© Фото: из архива газеты «СП»

Как уже сообщала «СП», общая протяженность экологического маршрута составит 75 километров и объединит культурные и природные достопримечательности курортного региона. По большому счету будет восстановлена инфраструктура, созданная еще в прошлом столетии, которая сегодня нуждается в благоустройстве, приведении в соответствие с современными стандартами. Во время обсуждения прозвучала такая образная характеристика предстоящих работ, как «масштабная реконструкция туристической инфраструктуры».

Действительно, создание в крае «Кавминводского велотерренкура» повысит туристическую привлекательность региона, а также Северного Кавказа в целом. Из федерального бюджета на реализацию проекта планируется выделить 2,8 миллиарда руб-лей. Такое распоряжение подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. При создании «Кавминводского велотерренкура» особое внимание будет уделено сохранению природного баланса и рельефа участков, по которым пройдет экотропа. По поручению губернатора Владимира Владимирова проведут государственную экспертизу проекта, как только он будет готов. Экологической составляющей придается первостепенное значение.

© Фото: Instagram.com@

Что, в частности, планируется сделать в Лермонтове, подробно рассказала участникам слушаний начальник управления архитектуры, градостроительства и землепользования городской администрации Алла Лесняк. Лермонтовский участок составит 21 километр. Лесную просеку вокруг Бештау местные жители называют кольцевой. Многие и сегодня отправляются туда на прогулку. Поэтому идея соединить все экотропы, принадлежащие городам кавминводской агломерации, кажется большинству жителей Лермонтова очень своевременной и полезной. Как пояснила докладчик, будет обеспечен комфорт как для велосипедистов, так и для пешеходов. Эти дорожки побегут параллельно друг другу. Ширина дорожек будет равняться ширине просек – 3 – 4 метра. Покрытие будет выбрано экологически безопасное для окружающей природы.

Для автомобилей экотропы будут закрыты. Доступ сюда получит лишь сервисный транспорт, предназначенный для поддержания чистоты и порядка. На свободных от леса участках будут созданы парковки, оборудованные всем необходимым. Здесь установят мусорные контейнеры, биотуалеты, зарядные устройства для электротранспорта, будут работать велопрокат, кафе. Оставив на стоянке автомобиль, дальше туристы смогут отправиться или пешком, или на велосипеде. Видовые площадки также будут создаваться на свободных от деревьев местах. Главная задача состоит в том, чтобы вмешательство в природу было минимальным.

По линии маршрута будут установлены видеокамеры. За порядком и безопасностью велосипедистов и пешеходов будут наблюдать или специальные патрули, или волонтеры.

Большинство участников слушаний в Лермонтове высказались за создание велотерренкура. Елена Фоменко отметила, что в ее семье все любители прогулок на свежем воздухе и с нетерпением ждут реализации проекта. Она поинтересовалась, какое расстояние будет между зонами отдыха, ведь на маршруте могут быть люди разных возрастных групп.

Максимальное расстояние до следующих лавочек планируется не больше километра. Это достаточно комфортно. Алла Лесняк поблагодарила за столь заинтересованное отношение к проекту и пояснила, что речь пока идет не о строительстве, а о концепции будущего терренкура. А слушания как раз и организованы для того, чтобы услышать все пожелания и предложения, дабы учесть их при создании проекта. На вопрос, не будет ли затронута территория Бештаугорского заказника краевого значения, прозвучал убедительный ответ: все работы планируются в границах территории общего пользования, все объекты, в том числе автостоянка, не затронут территории заказника.

© Фото: Instagram.com@moiseev.eugene

«Никто не собирается нарушать закон, – отметил глава администрации Лермонтова Станислав Полулях. – Все будет делаться в рамках действующего законодательства. Кто говорит об экологической катастрофе, явно плохо знаком с реальной ситуацией, что происходит на горе. Сегодня там и автомобили, и веселые компании, которые жгут костры, оставляют после себя горы мусора. Экологические десанты регулярно вынуждены чистить лес. Кому-то хотелось бы огородить гору колючей проволокой и не пускать туда никого... Что плохого в том, чтобы навести там порядок и поддерживать его? Тем более что средства для этого выделяет федеральный бюджет. Ведь из своих средств нам это сделать не под силу. У города таких денег нет».

«В зале собрались люди адекватные, болеющие за родной город, – считает Анна Лысенко. – Велотерренкур будет способствовать развитию города, больше людей потянется к здоровому образу жизни».

