© Антонина АШИХМИНА

По нынешним меркам странствие в такой знакомый Крым уже не назовешь дальним. Разве что по времени. Среди памятников седой старины этого города древности античной Феодосии (в переводе с греческого «Богом данная»), развалины и башни средневековой Генуэзской крепости Каффа, христианские храмы X – XI вв., а также дворцы и… дачи начала XX века.

Среди всевозможных культурно-исторических достопримечательностей, которыми полон проспект Айвазовского, сразу замечаешь эти здания необычной архитектуры. На табличках-указателях некоторые из них называются дачами. На самом деле они больше похожи на дворцы и многие принадлежали известным в Российской империи лицам, внесшим немалый вклад в экономику и культуру Крыма.

Вот совершенно сходное по облику с мечетью здание роскошного дворца с минаретами, террасами, замысловато украшенное, окруженное элегантными высоченными кипарисами. Но это отнюдь не мечеть, а «Дача Стамболи», объект с удивительной семейной историей. Табачный бизнес крымских караимов Стамболи начинался с малого – торговли махоркой. Через относительно небольшой промежуток времени основана целая табачная империя. Вениамин Осипович, ее основатель, никогда не забывал о своем голодном и нищенском детстве. Он был просто одержим мечтой построить своим сыновьям дворцы. Причем не только на территории Крыма, но еще и в Индии, Италии.

Скончался В. Стамболи в 1897 году, так и не осуществив задуманное. Его младший сын не только продолжил дело отца, но и попытался воплотить в реальность его мечты. Конечно, на территории других стран дворцы так и не были построены. Мечта старшего Стамболи осуществилась частично. В начале XX века сын магната Иосиф решил сделать подарок к свадьбе своей невесте Рахили Бобович. Проект дворца-дачи осуществил знаменитый архитектор О. Вегенер. Строился дворец пять лет, финансирование составило 1 миллион 100 тысяч золотых рублей — колоссальная по тем временам сумма. Сам хозяин лично участвовал в строительстве: предлагал для украшения множество символов, связанных, понятное дело, с табаком. В системе отопления здания есть три открытых камина. И за все прошедшие десятилетия в нем не было ни единого пожара. Поговаривают, все благодаря «охранной» противопожарной… символике. Сами Стамболи успели прожить во дворце только три года, эмигрировав во Францию. Но здание сохранилось, принимая в своих стенах то первый советский санаторий, то пионерский лагерь. В Великую Отечественную войну его оккупировали под госпиталь немцы. Любопытно, что в 70-е здесь лечили от... табачной и наркотической зависимости. Сегодня дача реставрирована, в ее стенах расположились два музея, один из которых посвящен истории самого здания, а другой – подводной археологии.

© Антонина АШИХМИНА

Один из перекрестков проспекта Айвазовского украшают сразу две дачи. Дача «Милос» построена для успешного феодосийского коммерсанта Ибрагима Самуиловича Крыма – одного из представителей династии караимов, сына известного в XIX веке городского головы Феодосии. Между прочим, по сведениям переписи населения 1897 года, среди горожан насчитывалось 144 человека с фамилией Крым, объединенных той или иной степенью родства. Семье Крым принадлежали коммерческий банк, пароходная компания и другие крупные объекты.

Здание в неоклассическом стиле с элементами классической греческой архитектуры построено в 1909 – 1911 годах. Его безусловное украшение – колонны-кариатиды, расположенные вдоль главного фасада: гипсовые копии античных статуй, в том числе статуя Венеры Милосской в беседке-ротонде, давшая название комплексу. Кстати, в 1917 году Венера таинственно исчезла. И только в 1970-м была установлена ее копия. Во внутреннем дворике журчат милые фонтанчики. Сейчас дача понемногу реставрируется, и есть надежда, что скоро окончательно восстановится в первозданном виде, хотя и без того обращает на себя пристальное внимание туристов.

© Антонина АШИХМИНА

© Антонина АШИХМИНА

Напротив дача «Виктория», построенная в 1914 году для другого сына вышеупомянутого Самуила Крыма – Соломона. Легенды говорят, что о таком здании Соломон Крым мечтал с детства. Четко выдержан стиль – средневековая испанско-мавританская архитектура, строгие пропорции, асимметрия фасада. Резьба по камню, обилие лепных декоративных элементов, в орнаменте которых слышны отголоски крымского Средневековья. Вначале задумывали отделать фасад мозаичным панно, изготовленным в Италии. Но его не смогли доставить в Феодосию. Корабль, на котором находилось панно, подорвался на мине. Повторять рискованную операцию никто не стал, ограничились укладкой красной плитки в шахматном порядке. Особая роль отводилась окнам: они должны были изящно подчеркивать объем сооружения.

В советское время и эти обе дачи были национализированы. Занимали их в основном учреждения здравоохранения. Сегодня в «Милосе» работают лечебные кабинеты. А «Виктория» принимает у себя фонды различных музеев, просвещая публику.

Известно: Феодосию любили посещать в дачные сезоны многие знаменитости. Жаль только, что от некоторых дач остались лишь эффектные руины. Например, так называемые «Суворинские камни» – следы существования здесь дачи известного книгоиздателя А.С. Суворина. Была в городе и дача, на которой жила певица Надежда Обухова, память о ней горожане хранят в фестивалях-конкурсах ее имени, а еще в названии улицы. Но даже тех дач, чей облик дошел до наших дней, вполне достаточно, чтобы без устали бродить пешком, всматриваясь в каждую деталь такой красивой старины…

Антонина АШИХМИНА, Член Союза журналистов РФ