Уникальные дачи-дворцы Феодосии поражают великолепием
По нынешним меркам странствие в такой знакомый Крым уже не назовешь дальним. Разве что по времени. Среди памятников седой старины этого города древности античной Феодосии (в переводе с греческого «Богом данная»), развалины и башни средневековой Генуэзской крепости Каффа, христианские храмы X - XI вв., а также дворцы и… дачи начала XX века.
Среди всевозможных культурно-исторических достопримечательностей, которыми полон проспект Айвазовского, сразу замечаешь эти здания необычной архитектуры. На табличках-указателях некоторые из них называются дачами. На самом деле они больше похожи на дворцы и многие принадлежали известным в Российской империи лицам, внесшим немалый вклад в экономику и культуру Крыма.
Вот совершенно сходное по облику с мечетью здание роскошного дворца с минаретами, террасами, замысловато украшенное, окруженное элегантными высоченными кипарисами. Но это отнюдь не мечеть, а «Дача Стамболи», объект с удивительной семейной историей. Табачный бизнес крымских караимов Стамболи начинался с малого - торговли махоркой. Через относительно небольшой промежуток времени основана целая табачная империя. Вениамин Осипович, ее основатель, никогда не забывал о своем голодном и нищенском детстве. Он был просто одержим мечтой построить своим сыновьям дворцы. Причем не только на территории Крыма, но еще и в Индии, Италии.
Скончался В. Стамболи в 1897 году, так и не осуществив задуманное. Его младший сын не только продолжил дело отца, но и попытался воплотить в реальность его мечты. Конечно, на территории других стран дворцы так и не были построены. Мечта старшего Стамболи осуществилась частично. В начале XX века сын магната Иосиф решил сделать подарок к свадьбе своей невесте Рахили Бобович. Проект дворца-дачи осуществил знаменитый архитектор О. Вегенер. Строился дворец пять лет, финансирование составило 1 миллион 100 тысяч золотых рублей — колоссальная по тем временам сумма. Сам хозяин лично участвовал в строительстве: предлагал для украшения множество символов, связанных, понятное дело, с табаком. В системе отопления здания есть три открытых камина. И за все прошедшие десятилетия в нем не было ни единого пожара. Поговаривают, все благодаря «охранной» противопожарной… символике. Сами Стамболи успели прожить во дворце только три года, эмигрировав во Францию. Но здание сохранилось, принимая в своих стенах то первый советский санаторий, то пионерский лагерь. В Великую Отечественную войну его оккупировали под госпиталь немцы. Любопытно, что в 70-е здесь лечили от... табачной и наркотической зависимости. Сегодня дача реставрирована, в ее стенах расположились два музея, один из которых посвящен истории самого здания, а другой – подводной археологии.
Один из перекрестков проспекта Айвазовского украшают сразу две дачи. Дача «Милос» построена для успешного феодосийского коммерсанта Ибрагима Самуиловича Крыма – одного из представителей династии караимов, сына известного в XIX веке городского головы Феодосии. Между прочим, по сведениям переписи населения 1897 года, среди горожан насчитывалось 144 человека с фамилией Крым, объединенных той или иной степенью родства. Семье Крым принадлежали коммерческий банк, пароходная компания и другие крупные объекты.
Здание в неоклассическом стиле с элементами классической греческой архитектуры построено в 1909 - 1911 годах. Его безусловное украшение – колонны-кариатиды, расположенные вдоль главного фасада: гипсовые копии античных статуй, в том числе статуя Венеры Милосской в беседке-ротонде, давшая название комплексу. Кстати, в 1917 году Венера таинственно исчезла. И только в 1970-м была установлена ее копия. Во внутреннем дворике журчат милые фонтанчики. Сейчас дача понемногу реставрируется, и есть надежда, что скоро окончательно восстановится в первозданном виде, хотя и без того обращает на себя пристальное внимание туристов.
Напротив дача «Виктория», построенная в 1914 году для другого сына вышеупомянутого Самуила Крыма – Соломона. Легенды говорят, что о таком здании Соломон Крым мечтал с детства. Четко выдержан стиль – средневековая испанско-мавританская архитектура, строгие пропорции, асимметрия фасада. Резьба по камню, обилие лепных декоративных элементов, в орнаменте которых слышны отголоски крымского Средневековья. Вначале задумывали отделать фасад мозаичным панно, изготовленным в Италии. Но его не смогли доставить в Феодосию. Корабль, на котором находилось панно, подорвался на мине. Повторять рискованную операцию никто не стал, ограничились укладкой красной плитки в шахматном порядке. Особая роль отводилась окнам: они должны были изящно подчеркивать объем сооружения.
В советское время и эти обе дачи были национализированы. Занимали их в основном учреждения здравоохранения. Сегодня в «Милосе» работают лечебные кабинеты. А «Виктория» принимает у себя фонды различных музеев, просвещая публику.
Известно: Феодосию любили посещать в дачные сезоны многие знаменитости. Жаль только, что от некоторых дач остались лишь эффектные руины. Например, так называемые «Суворинские камни» – следы существования здесь дачи известного книгоиздателя А.С. Суворина. Была в городе и дача, на которой жила певица Надежда Обухова, память о ней горожане хранят в фестивалях-конкурсах ее имени, а еще в названии улицы. Но даже тех дач, чей облик дошел до наших дней, вполне достаточно, чтобы без устали бродить пешком, всматриваясь в каждую деталь такой красивой старины…
Антонина АШИХМИНА, Член Союза журналистов РФ
15 августа 2020 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
