банка в современном мире. Точно так же, как и сохранение формата привычного офиса, что сейчас далеко не все могут себе позволить. Вы правы, остаются категории клиентов, для которых личное посещение банка остается насущной необходимостью. Это нельзя игнорировать, в том числе с оглядкой на специфику и традиции общения на Северном Кавказе.
Потому в СКФО у нас полноценно работают практически все точки продаж – там доступен весь спектр услуг для населения и бизнеса. Не могу не добавить, что обслуживание клиентов базируется на новых мерах противовирусной безопасности. Все сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, включая медицинские маски и перчатки. В отделениях в течение дня проводится дезинфекция, при работе с документами и денежными купюрами специалисты используют все необходимые средства. Каждый клиент также может воспользоваться дезинфекторами для обработки рук.
- Поговорим о ближайших перспективах. В этом году Центробанк РФ продолжил смягчение денежно-кредитной политики, соответственно банки снизили ставки по депозитам, что даже привело к общественным дискуссиям о неактуальности классического депозита как инструмента сбережения, выгодного для населения. При этом все больше раскручивается тема розничных инвестиций. На ваш взгляд, не перегрета ли она?
- Вопрос сбережения и приумножения средств имеет психологический аспект. Все же значительная часть населения пока весьма консервативна и не считает нужным выходить за рамки депозита. Хотя распространение коронавируса ускорило не только цифровизацию, но и проникновение инвестиционных продуктов в массовый сегмент. И мы наблюдаем, что интерес физлиц к ним растет.
Так, в этом году портфель привлеченных средств физических лиц в Северо-Кавказском ВТБ увеличился на 7,1%, до 41,3 млрд рублей, при этом объем инвестиционных продуктов вырос на 85% и составил 8,4 млрд рублей. Динамика обусловлена комплексом причин – не только снижением ставок по вкладам.
Прежде всего растет финансовая грамотность населения, что крайне важно, потому вопрос уже не первый год остается в федеральной повестке. Кроме того, в нашей стране еще несколько лет назад не была столь развита инфраструктура финансового рынка. И у инвесторов, особенно начинающих, не было тех инструментов для вложений, которые появились теперь благодаря бурному развитию технологий.
Сейчас процесс инвестирования полностью дистанционный, требующий от человека лишь желания для его освоения. В самые базовые и простые инвестиционные инструменты, такие как государственные облигации или надежные биржевые инвестиционные фонды, можно вложить средства через систему ВТБ-онлайн. А те, кому нужен более солидный спектр возможностей, могут скачать бесплатное приложение «ВТБ Мои Инвестиции» и уже через 5 минут получить доступ более чем к пяти тысячам различных инструментов. В помощь новичкам – профессиональные консультации экспертов ВТБ.
- Напоследок об ожиданиях. Понятно, что прогнозов сейчас никто не дает. Но что вы назвали бы среди факторов, из которых может складываться ситуация на банковском рынке в ближайшее время?
- К счастью, происходит постепенное возвращение к нормальной работе, хоть и не к такому росту, как до COVID. В силу особенности текущей ситуации ВТБ, как и другие банки, рассматривает инструменты дальнейшей адаптации к новым реалиям.
Пока мы ожидаем сохранение спроса на ключевые продукты, в том числе кредитные. Этому, как и на протяжении предыдущих кварталов, способствуют привлекательные для заемщиков ценовые условия, ряд госпрограмм, а также совместные предложения банков и других игроков рынка. Плюс к этому конец года всегда оставался сезоном повышенного кредитования, когда клиенты пытаются успеть по максимуму завершить все ранее намеченные планы.
И конечно, обязательно продолжится развитие цифровой среды. Пандемия подтвердила правильность этого курса и не оставила сомнений, что дистанционно сейчас можно делать многое без потери эффективности.
27 ноября 2020 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
