08:39, 30 октября 2020 года

Антоний Скрынников: Новые технологии способны помочь детям в изучении истории Отечества

На проходившем в октябре в Ставрополе межрегиональном парламентском форуме «Наша память. Наша гордость. Битва за Кавказ», посвященном Дню разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ, большое внимание участников вызвало выступление руководителя миссионерского отдела Ставропольской епархии, кандидата философских наук, священника Антония Скрынникова. Тема, затронутая отцом Антонием, настолько тесно соприкасается с актуальными запросами современного общества, что мы попросили его ответить на ряд вопросов.

- Отец Антоний, само название представленной вами на форуме темы «Мультиме-дийные технологии в изучении истории. Бэтмен против Ивана Кожедуба» звучит немного интригующе. Вам хотелось заострить внимание аудитории и это, конечно, удалось...

- Мне хотелось донести важную, на мой взгляд, мысль о том, что преподавать историю страны нужно не только в традиционных формах – чтении учебников и устных рассказах учителя, но и использовать достижения современных технологий. Как удачный пример – федеральная сеть мультимедийных музеев «Россия – моя история», в Ставропольском крае таких музеев уже два - в краевом центре и Пятигорске. Если об их контенте и фактическом наполнении экспозиций иногда спорят, и это нормально, то о технической подаче материала - нет. При этом, разумеется, речь не идет о том, чтобы закрывать традиционные музеи. Просто они используют разные формы подачи материала, и каждая из этих форм найдет своего адресата.

- Оба способа - и традиционный, и мультимедийный - могут гармонично дополнять друг друга, каждый по-своему привлекателен. При том что арсенал у них сильно отличается, но цель-то общая - дать молодому поколению наиболее полное и глубокое понимание истории Отечества...

- Мне представляется необходимым издавать не только учебники, но и снимать качественные ролики, рисовать захватывающие комиксы, аниме, посвященные как Великой Отечественной войне, так и другим знаковым историческим событиям и личностям. Помнится, на форуме со мной вступил в спор один из присутствующих на секции депутатов. Ему не понравились слова «комиксы» и «аниме», а лучшим воспитанием молодежи он считает поездки школьников на Марухский перевал.

Хорошо. Допустим, вам почему-то не нравятся эти слова. Нет проблем, назовите популярное массовое издание не «комиксом», а журналом с картинками, «аниме» переименуйте в «рисованный мультик». Что изменится? Ничего. В том смысле, что ничего издано не будет, к сожалению. Проблема не в названии, проблема - в отсутствии контента как такового.

Пока мы будем спорить, какие методы и названия использовать, наши дети будут продолжать играть в Call of Duty (дословно рус. - «Зов долга»). Это компьютерная игра, где наши дети участвуют «в боях» во Второй мировой войне на стороне... американских войск. Поймите, я не против компьютерных игр как таковых. Но почему бы нам не создать свои качественные игры? Неужели в России нет талантливых творческих программистов? Получается, специалисты, которые могут взломать компьютеры национального комитета демпартии США (по утверждению американской стороны) у нас есть, а создать нормальную игру некому?

Правда, был и у нас интересный опыт в этом направлении. Не могу судить, насколько удачный, но сама идея нужная и правильная. Причем опыт этот принадлежит православной церкви: в 2011 году в Екатеринбургской епархии была разработана компьютерная игра для учеников 5-7-х классов, в основу которой была положена историческая стратегия, посвященная войне 1812 года. Так может быть, и Министерству образования РФ стоит подумать о создании цикла игр по другим историческим событиям? В том числе, например, яркую увлекательную игру, посвященную Битве за Кавказ?

Безусловно, выезды школьников на Марухский перевал или к другим местам боевой славы - это тоже метод патриотического воспитания, сохранения истории. Но давайте будем реалистами. Есть ли у нас техническая и финансовая возможность свозить туда хотя бы пятую часть всех школьников Ставропольского края? Конечно, нет. А вот на создание качественных и интересных материалов средства, уверен, найдутся.

- Отец Антоний, что навело вас на мысль дать такое довольно необычное название вашему выступлению, столкнув популярного Бэтмена с Кожедубом?

