Читатели «Ставропольской правды» хорошо помнят наши прошлогодние публикации о противодействии коррупции в крае. И у них, и у всех ставропольчан наибольший интерес вызвали и вызывают рассказы о проверке деклараций о доходах чиновников и муниципальных депутатов. Конечно же, все мы заинтересованы в том, чтобы власть и каждый ее представитель работал и жил честно. Этому способствует созданная и эффективно действующая в крае государственная политика противодействия коррупции. Инициатором этого процесса выступает губернатор Ставрополья Владимир Владимиров.

Рассказывает заведующая отделом по профилактике коррупционных правонарушений аппарата правительства Ставропольского края Юлиана Радченко:

– Наша работа основана на нескольких федеральных документах. Прежде всего это Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации в июне 2018 года. Также Федеральным законом № 64 еще в 2017 году для совершенствования государственной политики по противодействию коррупции были внесены изменения в ряд законодательных актов.

На Ставрополье этот закон стали претворять в жизнь сразу же после его вступления в действие. В июле 2017 года был принят краевой Закон № 92 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае, и порядке осуществления проверки достоверности и полноты представляемых сведений». Среди других региональных законодательных актов антикоррупционной направленности нужно назвать программу противодействия коррупции в Ставропольском крае на 2017 – 2020 годы, утвержденную постановлением правительства Ставропольского края. На ее основе были разработаны планы по противодействию коррупции органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Как же эти документы по борьбе с коррупцией на Ставрополье воплощаются в жизнь?

Первое — это декларационная кампания и проверка сведений о доходах лиц, замещающих муниципальные должности. Именно ее ввел в действие Федеральный закон № 64. А продолжением антикоррупционной вертикали стало региональное законодательство. Напомним, в 2019 году представили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год более 12 тысяч должностных лиц, в том числе лица, замещающие государственные должности Ставропольского края и муниципальные должности в крае, государственные гражданские служащие края и муниципальные служащие муниципальной службы Ставрополья, руководители государственных и муниципальных учреждений.

– С 2017 года, когда начал действовать Федеральный закон № 64, внесший в законодательные акты изменения по совершенствованию государственной политики по противодействию коррупции, и соответствующие региональные законодательные акты, по настоящее время, – рассказывает Юлиана Радченко, – было проведено более 20 проверок в отношении около 80 лиц. И 10 чиновников уже сложили полномочия, в отношении пяти приняты решения суда, которые пока не вступили в законную силу. Еще к пяти была применена такая мера ответственности, как предупреждение, остальным строго указано на необходимость соблюдения действующего законодательства о противодействии коррупции.

Количество таких проверок год от года растет, и это хороший показатель контроля за правдивостью чиновников.

Второй путь проверки – это ограничения и запреты, конфликт интересов. Например, во всех органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления работают комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (их еще называют «комиссии по урегулированию конфликта интересов»). Напомню, что конфликт интересов – это такая ситуация, когда личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и таким образом принести ущерб интересам общества. И такой конфликт, по закону, нужно урегулировать. Задача состоит в том, чтобы исключить саму возможность конфликта интересов. В органах исполнительной власти края и органах местного самоуправления края на заседаниях комиссий по урегулированию конфликта интересов было рассмотрено более 1900 вопросов, касающихся представления недостоверных или неполных сведений о доходах, несоблюдения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов и других. По их результатам за 2019 год замечания или выговоры получили более чем 300 гражданских и муниципальных служащих.

Но на этом — на уже опробированных и зарекомендовавших себя методах антикоррупционной работы: проверки достоверности предоставляемых чиновниками сведений о доходах — ставропольские борцы с коррупцией не намерены останавливаться. Этот вопрос с повестки дня не снимается. Еще и потому, что на федеральном уровне проблема до конца не урегулирована.

На Ставрополье для совершенствования краевого законодательства о противодействии коррупции подготовлен проект закона «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение муниципальных должностей в Ставропольском крае, и лицами, замещающими муниципальные должности в Ставропольском крае, и порядке осуществления проверки достоверности и полноты представляемых сведений». Напомним, это тот самый, уже упоминавшийся выше 92-й закон Ставропольского края.

Несмотря на сложноватое название понятно, о чем идет речь. И это настоящая новация даже в масштабах всей страны. Ведь всего в пяти субъектах Российской Федерации, в том числе в Московской области, приняты такие законы. В большинстве субъектов СКФО они уже тоже приняты либо находятся на стадии принятия, то есть направлены в представительные органы.

Что же предлагает проект нового атикоррупционного закона?

– Инициатива нового закона исходит от губернатора Ставрополья Владимира Владимировича Владимирова, – продолжает Юлиана Радченко, – Действующее федеральное законодательство регулирует только проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицом, замещающим муниципальную должность, за что предусмотрена и мера ответственности. Но механизм выявления данных нарушений ни федеральным законодательством, ни законодательством Ставропольского края не урегулирован. А его отсутствие свидетельствует о пробеле в правовом регулировании. Новый законопроект предлагает устранить этот пробел и создать понятный и прозрачный порядок осуществления проверки ограничений, запретов, исполнения обязанностей, которые установлены российскими и краевым законами.

Конечно, сейчас самый интересный вопрос: каким будет этот порядок? Давайте потерпим и подождем ответа на него после вступления закона в действие. Ведь законопроект не только подготовлен, но и внесен губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым в Думу края. Уже состоялось предварительное заседание по его рассмотрению, и в ближайшее время этот законопроект будет обсуждаться на заседании профильного комитета Думы Ставропольского края. А с приятием закона работа по реализации антикоррупционной политики в Ставропольском крае будет продолжена на новом уровне.

Тамара КЛЁНОВА

Поможет новый закон / Газета «Ставропольская правда» / 15 октября 2020 г.