К туристической жемчужине Джилы-Су – по ухабам?
Недостроенная дорога на самом краю Ставрополья портит российским и иностранным туристам впечатление от поездки к всемирно известным нарзанным ваннам Джилы-Су на северном склоне Эльбруса. В этом корреспондент «СП» убедился воочию.
На Кавминводах множество достопримечательностей, но больше всего приводит в восторг и местных жителей, и приезжих та, что находится за пределами не только курортного региона, а и Ставропольского края. В ясный день с любого возвышенного места городов-курортов во всей своей красе открывается белоснежный двуглавый исполин Эльбрус.
На Северном Кавказе все взаимосвязано. Да, львиная доля Национального парка «Приэльбрусье» находится на территории Кабардино-Балкарии, а оставшаяся часть – на территории Карачаево-Черкесии. Но самая короткая и удобная дорога к северному склону двуглавого великана и к расположенным там источникам теплого нарзана начинается в Кисловодске.
Многие туристы приезжают в город-курорт с намерением непременно искупаться в чудодейственных водах Джилы-Су. А есть и такие, для кого Кисловодск – лишь базовый лагерь перед восхождением на высочайшую вершину Европы по ее северному склону.
Ныне экскурсии в урочище Джилы-Су и к расположенной на полпути к нему турбазе «Долина нарзанов» – один из самых популярных туристических маршрутов из Кисловодска.
Но автобусы с пассажирами по бездорожью не пустишь. Поэтому все субъекты РФ, через которые проходит автомобильная дорога к северному склону Эльбруса, выделили серьезные средства на ее обустройство в соответствии с современными требованиями безопасности и комфорта.
Вот и бюджет нашего региона профинансировал реконструкцию ставропольской части стратегически важной горной дороги (которая по документам почему-то проходит как местная). Корреспондент «СП» проехал по ней и посмотрел, как местные власти и дорожники выполнили поставленную задачу.
Там, где на северной окраине Кисловодска жилые постройки на улице Гагарина плавно переходят в дачный кооператив, нас встречает почти идеальная современная дорога: гладкое асфальтовое полотно с обеих сторон ограничено капитальными бетонными лотками для отвода дождевых и паводковых вод. В горной местности это не роскошь, а жизненно важный атрибут. Приятное впечатление дополняют свежая разметка, ограждения на крутых поворотах и столбы электроосвещения, где каждый фонарь работает от индивидуальной солнечной панели. Вдоль трассы даже посадили молоденькие голубые ели.
Этот праздник автогурмана продолжается вплоть до поселка Индустрия, который входит в состав Кисловодска, хоть и отделен от городских кварталов двумя километрами горных лесов.
Миновав поселок, продолжаем ехать по такой же ухоженной и благоустроенной трассе. Здесь не хватает только голубых елей на обочине.
Но вот все разом заканчивается: и столбы с солнечными панелями, и защитное ограждение со стороны ущелья по руслу Кабардинки. А главное, идеально ровное асфальтовое покрытие и водоотводы вдоль него.
Сопровождающий нас специалист администрации Кисловодска поясняет, что здесь проходит граница между территорией города-курорта и землями Предгорного муниципального района.
Предгорненский асфальт, пожалуй, даже свежее кисловодского, но заметно тоньше и покатее. Вскоре на нем заканчивается и дорожная разметка. Тут уж, водитель, смотри в оба, чтобы разъехаться со встречными авто. А они на этой горной дороге встречаются поминутно.
Успокаивает одно: здесь даже отчаянный лихач особо не разгонится, потому что во многих местах асфальт скукожился в гармошку - то ли из-за сложного рельефа местности, то ли напортачили дорожники.
А примерно за километр до границы с Малокарачаевским районом КЧР, которая проходит по гребню горы Баран, заканчиваются даже эти относительные удобства для автомобилистов. О существовавшей здесь когда-то дороге напоминают лишь отдельные ошметки асфальта. А остальное – ухаб на ухабе, рытвина на рытвине. В иных ямах стоят вечные лужи, которые приходится объезжать, выруливая на условную встречную полосу.
Нетрудно представить, какой горькой пилюлей становится этот последний километр горной части Ставрополья для российских и особенно для иностранных туристов, коих к северному склону Эльбруса проезжает множество.
Когда этот материал уже был подготовлен к печати, пресс-служба администрации Предгорного муниципального района в местной прессе опубликовала сообщение, что ремонт дороги от Кисловодска до границы с КЧР, который делают за счет субсидии бюджета Ставропольского края, подрядчик, согласно контракту, завершит до 30 августа. Мол, дорожникам осталось только укрепить обочину и сделать разметку.
Увы, это разъяснение не успокаивает. В конце августа – начале сентября пик туристических поездок к северному склону Эльбруса уже пройдет. И потом… Два раза проехав по данному участку дороги, мы не видели, чтобы кто-то производил там какие-либо работы.
Да, нанести разметку можно за один день. Но проложить водоотводящие лотки по обочинам и установить ограждение на опасных участках – дело долгое и трудоемкое. А на последнем километре перед перевалом дорогу еще даже не начинали готовить к асфальтированию...
А самое главное, что делать с теми участками, где свежеуложенный асфальт уже «поплыл»?
Насколько я знаю, средства из краевого бюджета для ремонта дороги на Джилы-Су обоим муниципалитетам выделили почти одновременно. Почему же один успел все сделать вовремя и с отличным качеством, а у другого и качество хромает, и сроки поджимают?
Думаю, все дело в мотивации.
Власти Кисловодска весьма заинтересованы, чтобы сотни тысяч туристов, ежегодно посещающих город-курорт, были довольны экскурсиями на Джилы-Су и поездками на гору Баран, где зимой действует комплекс для горнолыжников.
О существовании же станицы Ессентукской - административного центра ПМР - подавляющее большинство туристов, приезжающих на КМВ, даже не слышало. Из населенных пунктов района на данном участке находится только маленький поселок Правоберезовский. А на кошары и горные сенокосы тракторы и грузовики могут проехать и по бездорожью…
Глава Кисловодска Александр Курбатов говорит, что администрация муниципалитета готова взять под свою опеку всю эту дорогу до границы с КЧР (разумеется, с передачей соответствующей доли краевой субсидии), поскольку она весьма важна для развития курорта.