© Фото: из архива газеты «СП»

В федеральных СМИ с весны начали звучать предупреждения, что на фоне эпидемии коронавирусной инфекции в России масштабировался относительно новый вид финансового мошенничества. Аферисты принялись «обрабатывать» доверчивых граждан, делая все возможное, чтобы завлечь их на фальшивые сайты для получения кредитной истории.

В федеральных СМИ с весны начали звучать предупреждения, что на фоне эпидемии коронавирусной инфекции в России масштабировался относительно новый вид финансового мошенничества. Аферисты принялись «обрабатывать» доверчивых граждан, делая все возможное, чтобы завлечь их на фальшивые сайты для получения кредитной истории.

Как правило, информацию обещают оперативно предоставить после заполнения заявителем анкеты и небольшой оплаты в две-три сотни рублей. По факту же люди не получают ничего или им присылается подделка, однако они в полном объеме снабжают злоумышленников своими персональными данными, которые впоследствии используются для хищений средств со счетов. Более продвинутые мошенники – псевдоброкеры и финансовые консультанты – предлагают жертвам улучшить якобы испорченную кредитную историю или скорректировать рейтинг платежеспособности.

Пробел в знаниях

На руку злоумышленникам играет тот факт, что об аферах с банковскими картами россияне уже информированы в той или иной степени и предупреждения постоянно повторяются в СМИ и соцсетях, а вот про обман в сфере кредитных историй люди пока знают мало, поясняет координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставропольского края Надежда Герасименко.

«У населения пока нет достаточного понимания предмета мошенничества. Зачастую даже активные и дисциплинированные банковские заемщики очень абстракт-но представляют, что такое кредитная история, какие сведения в ней фиксируются, как она формируется и кем может быть использована, – говорит Н. Герасименко. – А тех, кто имеет какие-то проблемы (особенно хронические) с обслуживанием своих долговых обязательств, и вовсе оказывается нетрудно ввести в заблуждение и побудить сделать запрос, пообещав то или иное улучшение текущего положения. Этим также объясняется, что падение доходов во время пандемии и переживания людей по поводу своей платежеспособности позволили мошенникам найти еще одно слабое место и пробел в финансовых знаниях населения. Так, на многих подействовали их аргументы, что якобы реструктуризация кредитов, которую банки по рекомендации властей предложили заемщикам на фоне ситуации с коронавирусом, портит кредитную историю».

Кстати, даже беглый просмотр результатов поисковой выдачи в Интернете по запросам «БКИ» и «бюро кредитных историй» показывает, что на верхних позициях поисковые системы действительно выдают множество сайтов, которые к настоящим бюро никакого отношения не имеют, и среди них зачастую встречаются очень сомнительные. Их посетителям, как правило, предлагают быстро и недорого получить кредитную историю. Действий требуется немного: внести свои данные в специальную форму и перечислить деньги за услугу. И если здесь цена как раз символическая – например, 299 рублей, то вот за улучшение кредитной истории мошенники просят намного дороже – десятки и порой даже сотни тысяч рублей, конечно, обещая стопроцентный результат.

Бесплатно и легко

При этом важно знать, что на деле дважды в год получить свою кредитную историю можно совершенно бесплатно. Такая возможность у россиян существует с 1 февраля 2019 года. И делается это, как говорится, не через первую попавшуюся контору. Процедура максимально упрощена – человеку потребуется предпринять всего лишь несколько действий, чтобы ознакомиться со своей кредитной историей.

Дело в том, что обрабатывать и предоставлять сведения из кредитных историй могут только организации, которые включены в Государственный реестр бюро кредитных историй, размещенный на сайте Банка России. Сейчас в этом списке значится 10 организаций.

«Кредитная история конкретного человека может храниться в одной или нескольких из них, – поясняет управляющий Отделением Ставрополь Южного ГУ Банка России Георгий Тикунов. – Для удобного и безопасного доступа граждан к информации запущены соответствующие сервисы на сайте Банка России и на портале госуслуг. Через них как раз получится бесплатно и быстро узнать, где именно хранится ваша кредитная история. К слову, для этого на сайте Банка России система потребует у вас «код субъекта кредитной истории» (комбинация букв и цифр). У всех, кто хоть раз в жизни брал кредит, есть этот код: он прописан в кредитном договоре, а также хранится в банке, где вы брали кредит. После получения ответа на запрос (придет не позднее следующего рабочего дня) гражданин может также самостоятельно обратиться в конкретное БКИ, чтобы уже запросить непосредственно кредитную историю».

Альтернативный способ поиска – отправить телеграмму с запросом в Центральный каталог кредитных историй. Ответ получите в течение 3 рабочих дней (возможно, даже на электронную почту, если укажете ее в телеграмме).

При этом в Национальном бюро кредитных историй подчеркивают, что мошенники даже не могут обладать теми данными, которые они пытаются продать доверчивым заемщикам. Дело в том, что сторонние лица в принципе не могут иметь доступ к кредитной истории гражданина, поскольку запрашивать ее может или сам заемщик, или банк-кредитор, или микрофинансовая организация. Поэтому то, что сомнительные сайты могут выдать под видом кредитной истории, таковой скорее всего не является.

