Муниципалитеты Ставрополья поддержали дотациями и бюджетными кредитами
На фоне пандемии коронавируса деловая активность в муниципальных образованиях Ставрополья, как и повсеместно по стране, в определенный период снизилась. Тем не менее благодаря оперативно предпринятым органами государственной власти региона мерам в рамках государственной программы Ставропольского края «Управление финансами» ситуацию удалось стабилизировать, отмечает заместитель председателя правительства - министр финансов края Лариса Калинченко.
- Лариса Анатольевна, какой месяц оказался для региона наиболее сложным?
- Собственные доходы муниципальных образований сильно просели в апреле - 74,5 процента от аналогичного месяца прошлого года. Это снижение продолжалось в мае, июне и июле. И только в августе появилась положительная динамика.
Коронакризис стал причиной ограничения предпринимательской активности. А основные налоги, которые формируют местные бюджеты, как раз от малого бизнеса. Из-за пандемии некоторые предприниматели были вынуждены, к сожалению, приостановить свою деятельность: не работали парикмахерские, кинотеатры, кафе, непродуктовые магазины, многие другие учреждения и организации. В этой ситуации Правительством Российской Федерации и правительством Ставропольского края были предприняты беспрецедентные меры господдержки бизнеса. И в частности, предприниматели были освобождены от уплаты налогов за второй квартал, от арендной платы за использование муниципального имущества. Соответственно доходы в муниципалитеты вообще не поступили, их бюджеты серьезно просели.
Но даже в условиях пандемии муниципальные образования не могли отказаться от расходов. Необходимо было содержать бюджетную сеть - школы, детские сады, больницы, выплачивать заработную плату бюджетникам, ремонтировать дороги и т. д. По поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова министерством финансов были разработаны меры поддержки муниципальных районов и городских округов с наибольшим кассовым разрывом.
- Что было сделано в первую очередь, какие приоритетные меры поддержки были предоставлены районам и городским округам, действительно столкнувшимся со снижением доходов?
- Первая мера, которая была поддержана руководством края, - это опережающая дотация. Минфин края ежемесячно проводил мониторинг исполнения местных бюджетов, сотрудники встречались с главами и руководителями финансовых органов муниципальных образований. Если видели, что у муниципалитета не хватает денег, предоставляли дотацию.
Вторая мера - для тех, кто дотацию не получал. В крае есть города, которые не пользуются данным видом поддержки. Но и у них образовался разрыв между доходами и расходами. Для них был предоставлен бюджетный кредит.
- Много было предоставлено таких займов?
- Муниципалитеты получили бюджетные кредиты на 185 миллионов рублей на льготных условиях - под 0,1 процента годовых. При этом если у района или городского округа не будет возможности вернуть эти займы бюджету Ставропольского края, то им будет предоставлена рассрочка сроком на три года, опять же под такую комфортную ставку - 0,1 процента.
И еще одна мера поддержки муниципальных образований - освобождение от штрафов.
- Что она представляет собой и насколько, как показывает бюджетная практика, эффективна?
- Муниципалитеты получают целевые средства - субсидии - из краевого или из федерального бюджета. На местах эти выделенные транши должны вовремя освоить. К примеру, к 1 декабря муниципалитет должен ввести школу в эксплуатацию. Но запустить объект получилось только к 1 марта следующего года. За то, что установленный показатель был выполнен несвоевременно, муниципалитет должен был быть оштрафован. Всего такие штрафы за несоблюдение нецелевых показателей муниципалитеты края должны были заплатить в объеме 160 миллионов рублей. Правительством Ставропольского края было принято решение не применять штрафные санкции.
Но это не полный перечень компенсирующих и стимулирующих мер для муниципальных бюджетов. Когда стало очевидно, что и апрель, и май идут с просадкой, было принято решение оказать муниципальным образованиям нецелевую финансовую помощь. В закон о бюджете Ставропольского края были внесены поправки. Объем дотаций для муниципалитетов увеличился на 800 миллионов рублей, 550 миллионов рублей из которых уже распределены. Оставшийся транш будет распределен в ноябре. Будет проанализирована ситуация с доходами, правительство поможет точечно тем, у кого большое отставание по темпам роста собственных доходов.
