Сразу два фотохудожника Ставрополья взяли Гран-при конкурса Русского географического общества
Сразу два фотохудожника Ставрополья взяли Гран-при на престижном российском конкурсе фотографии «Самая красивая страна». Организатором творческого состязания выступило Русское географическое общество.
Из 60 тысяч работ в штаб-квартире РГО в Москве члены жюри выбрали лучшие. В состав судей вошли директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак, музыканты Николай Расторгуев и Сергей Шнуров, актриса театра и кино Елизавета Арзамасова, множество титулованных мастеров фотографии, таких как Константин Лейфер, знаменитый фоторедактор, сотрудничавший с фотослужбами крупнейших агентств мира. И конечно, неизменным членом жюри является президент РГО, министр обороны РФ Сергей Шойгу.
По итогам голосования стало известно, что в двух из одиннадцати номинаций одержали победу наши земляки. В номинации «Фотопроект» лучшим стал Андрей Смольников, в номинации «Живой архив» - Фёдор Лашков. Корреспонденту «Ставропольской правды» удалось побеседовать с обоими фотохудожниками.
О тех, кто отстаивал право на жизнь
Автор фотопроекта «Ботлих. Между небом и землей» не случайно выбрал тему быта Дагестана. Андрей Смольников, как никто, знает эти края. Военному пенсионеру, проживающему ныне в Ставрополе, в 1999 году в составе первого батальона 247-го десантно-штурмового полка довелось принимать участие в боевых действиях в Ботлихском районе республики Дагестан. За штурм одной из стратегических высот Андрей был награжден орденом Мужества.
Сейчас фотохудожник при поддержке правительства Ставропольского края и Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве готовит проект «Северный Кавказ сегодня: традиции и современность». Не менее интересно узнать, с чего начинался путь фотохудожника.
- Андрей, вы помните свой первый снимок?
- Все поползновения были еще в детстве. Папа был военным и, когда у него было время, снимал. Тогда не было этих всех крутых фотоаппаратов, гаджетов: пленка, проявитель, закрепитель. И на кухне ночью под красным фонарем отец проявлял фотографии, печатал их. Мне нравилось наблюдать за этой магией. Потом мне подарили фотоаппарат, и я стал учиться делать кадры. Самая первая фотография была сделана с балкона – снял своих друзей. А вообще на моих первых снимках Грузия, Кутаиси. Я там жил. Но это были несерьезные эксперименты. Потом был долгий перерыв, и вернулся я к фотографии уже на военной пенсии. Вскоре один из моих снимков попал в журнал National Geographic. На нем изображена дикая природа. Потом я попал в Ингушетию. И там увидел сцены, как из кино: горы, лошади, отец и сын с плугом… Вот тут-то и появились первые снимки о быте жителей Кавказа. Здесь для меня закончилась съемка пейзажей. Мне стало интересно снимать людей, их жизнь, культуру. Люди со сложной судьбой стали героями моих фотографий.
- Что, на ваш взгляд, самое сложное в фотографии?
- Съемка серии. Это же не просто так «много нащелкать - и готово». Серия снимается годами. В ингушской серии у меня уже и герой умер, а я продолжал над ней работать. Это как хороший фильм снять. Только там у тебя много помощников: режиссер, мастер по свету, декоратор… А здесь ты сам себе режиссер, сам себе оператор и так далее. Это очень сложно. И напомню, что кино произошло как раз из фотографии.
- Как попасть на вашу выставку? Есть какое-то расписание?
- У меня его нет. Хорошая выставка - дорогое удовольствие. Экспозиция из 40-50 фотографий обходится примерно в 100 тысяч рублей. Сейчас мне помогает правительство Ставропольского края и краеведческий музей. Они берут траты на себя. На бульваре генерала Ермолова при поддержке правительства края проходит моя выставка. Лично губернатор давал распоряжение о ее проведении. В настоящий момент я работаю над проектом «Северный Кавказ сегодня: традиции и современность». Он также поддерживается правительством и краеведческим музеем.
- О чем вы мечтаете как фотограф и просто человек?