Причем заметим, кредитная история состоит из нескольких частей – закрытых и открытых. В частности, есть информация о кредитах граждан с суммами и сроками их погашения, подробными сведениями о текущей и просроченной задолженности, то есть о платежной дисциплине. И эти данные относятся к закрытой части, они могут передаваться только с согласия самого субъекта кредитной истории, уточняют специалисты ставропольского отделения Южного ГУ Банка России.

Другая часть кредитной истории – информационная, которую банк или МФО может получить без согласия человека, если тот обратился за получением кредита. В ней содержатся сведения о выданных займах или отказах в их предоставлении, данные о договорах поручительства, а также сведения о просрочке в выплате кредита. Кстати, просрочкой в данном случае считается пропуск двух и более платежей подряд в течение 120 дней.

Исправить невозможно

К слову, мошенники используют разные схемы для заполучения клиентов. Например, звонят, присылают смс-сообщения или прибегают к email-рассылке, где сообщают о якобы ухудшении кредитной истории или кредитного рейтинга и навязчиво предлагают откорректировать их. Безусловно, за определенное вознаграждение.

«Только мошенники могут предлагать за деньги внести изменения в кредитную историю. Такие попытки стоит сразу пресекать, какие бы аргументы ни звучали, как и в случае с аферистами, охотящимися за данными банковских карт, – предупреждает заместитель министра финансов края Юрий Суслов. – В частности, что касается ситуации этого года, то Центробанк дал рекомендации банкам не рассматривать реструктуризацию кредитов, связанную с эпидемиологической ситуацией в этом году как фактор, влияющий на качество кредитной истории».

Стоит также подчеркнуть, что просто так по желанию «подчистить» в кредитной истории данные невозможно. Исправления в нее вносятся исключительно при обнаружении недостоверных записей, и для этого существует специальная процедура оспаривания. Другого способа удалить информацию о дисциплинированности заемщика не существует.

В процессе борьбы с мошенниками сейчас предпринимаются разные меры. В частности, в последних числах июля сайты бюро кредитных историй, входящих в реестр Банка России, теперь маркируются в поисковой системе «Яндекс» специальным знаком – рядом с названием бюро помещается синий кружок с галочкой и надписью «ЦБ РФ». В официальном сообщении регулятора подчеркивается, что это поможет потребителям выбирать в сети финансовую организацию, действующую законно и обладающую соответствующим статусом. Эти компании поднадзорны регулятору, права и интересы потребителей, которые пользуются их услугами, защищены. Аналогичная система по маркировке в поисковике уже хорошо себя зарекомендовала с лета 2017 года, когда первыми маркер получили микрофинансовые организации. Впоследствии к проекту присоединились страховщики и другие участники финансового рынка. Так что обращайте внимание и на этот важный момент.

Улучшить можно

В региональном центре финансовой грамотности рекомендуют банковским заемщикам на регулярной основе интересоваться своей кредитной историей. Это нужно, в частности, для исключения ошибок. Ведь иногда банки и финансовые организации, выдающие кредит, слишком поздно передают информацию о сделанном платеже или совсем забывают это сделать, несмотря на установленную законом прямую обязанность.

Также можно самостоятельно оценить свои шансы на получение нового кредита и повысить степень своей уверенности при взаимодействии с банками.

Что же делать, если были допущены просрочки по платежам и кредитная история все же испорчена?

«В один момент (и тем более при помощи посредников) исправить ее нельзя, но можно со временем улучшить самостоятельно и только одним способом: брать небольшие кредиты и вовремя их погашать, - комментирует Г. Тикунов. – Других способов кредитного оздоровления не существует. Можно, например, купить в кредит бытовую технику и добросовестно вносить платежи, как прописано в графике погашения. Таким образом за пару лет вы по большому счету сформируете новую историю взаимоотношений с банками – хорошую. И это реальный шанс вернуться в списки надежных клиентов. Ведь именно вашу кредитную активность за последние 2-3 года банки анализируют чаще всего».

Помните, мошенники всегда используют наиболее актуальные темы, особенно связанные с финансами. Поэтому на фоне пандемии людям еще чаще стали поступать звонки от неизвестных, которые под разными предлогами пытаются либо выведать данные банковской карты, либо склонить к оплате различных услуг. Они могут маскироваться под турагентов, которые хотят вернуть вам на карту деньги за якобы отмененный авиарейс, или под работников здравоохранения, которые предлагают услуги бесплатной диагностики коронавируса. В некоторых случаях аферисты уговаривают оплатить выдуманные госпошлины, например, за получение социальных пособий или выплат.

По информации краевого полицейского главка, в среднем за сутки органы внутренних дел региона регистрируют от 10 до 20 заявлений жителей Ставрополья о совершенных в отношении них противоправных действиях, связанных с денежными переводами. Суммы, перечисляемые гражданами преступникам, порой исчисляются сотнями тысяч, а иногда и миллионами рублей.

Напоминаем, следует сохранять бдительность и быть крайне осмотрительными абсолютно во всех коммуникациях, связанных с вашими финансами.

Нужно внимательно проверять адреса сайтов, где вы совершаете покупки, оформляйте социальные выплаты или пособия только на официальных ресурсах государственных ведомств или через портал госуслуг и т.д.

Прерывайте телефонное общение с незнакомыми людьми по поводу предоставления ваших личных данных.

Повышайте свою финансовую грамотность.

Юлия ЮТКИНА

Мошенники взялись за кредитные истории / Газета «Ставропольская правда» / 14 августа 2020 г.