«Бештау – это визитная карточка нашего города, – отметила Серафима Меркулова. – Но она находится в плачевном состоянии. Я часто с семьей поднимаюсь на гору. Важно сохранить народное достояние. Желаю скорейшего воплощения идеи в жизнь».

«Как маме подростков мне импонирует, что на тропе будет видео- наблюдение, а это значит, что я смогу безбоязненно отпустить туда детей погулять», – сказала Татьяна Садовникова.

«Прослушав презентацию, вопросы и ответы на них, я еще раз убедился в своей правоте, – высказал свое мнение Вячеслав Филатов. – Велотерренкур нужен нам как воздух. Это ведь и дополнительные рабочие места. Должно быть специализированное предприятие, которое будет поддерживать порядок. А еще он потянет за собой развитие службы сервиса в городе. Ведь кто-то из гостей захочет переночевать в нашем городе, посетить ресторан».

«Уникальнейший проект, который позволит развивать Лермонтов, в целом Кавминводы, – сказала Маргарита Осадчук. – Некоторые говорят о какой-то радиологической опасности, о нарушении экологического равновесия... Смешно слушать. Гуляем по кольцевой Бештау – и ничего. А как вый- дем на ту же, но обустроенную тропу, то непременно умрем... В мой блог приходят отзывы. И почти все – за создание велотерренкура. Но есть и некоторые нытики, которым все не так».

«Очень люблю пешие и велосипедные прогулки на свежем воздухе, – делится Елена Оруджалиева. – Но сегодня на Бештау не та картина, какую хотелось бы видеть. Свалки мусора, гром мотоциклов. Сегодня трудно одолеть дорогу вокруг горы на велосипеде. А хотелось бы ехать на двухколесном транспорте и при этом наслаждаться красотой природы, не задумываясь о камнях на дороге».

Из политических сил проект поддержала не только «Единая Россия», но и оппозиция. В частности, координатор ЛДПР в Ставропольском крае Геннадий Ефимов поделился с «СП» своим мнением:

«Сельское хозяйство, промышленность и туризм – вот основные отрасли нашего края. Развитие туризма содержит в себе большой потенциал. И вот нам представилась такая отличная возможность усилить эту составляющую краевой экономики. Чтобы больше людей ехало к нам на отдых, не только на лечение, но для занятий активным отдыхом, спортом. Велотерренкур может стать брендом Кавминвод, потому что нигде еще не был реализован подобный проект. Это возможность привлечь к нам большой спорт, в том числе международного ранга. Это прекрасная идея. Я слышу разного рода опасения и страхи, но конкретики никакой, аргументов ноль. Туризм должен развиваться. И спорт велосипедный в нашем крае должен развиваться. Ситуация с ковидом говорит о том, что предстоит серьезный пересмотр экономики. Многие отрасли и многие бизнесы могут оказаться не готовы к новому раскладу. А велотерренкур – это нацеленный в будущее проект. И вся экономика вокруг него будет строиться в новых условиях и по-новому. То есть все с ним связанное выживет».

Общее мнение, высказанное на слушаниях, что вокруг проекта возникло немало негатива от незнания того, как будет создаваться велотропа. Главное состоит в том, что ни одного капитального сооружения на «зеленой» территории возводить не собираются, автомобили и мотоциклы здесь ездить не будут.

© Фото пресс-службы администрации Железноводска

Участники слушаний – жители трех городов – абсолютным большинством поддержали проект велотерренкура. В частности, активисты, пришедшие на публичные слушания в Железноводске, предложили идею создания экологического совета Кавминвод, который будет сформирован из общественников, квалифицированных экологов, юристов и представителей туристической индустрии. Это дополнительная гарантия чистоты проекта, в том числе экологической. Все мнения будут учтены в ходе дальнейших обсуждений, пройдут все необходимые экспертизы, в том числе радиологическая, и только потом будет выработан окончательный проект маршрута.

«Ставропольская правда» взяла комментарий у министра природных ресурсов и охраны окружающей среды края Андрея Хлопянова. Вопрос касался высказанных на слушаниях опасений о нанесении ущерба Бештаугорскому заказнику.

«Велотерренкур планируется создать на территориях, существующих с прошлого века. Площадки обустройства не входят в лесной фонд особо охраняемых территорий, но граничат с ними. Вся техническая документация будет проходить государственную экспертизу, в которой есть обязательная составляющая – экологическое заключение. Если бы к проекту были экологические вопросы – проекта не было бы», – подчеркнул он.

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ

Жители Кавминвод поддержали масштабную реконструкцию экотроп / Газета «Ставропольская правда» / 14 ноября 2020 г.