Кто же не знает знаменитой чеховской «Каштанки»? Трогательная история рыжей собаки, потерявшей хозяина, волею судьбы получившей новую кличку Тётка, успевшей выступить на арене цирка и в конце концов вновь обретшей родной дом, известна каждому еще из школьного курса литературы. Кстати, по сравнению со многими другими хрестоматийными произведениями «скучных» классиков «Каштанка» читалась легко, с любопытством, с целой гаммой чувств, вызванных приключениями главной героини.

© Фото Маргариты Вороновой

Недавно, несмотря на временную закрытость от публики, Ставропольский краевой театр кукол завершил работу над новой постановкой по рассказу А.П. Чехова «Каштанка». В ожидании скорого открытия новой-старой сцены после масштабной реконструкции старинного здания театр приготовил к долгожданной встрече со зрителем теперь уже в новом творческом сезоне весьма интересный спектакль, который достоин посвящения 160-летию писателя, отмечаемому в этом году.

Любопытный факт: рассказ «Каштанка» был впервые опубликован под Рождество 1887 года, то есть изначально представлял собой милую рождественскую историю, получившую вскоре весьма лестные отзывы. Один из авторитетных критиков того времени писал, что «Каштанку» можно «выставить как образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый». Очень точно подмечено и не утратило смысла до наших дней. Нельзя не согласиться и с мнением другого критика, отмечавшего легкость чеховского юмора. Но уже многие современники Чехова хорошо поняли, что «Каштанка» не только детский рассказ, что в нем многое открывается и вполне зрелому читателю.

© Фото Маргариты Вороновой

Режиссер Григорий Гольдман вместе с коллегами, артистами и кукольных дел мастерами, сделал по-настоящему хороший спектакль, который, как и сам рассказ, рассчитан на семейный просмотр – не только детьми, но и папами, мамами, бабушками и дедушками. История симпатичной Каштанки в изложении кукольников сохранила в полной мере и неповторимый юмор классика, и явную гуманистическую направленность сюжета, наполнившись к тому же и вполне себе нынешней актуальностью – темой защиты животных. Впрочем, не пугайтесь, тут нет ни грана поучительного морализаторства, просто все действо ненавязчиво и убедительно живописует извечно непростые отношения человека с «братьями меньшими». Хотя для юного зрителя все эти «взрослые» подтексты не столь очевидны, они лишь слегка улавливаются чуткой ребячьей душой.

© Фото Маргариты Вороновой

Замечателен актерский ансамбль спектакля, объединенный любовью к детям и хорошей драматургией. А то, что «Каштанка» как литературное произведение несет в себе свою собственную драматургию, сомневаться не приходится. Сюжет выстроен в лучших традициях динамичного действа, с забавной интригой и не менее забавными персонажами, с развитием их отношений, в ходе которого легкими штрихами обозначаются весьма выразительные характеры. Артистам явно доставляет удовольствие это веселое и доброе погружение в старый-старый рассказ с нестареющими мыслями о любви к ближнему, о сострадании, сопереживании. Заранее представляю, как горячо откликнется на это юная публика... Добрым волшебником предстает здесь цирковой клоун-дрессировщик, приютивший потерявшуюся Каштанку в своем необычном жилище, где обитают его удивительные «артисты» – Гусь, Кот и Свинья. В литературном первоисточнике животные не разговаривают, а вот в спектакле их общение приобретает новые выразительные формы: здесь они говорят «человеческим» языком. Это делает реалистичный рассказ Чехова самой настоящей сказкой, ведь только в сказках говорить умеют и муравьи, и лошадки, и слоны… Занятые в спектакле актеры Владимир Грищенко, Мария Ефимищева, Роман Кузнецов, Роман Горбунов, Надежда Дробышева, Павел Руденко помогают кукольным героям не просто оживать среди декораций, они своими голосами, интонацией наполняют эти образы особым колоритом, эмоционально, задорно и самозабвенно «проживают» с героями выпавшие на их долю приключения. Ну и разумеется, как и положено в сказке, все закончится очень хорошо, пускай и чуть-чуть грустно… Капелька светлой грусти не помешает доброму детскому сердцу понять нечто новое об окружающем мире.

© Фото Маргариты Вороновой

Стоит сказать и о лаконично-бережном преломлении рассказа в инсценировку стараниями ее автора Полины Дерчинской, сумевшей в небольшом по времени спектакле (ведь мы в детском театре) сохранить и теплый, здесь даже нежный чеховский юмор, и в то же время придать ему необходимую «театральную» динамичность. Прекрасно сочетается со всем перечисленным и художественное оформление – плод творческой фантазии Ирины Уткиной. Я уж не говорю о совершенно симпатичных кукольных образах, с любовью изготовленных талантливыми умельцами мастерских театра. Итак, перед нами цельное произведение – гармоничный синтез искусств, в котором режиссер Григорий Гольдман вновь ярко подтвердил свое литературоцентричное миропонимание, руководствуясь вечным «в начале было Слово». Отталкиваясь от гениального чеховского слова, волшебники кукольных наук дарят нам добрую сказку.

Между прочим, в вынужденный период оторванности от зрителя коллектив театра работает очень продуктивно: вскоре после сдачи «Каштанки» репертуар пополнила еще одна новая постановка. Спектакль по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» подготовил смоленский режиссер Павел Акинин. Спектакль получился очень ярким и аутентичным, детально раскрывающим самобытность русской культуры. Так что предстоящий творческий сезон обещает много нового и интересного на сцене краевого Театра кукол, возрождения которого в родном здании на проспекте Октябрьской Революции так долго ждали несколько поколений ставропольских зрителей. Нынешней детворе повезло: совсем скоро она придет в свой Театр, чтобы встретиться со сказкой.

Наталья БЫКОВА

Капелька светлой грусти в сопровождении юмора / Газета «Ставропольская правда» / 10 июля 2020 г.