Первый на Кавказе Всероссийский фестиваль прессы и телевидения «Моя провинция» прошёл в Кисловодске
Его основатель и бессменный президент Елена Фоминых в эксклюзивном интервью корреспонденту «СП» рассказала, как зародилось и в течение двух десятков лет развивалось это фестивальное движение.
В далеком 1994 году телестудия небольшого городка Борисоглебска Воронежской области, которой руководила Елена Фоминых, сняла фильм «Антонов огонь» про антоновщину, свирепствовавшую в годы Гражданской войны в соседней Тамбовской области. Неожиданно работа маленькой новоиспеченной студии стала призером международного телефестиваля.
- Тогда-то я поняла, что в провинции работает довольно много талантливых людей. И загорелась идеей сделать фестиваль маленьких провинциальных телекомпаний.
Пять лет Елена Фоминых стучалась во все двери. Но никто не верил, что на такой провинциальный фестиваль приедут журналисты из разных регионов России. Да и просто-напросто не было денег. В 1999 году телестудия получила от одной российской компании грант на проведение фестиваля. Небольшой, всего пять тысяч долларов (тогда доллар стоил пять рублей), но этого хватило, чтобы дело закрутилось.
- Нам стал помогать весь город. Кто-то предоставил места для проживания, кто-то - бесплатное питание, кто-то взялся изготовить сувениры. В первый же год на предложение поучаствовать в фестивале «Моя провинция» откликнулось 28 телекомпаний: от Владивостока до Орла, от Мурманска до Сочи. Для небольшого Борисоглебска это был праздник - первый в истории Всероссийский фестиваль.
«Мою провинцию» заметил и поддержал тогдашний руководитель федеральной службы по телевидению и радиовещанию Михаил Сеславинский. Организаторам предложили впредь проводить его в разных провинциальных городах, чтобы максимально охватить журналистов, работающих в глубинке России. В результате за 21 год существования «Моей провинции» в фестивале участвовали журналисты более чем из трехсот городов страны. Причем не только телевизионщики. Полтора десятка лет назад на фестивале в Сочи к Елене Фоминых обратились газетчики и сотрудники радиостанций: мол, мы тоже работаем в провинции и хотим участвовать в вашем фестивале.
Уже много лет фестиваль провинциальных СМИ деятельно поддерживает Союз журналистов России. Вплоть до того, что «Мою провинцию» включили в календарь мероприятий СЖР. Надежной опорой для фестиваля является и телеканал «ТНТ».
В начале нынешнего года Елена Фоминых написала письмо губернатору Ставропольского края с просьбой принять фестиваль «Моя провинция» в городе-курорте Кисловодске и получила положительный ответ.
- С нами связался референт губернатора, председатель Союза журналистов Ставропольского края Василий Балдицын. Оперативно решили все организационные вопросы и уже были готовы в апреле провести фестиваль в Кисловодске. Но тут из-за пандемии коронавируса ввели ограничения на массовые мероприятия, и фестиваль пришлось перенести на август.
За это время жюри заочно рассмотрело публикации, которые провинциалы прислали на конкурсы фестиваля. Процесс вошел в привычную колею. Но поскольку пандемия коронавируса еще аукается, на заключительный этап фестиваля в Кисловодске из огромного количества желающих аккредитовали лишь около 70 журналистов из Нижегородской, Пензенской, Курганской, Липецкой, Новосибирской областей, а также из Республики Башкортостан.
Небогатых провинциальных журналистов с большой скидкой разместили в кисловодском санатории «Виктория», а зал культурно-развлекательного комплекса здравницы предоставили для проведения мастер-классов. В течение двух дней маститые специалисты рассматривали самые разные темы: от рекламного бизнеса редакций до решения психологических проблем журналиста.
Так, заместитель главного редактора газеты «Московская правда» лауреат премии Москвы за создание мультимедийного издания Татьяна Кузьмина рассказала о новых форматах и текущих тенденциях в работе печатных СМИ. Разговор был весьма конкретный, поскольку заявленную тему спикер раскрывала в основном на примере старейшей ежедневной газеты столицы страны «Московская правда». В 2016 году произошло «обнуление» редакции: правительство Москвы предложило субсидирование, урезанное в десять раз по сравнению с предыдущими годами. И коллектив решил вообще отказаться от денег из бюджета.