При этом хочу отметить, сейчас ситуация стабилизировалась. Если сравнить итоги за девять месяцев, то снижение по сравнению с прошлым годом незначительное - всего 3 процента. Начал работать малый бизнес, доходы в бюджеты муниципальных образований оживились. Это в комплексе с финансовой поддержкой краевого правительства позволит муниципалитетам чувствовать себя уверенно и выполнить все обязательства перед населением.
- Отказались ли на местах от запланированных расходов, скажем, второстепенных, чтобы выжить в создавшейся ситуации?
- В среднем по краю муниципалитеты сократили расходы на 2,5 процента. Но есть и муниципалитеты, которые вообще не сокращали расходы за счет того, что у них были переходящие остатки на начало года и они их направили на замещение выпадающих доходов. Это Ипатовский, Труновский, Изобильненский, Красногвардейский и Шпаковский. Два муниципалитета отличаются от общекраевой динамики: Благодарненский и Советский городские округа, они урезали свои расходы более чем на 5 процентов. Общий объем оптимизации местных бюджетов по краю более 650 миллионов рублей.
Минфин активно участвовал в этой работе, вместе с муниципалитетами смотрели, от чего можно отказываться, а от чего нет. Неприкосновенны, естественно, зарплаты, социальные выплаты, содержание сети бюджетных учреждений.
Кстати, нельзя не отметить, что на рост расходов напрямую повлиял коронавирус. Расходы выросли за счет того, что нужно было вынужденно тратиться для обеспечения безопасности. По рекомендации Роспотребнадзора необходимо было приобрести рециркуляторы воздуха, бесконтактные термометры, средства индивидуальной защиты, санитайзеры для обработки рук и т. д. В крае 648 школ, а рециркуляторы воздуха надо было поставить в каждый класс, представляете, какое их количество было закуплено. Муниципалитеты самостоятельно, конечно, не осилили бы эти расходы. Более 350 миллионов рублей было выделено из краевого бюджета на закупку термометров и рециркуляторов.
Также за счет средств региональной казны была выполнена необходимая санация учреждений. Накануне 1 сентября обрабатывались все школы, чтобы наши дети учились в безопасных условиях. Кроме того, пробы на ковид для учителей были выполнены за счет краевого бюджета, чтобы обеспечить максимальную безопасность в стенах учебного заведения. Как видим, вирус оказал огромное влияние не только на экономику, но и на бюджет, его доходы и расходы.
- То есть пришлось корректировать все бюджеты, что называется, по ситуации?
- Конечно. Правительство помогает муниципалитетам дотациями. Большая часть трат, связанных с коронавирусом, как я уже сказала, оплачены из краевого бюджета. Но, тем не менее, муниципалитеты, в которых не сокращается разрыв между доходами и расходами, намерены брать новые займы, увеличивая муниципальный долг. До конца этого года объем муниципальных долгов в крае по сравнению с минувшим годом увеличится примерно на 800 миллионов рублей. Причем основная часть прироста муниципального долга - 57 процентов - приходится на город Ставрополь. Это краевая столица, реализующая очень крупные проекты, отказаться от которых невозможно, потому что они входят в национальные проекты. В их числе, к примеру, масштабная реконструкция Комсомольского пруда, в которую вложены солидные средства. Также в Ставрополе два детских сада, которые должны быть введены в этом году. В рамках нацпроекта «Культура» идет реконструкция хореографической школы для детей. Правительство помогает городу Ставрополю, безусловно. Но муниципальный долг столицы края в этом году увеличится.
- Лариса Анатольевна, какова в настоящее время в целом ситуация с погашением таких долгов, есть ли основания для определенной тревоги по этому поводу?
- Размер муниципального долга на Ставрополье критическим не является. Территории будут потихоньку снижать его уровень, в том числе за счет работы с налогоплательщиками и развития экономических процессов. При этом краевой минфин настаивает на ответственном отношении к долговой политике. Бюджеты муниципалитетов на следующий год должны быть сбалансированными. Самое главное - устойчивость местного бюджета и безусловное выполнение принятых социальных обязательств даже в условиях замедления темпов поступления налоговых и неналоговых доходов.