- Пожить подольше, успеть многое сделать, успеть многое снять. Быть здоровым уже не получится, но хотя бы оставаться в тех рамках, в которых нахожусь сейчас. Хочу, чтобы родители пожили подольше. Да и вообще, чтобы у родных и близких все было хорошо.
Пейзажист, поменявший науку на фотоаппарат
Фотохудожник, уроженец села Золотаревка Ипатовского городского округа, получил Гран-при за снимок «Осеннее озеро Туманлы-Кель». Водоем находится в Карачаево-Черкесской Республике на территории Тебердинского заповедника. В отличие от Андрея Смольникова, у Фёдора мы можем видеть больше пейзажей, животный макромир и архитектуру. Автор работает над фотопроектами о природе регионов России. Почему так сложилось, корреспондент «СП» узнала из первых уст.
- Фёдор, почему вы снимаете именно природу? Как все началось?
- Я был орнитологом, готовился стать ученым и, соответственно, для научных работ мне требовались снимки - я должен был запечатлеть развитие птенцов для дипломной работы. Тогда и приобрел пленочный фотоаппарат начального уровня, чтобы снимать свои документальные процессы. С учетом того, что страстно любил путешествовать, это со временем превратилось в хобби – «собирать впечатления». Оно становилось все более профессиональным. А теперь уже 15 лет я профессионально занимаюсь фотографией. Пытаюсь этим зарабатывать на хлеб, хотя и сложно. Самое главное, что я реализую проекты, которыми интересуются земляки. Особенно популярен проект «Открывая Ставрополье».
Кстати, моя работа-победитель - из проекта, который я начал в прошлом году. Он называется «Кавказ без границ». Скорее всего, он будет длиться 10-15 лет. Это один из моих самых глобальных проектов. Задача – показать в нем весь Кавказ без точечных разделений на республики, продемонстрировать его мощь во все времена года, показать многообразие природы и животный мир Кавказского хребта, вкрапления его исторической архитектуры.
- Вам передался масштабный, объемный подход к процессу съемки из научной деятельности. А чем еще занимаетесь или занимались?
- Сразу фотографами не становятся, это да. Пока наращиваешь талант, приходится еще чем-то заниматься, чем-то зарабатывать. И часто этот процесс затягивается на десятки лет. У меня взаимодействие с орнитологией долго не продлилось, я больше занимался гипсовой лепниной. И все же фотография победила все остальные интересы. Сейчас мною выпущено уже достаточно много альбомов.
- Я заметила ваши работы в здании правительства края. Как вам удалось выставить свои снимки именно там?
- Я всегда активно просил и прошу помощи от властей. К сожалению, встречается и равнодушие. Оно, честно говоря, «вымораживает». Я же работаю на имидж регионов, в которых снимаю. Значит, должна быть и заинтересованность их руководства. Здесь, на малой родине, я написал губернатору Владимиру Владимирову о своих фотопроблемах и просьбах. Он мне помог, мы начали работать. Теперь по всему периметру третьего этажа здания правительства размещены мои работы с указанием информации о них. Получился достойный проект.
- Чего сейчас не хватает фотографам для комфортной работы?
- Не хватает жилья, возможности свободного перемещения. С марта из-за коронавируса не могу выехать в другой регион. А пока живу в Невинномысске. Мы совместно с администрацией города в течение года собрали фотоматериал для выпуска альбома. Теперь мне пора ехать дальше. Я и так на два года на Ставрополье задержался – отснял много хорошего благодаря директору особо охраняемых природных территорий Ставропольского края Денису Слынко. Он как сведущий о самых красивых и значимых объектах, помог мне хорошо отснять животный мир. Эти снимки Ставрополья у меня уже побеждают в международных фотоконкурсах.
- Знаю, что вы еще и член-корреспондент ЮНЕСКО. Как добиться такого ошеломительного успеха фотографу из глубинки, стать знаменитым, побеждать в конкурсах?
- Для этого нужно очень много работать, не один год. Работать над интересными фотопроектами, такими проектами, которые грамотно освещают регион, показывают все многообразие, а не только самое красивое.
31 июля 2020 года