- Тогда никто не верил, что мы выживем. Однако вот уже четыре года газета «Московская правда» регулярно выходит, хотя и в ином формате.
Для этого руководство редакции полностью отказалось от дорогостоящих услуг типографии. Упор сделали на Интернет, где под брендом «Московской правды» работают сразу несколько мультимедийных каналов. А для тех, кто любит читать статьи не с экрана компьютера, а на бумаге, «Московскую правду» верстают как обычную газету форматом А-4 (стандартный машинописный лист) на 12 полосах и выкладывают для свободного доступа в Интернете. Так что любой желающий может напечатать полноценную газету на своем домашнем принтере. Такой вариант устраивает и читателей, и рекламодателей.
Радикально изменилась и организация работы редакции. Все журналисты переведены на гонорарную систему оплаты и трудятся удаленно. Поскольку «Московская правда» делает упор на мультимедийность, то общемировой тренд, когда один и тот же журналист пишет текст, делает фото и снимает видео к своему материалу, не просто приветствуется, а является, по сути, обязательным требованием.
Весьма поучительными были и другие мастер-классы. Так, руководитель магистерской программы «Производство новостей в международной среде» НИУ «Высшая школа экономики» Олег Дмитриев заострил внимание слушателей на том, что в условиях информационного вала, ежедневно обрушивающегося на людей, следует стремиться превращать новостные заметки в истории. Если вновь и вновь возвращаться к теме, освещая ее под разными ракурсами, то формируется устойчивый интерес
аудитории. Опытнейший сотрудник информагенств привел тому убедительные подтверждения из собственной практики. Представил Олег Дмитриев и конкретные методики выявления фейковых (ложных) новостей, что в настоящее время крайне актуально.
Иные спикеры активно включали слушателей в работу над заявленной темой. Так, по предложению медиаэксперта Ольги Величкиной журналисты из разных регионов активно обсуждали и составляли списки того, что читатели, слушатели и телезрители больше всего желают знать в период пандемии коронавируса, а в соседнем столбике вписывали, какие материалы и в какой форме им предлагают редакции.
А наиболее яркий интерактив со слушателями устроила председатель жюри фестиваля «Моя провинция» бывший диктор Центрального телевидения СССР Алла Данько. Поскольку любой журналист, который появляется в кадре или читает закадровый текст, становится ведущим, ему необходимы исполнительские навыки. Как их надо отрабатывать, Алла Георгиевна демонстрировала на добровольцах на сцене и в зрительском зале.
Мастер-классами и разбором представленных на конкурс работ программа фестиваля не ограничилась. Весьма заметным ее пунктом стала номинация «Репортаж с колес». Журналистам из различных, в том числе весьма удаленных от Ставрополья, регионов показали медицинские кабинеты санатория «Виктория», исторический центр Кисловодска и Национальный парк. Никто из них заранее не знал, что увидит. Поэтому приходилось на ходу ориентироваться и собирать материал для репортажей, которые они должны подготовить по условиям фестиваля.
Председатель Союза журналистов СК Василий Балдицын так отозвался о прошедшем в Кисловодске фестивале СМИ:
- Я считаю, что на сегодняшний день именно в провинции сохранилась та журналистика, которую можно называть журналистикой. Потому что в федеральном центре люди в основном занимаются каким-то продвижением, работают в системе «постправды». Это уже не журналистика, а производство продукта, который направлен на какие-то утилитарные цели. Не более того. А провинциалы еще пытаются трепыхаться в журналистском поле. Поэтому «Моя провинция» - это очень ценно.
Сходную мысль, но иными словами выразила и президент фестиваля «Моя провинция» Елена Фоминых:
- Когда приезжают московские журналисты, они рассказывают о регионах с точки зрения столичных жителей. А мы показываем города в глубинке России изнутри. Потому что сами живем в провинции.
14 августа 2020 года