09:23, 19 июня 2020 года

Ставрополье будет расширять сеть АГНКС

Ставрополье в течение ряда последних лет значится в лидерах России по замещению природным газом бензина и дизельного топлива. Количество автотранспортной техники, которая использует газ, в регионе неуклонно растет. К примеру, только за прошлый год на Ставрополье реализовано почти 50 миллионов кубических метров компримированного природного газа, что позволило заместить значительный объем традиционного жидкого топлива.

Эти цифры неслучайны: регион имеет одну из самых развитых сетей автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в стране. Также органами исполнительной власти края создаются условия и для оперативного проведения процедур по установке газобаллонного оборудования, и для их официального оформления. В частности, эти задачи решаются в рамках программы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2017-2021 годы», утвержденной распоряжением губернатора Ставропольского края № 61-р в феврале 2017 года.

Важно, что прописанный в ней комплекс мероприятий не ограничивается лишь увеличением объемов реализации компримированного природного газа в сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и развитием газозаправочной инфраструктуры в крае. Как значится в тексте программы, перед ее ответственным исполнителем – министерством энергетики, промышленности и связи Ставропольского края – ставятся также задачи по расширению парка транспортных средств, зарегистрированных на территории Ставропольского края, использующих компримированный природный газ, и по привлечению средств внебюджетных источников финансирования инвестпроектов в этой сфере. Плюс все это должно привести к созданию новых рабочих мест и повышению конкурентоспособности производимой на территории Ставрополья продукции за счет снижения издержек на приобретение моторного топлива, увеличению налоговых отчислений в бюджет Ставропольского края.

Рассказывая о промежуточных итогах, министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Виталий Шульженко в первую очередь обращает внимание на действующую разветвленную инфраструктуру. «Сегодня в Ставропольском крае функционируют 23 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). В их числе – 20 стационарных заправочных пунктов, один модульный и еще два передвижных автомобильных газовых заправщика. В 2020 году планируется ввести в эксплуатацию пять объектов заправки автотранспорта природным газом: три АГНКС и два модуля. А на 2021 год назначено строительство и ввод в эксплуатацию еще четырех АГНКС», - рассказывает он. Таким образом, плановые результаты реализации программы выполняются с опережением.

Дело в том, что существующим количеством АГНКС потребности региона далеко не исчерпаны. Появление новых станций и модулей обусловлено острой необходимостью в них, констатируют в краевом минпроме. И в ближайшей перспективе отрасль ждет значительное оживление. К примеру, два АГНКС в Георгиевске имеют среднюю загрузку в 103% от расчетной мощности, при том что уровень средней загрузки в России составляет всего 26% от расчетной мощности, а на территории Северо-Кавказского федерального округа этот показатель – 44%. На фоне потребностей нашего региона до конца 2024 года количество объектов заправки транспортных средств природным газом в рамках программы «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края на 2017-2021 годы» планируется довести до 47 объектов.

К слову, далеко не во всех российских субъектах аналогичные программы отличаются подобной емкостью. Средняя стоимость строительства или реконструкции одного объекта заправки транспортных средств природным газом солидная, она составляет около 120 млн рублей, поясняют в краевом минпроме. И сегодня благодаря государственной поддержке инвесторы на Ставрополье могут вернуть до 40 миллионов рублей по части затрат на строительство. Причем от 1 до 5% этих средств компенсируется из краевого бюджета, остальное субсидируется из федерального. Данный механизм позволяет существенно сократить сроки окупаемости объектов. На его применение в перспективе ближайших лет заявилось несколько инвесторов.

«В 2019 году с помощью этого механизма уже получили бюджетные субсидии инвесторы, построившие и сдавшие в эксплуатацию две АГНКС в Ставропольском крае», – прокомментировал заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Василий Глушаков.

Более того, на Ставрополье создана необходимая нормативно-правовая база. Правительство края и местные власти в полной мере обладают полномочиями, чтобы оказывать всестороннее содействие инвесторам при выделении земельных площадок под АГНКС, обеспечивать ускоренное оформление землеотводов и решать ряд организационных вопросов. Кроме того, именно органы исполнительной власти Ставрополья, в частности, краевой минпром, взял на себя и задачу по интенсивному развитию культуры потребления газомоторного топлива на территории края.

Необходимо отдельно сказать про использование компримированного природного газа сельхозтоваропроизводителями края. Ставрополье обладает уникальным аграрным потенциалом, является одним из крупнейших зерносеющих и зерноперерабатывающих регионов России. Работа по использованию природного газа в качестве моторного топлива в сельском хозяйстве позволит повысить конкурентоспособность ставропольских сельхозпроизводителей.

Действительно, численность переоборудованного транспорта в крае позволяет говорить о том, насколько газовое топливо востребовано. Практика показала, что все новые объекты заправки газом быстро получают загрузку. При этом развитие сети АГНКС в Ставропольском крае закономерно поспособствует росту числа мастерских по переоборудованию автомобилей.

А для упрощения процедуры перевода автотранспорта на природный газ, министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края совместно с управлением ГИБДД ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю также предпринят ряд мер. В частности, идет работа по внедрению новой услуги по регистрации внесенных изменений в конструкцию транспортного средства на портале госуслуг. Такая мера должна помочь сократить сроки процедуры оформления газобаллонного оборудования. Кроме того, ведется работа по предоставлению автовладельцам возможности дистанционной подачи заявления на проведение предварительной технической экспертизы в аккредитованной лаборатории через МФЦ. Эта услуга будет предоставляться в режиме «одного окна».

Кстати, основные плюсы использования газа очевидны. Ведь не случайно, у всех без исключения станций в крае стабильно высокие производственные показатели. Здесь нужно выделить два главных аспекта. Во-первых, явный экономический эффект. Газ стоит почти вдвое дешевле бензина. И это еще не вся экономия. Сверх того при использовании природного газа в качестве топлива моторесурс двигателя увеличивается как минимум на 35-40 процентов. Потому нетрудно подсчитать, что переоборудование автомобиля окупается в довольно короткие сроки.

Второй немаловажный аспект, о котором нельзя не упомянуть, говоря об альтернативных видах топлива, - это, безусловно, экология. Уже давно доказано, что при переходе с бензина и дизельного топлива на природный газ поступление высокотоксичных выбросов в окружающую среду заметно сокращается и экологические показатели становятся лучше.

P.S. 20 марта 2020 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственную программу РФ «Развитие энергетики». В нее добавлена подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива». Она также предусматривает строительство новых газозаправочных станций в 27 субъектах, расположенных вдоль ключевых магистралей и имеющих базовую газозаправочную инфраструктуру. В числе этих регионов значится и Ставрополье.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Экономия и экология – главные преимущества»
Газета «Ставропольская правда»
19 июня 2020 года