- Есть такой интересный трехминутный ролик в интернете, называется «Кто для тебя супергерой». Там на камеру спрашивают прохожих на российских улицах, кто для них супергерой. Вы думаете, хоть кто-то назвал легендарного разведчика Алексея Ботяна или замечательного аса-танкиста Второй мировой войны Дмитрия Лавриненко? Увы... Из всех ответов лучший дала одна девушка, сказав, что супергерой для нее - ее муж! Все остальные называли американских, голливудских киношных героев, не имеющих никакого отношения к реальности. Чаще всего звучало слово «супермен». Это известный супергерой комиксов, которые выпускаются компанией DC Comics. Он считается иконой американской культуры.

Но ведь это выдуманный персонаж, которому приписывают умение летать, «суперсилу», «ледяное» дыхание и т. д. Его главный враг Лекс Лютор - такая же выдумка!

И никто не назвал прославленного летчика Ивана Кожедуба, который в отличие от супермена действительно умел летать, имел железную волю и храбрость, а его враги были самыми настоящими и страшными - фашистами.

- Как вы считаете, кто должен заняться реализацией ваших идей - созданием роликов и т. п.? Апеллировать к чиновникам Минобра как-то не очень хочется… А еще остается момент продвижения этого продукта в молодежные головы - как привлечь внимание?

- Думаю, что Министерство образования России могло бы объявить грантовый конкурс, к примеру. Главное, чтобы проектом занимались не только чиновники, но и творческая молодежь. Можно попробовать предложить создать такие проекты в рамках молодежного форума «Машук» или «Таврида». А насчет продвижения, если продукт получится интересным, то его не сложно будет продвигать. Ведь смогла же сеть магазинов продвинуть в школьные массы бессмысленных на мой взгляд «скрепышей»! Если мультимедийка получится интересной и качественной, то она сама найдет дорогу в массы.

- Не упущен ли Россией момент, когда это «поле» давно занято такими напористыми зарубежными конкурентами?

- «Поле» действительно давно занято. Вы абсолютно правы. Но это же не повод ничего не делать. Ведь и интернет тоже был придуман не в России. Но мы им пользуемся. В свое время Евгений Касперский тоже начинал создавать антивирус в условиях, когда в мире существовали и развивались другие успешные антивирусные программы, например Avast, Panda Security или Dr.Web. Но это не помешало ему создать один из лучших в мире продуктов и брендов.

Нужно брать лучший опыт, адаптировать его под современные российские реалии. Повторюсь еще раз, у нас все получится, если этим будут заниматься люди, которым это действительно интересно. А не люди, которые этим занимаются лишь за зарплату, и конечный результат им не важен.

- Вы привели пример Екатеринбургской епархии в создании компьютерной игры, а есть ли еще подобные положительные примеры?

- Именно такие мне неизвестны. Екатеринбургский в чем-то уникален. Есть ли просто хорошие, полезные отечественные компьютерные игры? Безусловно. Но мы ведь говорим об изучении истории, а тут похвалиться пока нечем.

- Однако, согласитесь, для изучения истории живое общение остается важнейшим, особенно нынче его так не хватает. Интернет - безграничное море и хорошего, и плохого. И подростки там живут. Как Иван Кожедуб поможет их отвлечь, увлечь, заинтересовать?

- Соглашусь. Но и вы согласитесь, что если современному подростку предложить на выбор пару часов «посидеть в интернете» или ту же пару часов пообщаться со священником или журналистом, в большинстве случае выбор будет очевиден. Дело не в Иване Кожедубе, а в том, что наши дети, наша молодежь знает чужих придуманных героев лучше, чем настоящих своих. Почему бы не рассказывать о наших героях не только с помощью страниц школьных учебников, но и с помощью героев компьютерных игр?

- Может быть, в работе с подрастающим поколением надо не только к славной истории обращаться, но и пофантазировать не хуже создателей «супергероя»? Ведь подростки так любят жанры фантастики и фэнтези, почему бы не использовать и это в добрых патриотических целях?

- Да, отсутствие качественного отечественного фэнтези - еще одна большая проблема. А ведь фэнтези - это популярное направление, которое может быть интересным и глубоким одновременно. Все мы помним Толкиена и Льюиса Кэрролла. Было бы замечательно увидеть российское фэнтези, допустим, о «турецких приключениях» супергероя Михаила Скобелева. Тем более сейчас это актуально в свете турецкой экспансии на Ближнем Востоке и на Кавказе. Обстановка в мире подталкивает к умному осмыслению происходящего через уроки истории. Сделать эти уроки для молодежи и познавательными, и увлекательными нашему обществу вполне по силам. И технически, и творчески.

«Бэтмен против Кожедуба»
Газета «Ставропольская правда»
31 октября 2020 года