14:21, 15 октября 2020 года

В Ставропольском театре драмы готовят спектакль «В ожидании сердца»

В августе под руководством народной артистки России Натальи Зубковой был сдан спектакль «Они сражались за Родину» по произведениям Михаила Шолохова. Сейчас режиссер готовит новую постановку - по пьесе Юрия Полякова «В ожидании сердца».

Имя этого современного драматурга в Ставрополе хорошо известно благодаря целому ряду спектаклей по его произведениям, вошедшим в репертуар театра в течение последних лет. Как правило, каждый раз в центре внимания достаточно актуальные проблемы и ситуации сегодняшней жизни, близкие зрителю. Не исключение и пьеса «В ожидании сердца». Этим она и привлекла внимание режиссера. Как рассказывает Наталья Зубкова, сюжет и герои вполне созвучны нам нынешним.

Главный герой – типичный представитель своего времени. Он из той породы людей, которые выдвинулись на гребень жизни в 90-е годы ХХ века. В ту знойную пору они сколотили свои большие состояния, не чураясь и присущих эпохе методов, отнюдь не всегда законных. Сколотили, накопили и сидят теперь на своем богатстве.

- Однако и они – люди, они все разные, - говорит Наталья Павловна. – Свидетельством тому история миллиардера, который когда-то в юности обещал стать очень хорошим человеком. Обычный парень с вполне добрыми задатками. Была замечательная первая любовь, были походы с друзьями… Но пришли новые времена, и он стал другим. Пока накачивал богатство, это было для него интересно. Как всякий человек увлекающийся, не бездарный, он увлекся и этим, это его захватило, в этом был свой азарт, своя цель. Однако годы идут, и жизнь его начинает давать сбой. Первая жена, которую он любил, ушла от него. Сын вырос, но теперь спивается, не находя себя. Старый друг оказывается предателем. Сам герой стареет и понемногу задумывается: а что после него останется? Все чаще его посещает мысль, что жизнь – это не только деньги. Да и погоня за деньгами перестала ему быть интересной. Цель пропала. И он пытается цепляться за нечто иное… Стареющий человек на определенном этапе неизбежно сталкивается с этим. Прежние установки как бы размываются. Разумеется, человек при этом не говорит, мол, а подведу-ка я свои итоги. Он невольно к этому подходит. А тут еще – тяжелая болезнь…

Тут начинается основная интрига будущего спектакля. В ожидании пересадки сердца (отсюда и название пьесы) герой оказывается в клинике. Которой, между прочим, меценатствуя, перечисляет огромные средства. Его, конечно, старательно лечат, ждут донорское сердце. Но и клиника - свой круг людей, тоже чего-то желающих для себя, для своей семьи, своих родственников. И так получается, что одно за другим герою не подходят уже два поступивших – и оплаченных им - сердца, по странному стечению обстоятельств переданных то другу, то родственнику директора клиники.

Судя по тому, как Наталья Зубкова подробно описывает контур спектакля и характеры персонажей, понимаешь, как много режиссер думала об этом, и осмысление это продолжается уже в процессе репетиций, в общении с актерами. И словно наяву представляются душевные переживания героя, которому на исходе жизни выпадает удивительная встреча, встреча-испытание. Там же в клинике, среди ожидающих донорское сердце, есть мальчик, очень талантливый скрипач с блестящим творческим будущим. Но мальчик с каждым днем слабеет и лишь изредка немного играет на балконе… По ходу действия происходит много разных встреч, знаковых и значимых, и герой в этот период начинает словно впервые присматриваться к людям. Раньше жизнь бурлила, некогда было оглянуться, все было рассчитано по часам, расставлено по своим местам. А тут человек как бы возвращается к жизни. Через общение с первой женой, которая стала игуменьей монастыря. С сыном, который тоже что-то вдруг увидит в отце… И с тем мальчиком, которому суждено прекрасное будущее… А третье сердце уже в пути…

- Пьеса хороша тем, что она близка каждому человеку, кто бы он ни был, - убеждена Н. Зубкова. – Она про всех нас, про то, о чем думаем мы. Пока мы молоды, мы крутимся в этой жизни, чего-то хотим, чего-то добиваемся, а потом подходит момент – вдруг что-то торкнуло в сердце, и мир открывается другим.

Похоже, героя ждет непростой выбор. А врач уже сказал, что следующего сердца ему не суждено дождаться. Признаюсь честно: я почему-то сомневаюсь, что в реальной жизни некий богач смог бы пожертвовать своим последним шансом. Но режиссер не согласна:

- Странное дело, но нынешняя пандемия убедила меня в правдоподобности этой ситуации. Есть люди, которым повезет: живя рядом с крупным мегаполисом, они попадут в хорошую клинику и их вылечат. Другие имеют хорошие связи, в том числе с врачами – их вылечат. А если ты просто человек... Тебе просто нужно чье-то сердце.

Конечно, не о болезнях речь. Спектакль – о болезни души. Насколько интересно это, например, молодому зрителю, если учесть, что главный герой человек немолодой и его переживания отнюдь не молоды?

- Есть постановки вне возраста, в том числе в нашем репертуаре. Если ты умный молодой человек, тебе будет это интересно. И я таких знаю немало. Важно, чтобы человек в зрительном зале был думающий. Спектакль рассчитан не на возраст – на мозги. Думающий захочет в этом разбираться. К тому же пьеса сама по себе очень энергичная.

Действительно, такова драматургия Ю. Полякова, у него всегда много событий, участников, диалогов, он даже бывает многословен. В ходе репетиций порой режиссеры пытаются немного ужать текст, ведь время спектакля не безразмерно. Хотя несомненное достоинство этого автора - хорошее знание нынешней жизни, ее персонажей и конфликтов.

– Да, он очень точно ухватывает тему и здорово ее драконит! Его только нужно понять, почувствовать. В драматургии Полякова много слоев спрятано, и обязательно много иронии. Его можно ставить по-разному, и про то, и про это, мы его и любим за то, что он не «прямоугольный». Такая драматургия побуждает додумывать.

И это правильно, ведь театр на основе пьесы создает свой творческий продукт. Свое обязательно вкладывают актеры. Кстати, в главной роли занят наш известный мэтр заслуженный артист России Михаил Новаков, заранее предвкушаю интересную подачу образа, кажется, ему эта роль идет. Наверняка много также своего внесут в трактовку героев и сама Наталья Зубкова, и артисты Анастасия Шимолина, Филипп Харций, Игорь Барташ… Там много интересных ролей, добавляет Наталья Павловна.

Конечно, не могла я не спросить у режиссера, как театру сегодня удается проходить по этому «лезвию бритвы» текущего момента: нормальным стремлением скорее создать спектакль и отсутствием четкой перспективы выхода к зрителю. Непросто, и все же удается.

- Мы каждый день в театре, постоянно проходим весь свой репертуар, вспоминаем его, каждый день на сцене идут репетиции. Надо поддерживать творческую форму, играть и играть… Как спортсмену тренироваться. Бережно сохраняем в себе память чувств о зрителе и умудряемся эту память чувств подключать. Правда, это подключение сейчас, увы, не подпитывается от пустого зала. Но актеры «входят» в спектакль, и отдача идет все равно. Наконец, мы просто радуемся друг другу, приходя на репетиции. Ждали и продолжаем ждать открытия сезона.

Что ж, остается лишь добавить: зритель тоже живет надеждой на скорую (или еще не скорую?!) встречу с театром, который, мы это знаем, умеет нас радовать и удивлять, заставляет смеяться и плакать.

«Спектакль не на возраст, а на… мозги»
Газета «Ставропольская правда»
16 октября 2020 года