17:28, 9 июня 2020 года

Михаил Славский: Не забывайте тех, кто стоял на страже закона

В преддверии 100-летнего юбилея органов внутренних дел Ставрополья мы расскажем о человеке, который много лет защищал жизни других, рискуя собственной. Ветеран уголовного розыска Михаил Максимович Славский – о том, как попал на службу, о первом раскрытом деле, о сложностях и других особенностях работы.

Порой даже одна встреча с друзьями может изменить судьбу человека. Так, однажды вечером много лет назад ставропольчанин Михаил Славский решил посвятить жизнь службе в уголовном розыске, настолько увлекли рассказы шурина, который уже трудился в отделе уголовного розыска Шпаковского района.

Ранее в семье Славских милиционеров не было. Зато сейчас дело, которому посвятил всю жизнь, ветеран уголовного розыска называет семейным: сын Антон пошел по стопам отца и сейчас работает в управлении уголовного розыска МВД РФ по СК.

Несмотря на то что за 23 года службы раскрытых дел на счету Михаила немало, говорит, что помнит каждое, даже самое первое.

Было это в 1993 году. В милицию сообщили о том, что с автомобиля «Вольво», стоящего на ремонте, ночью сняли две двери. А Михаил Славский в тот момент был оперуполномоченным и обслуживал Северо-Западный микрорайон. В то время опер-зональник выезжал на все происшествия и отвечал за раскрываемость по всем составам преступлений. Приехал, осмотрелся, расспросил свидетелей - слесарей-ремонтников, которые занимались машиной, сделал запрос в ГАИ. Это сегодня одинаковых автомобилей в Ставрополе не перечесть, а тогда «Вольво» той модели насчитали всего три. И все стояли в ремонте на разных станциях техобслуживания. Дальше уже было дело техники: вместе с экспертами осмотрели первую машину, затем вторую, тут и выяснилось, что машина перекрашена, а под свеженьким слоем краски проглянул родной цвет краденых дверей.

А вот другой случай. Однажды утром в переулке Степном обнаружили труп женщины с пятью пулевыми ранениями из пистолета. Подозревали мужа женщины, но убийцей оказался друг семьи, который почти целых 10 дней ходил по коридорам отдела милиции. Там он и встретился с Михаилом.

- А как узнали, что убийца именно он? - спрашиваю.

- Не знаю, почувствовал, - отвечает Михаил. - Опера в какой-то степени психологи. Встретились в коридоре, и что-то зацепило во взгляде, поведение что ли странное, настороженное какое-то. Позвал его в кабинет, говорили часа четыре, о чем - не помню, только в ночь поехали, как оказалось, в Ростовскую область. Были мы втроем, мой коллега Влад Подпорин, Саша С., наш подозреваемый, и я. Приехали в какую-то деревню, где был спрятан пистолет, вот и все.

На вопрос о том, как расколол, Михаил отвечает:

- Работа оперуполномоченного коллективная, как это ни странно. Информацию сыщик получает один на один от источника, находит этот источник один, бережет и лелеет его «сам на сам», а реализуют информацию коллективом. Нет рецепта, как «колоть» преступника. Да и не всегда преступник становится преступником. Разговариваешь с подозреваемым, заходят коллеги, послушают две-три минутки, что-то скажут, многозначительно хмыкнут, улыбнутся, покачают головой, а ты смотришь на собеседника и выводы делаешь. Вот приблизительно так и «колят» преступников. Все на службе каким-то образом взаимосвязаны.

Михаил вспоминает таких людей, как Александр Ножкин, Владислав Подпорин, Сергей Криулин, Владимир Резниченко.

- Ходячие, как теперь сказали бы, википедии криминальной информации, - отмечает он. - Знали клички всех жуликов, помогали друг другу.

Среди своих учителей-оперов с благодарностью Михаил вспоминает Василия Ивановича Левина, Николая Ивановича Киселёва, Владимира Афанасьевича Энтю и Николая Сергеевича Затонского, многому учили, в том числе и как «колоть».

О годах службы Михаил рассказывает увлекательнее, чем в фильмах о полицейских. Хоть и встречаются моменты, похожие на сценарий сериала, в жизни все равно многое по-другому. Сложнее, но и интереснее.

- Работа в уголовном розыске - это шахматная игра, где вместо фигур на доске настоящие люди, - говорит Михаил.

- Действительно ли эта игра оказалась интересной? - спрашиваю.

- Даже не представляете насколько, - с нескрываемой любовью к службе отвечает Михаил. Но слышится грусть в его голосе, наверняка скучает по работе.

Однако сам Михаил говорит, что, если бы позвали вернуться на службу, то сейчас бы уже не пошел. Время меняется, меняются технологии. Преступность переходит на новый уровень и требует нового уровня подготовки сотрудников уголовного розыска. Так, сыну Антону однажды пришлось ехать за телефонным мошенником аж во Владивосток. Благодаря интернету преступники сегодня могут действовать на огромных расстояниях. Но преступность и опера будут всегда. Михаил Славский цитирует одного из своих учителей - Магомета Лепшокова, бывшего в свое время начальником управления уголовного розыска краевой милиции: «С тех пор, как появились воры, появились и опера. Одни воруют, другие задерживают».

Михаил Славский считает, что нынешним сотрудникам уголовного розыска приходится труднее. Требования руководства не снижаются, и не хватает им, как ему кажется, главного - куража. Это именно то, что движет опером, можно сказать, это драйвер удачи, а без удачи оперативника нет.

- С точки зрения моих современников, можно раскрыть любое преступление, даже когда у тебя нет никакой информации, при условии, что ты веришь, что раскроешь его и задержишь преступника. Как? Да не знаю как, но раскрою и задержу. Вот как-то так работали мои друзья. Это и есть кураж. Как работают сейчас, не знаю, но вижу, что им труднее. Хочется помочь, вопрос - как, - говорит Михаил Максимович.

Председатель краевого совета ветеранов уголовного розыска ГУ МВД России по Ставропольскому краю призывает не забывать тех, кто стоял на страже закона и порядка в былые годы, их знания и опыт. Вот, к примеру, у бывшего начальника уголовного розыска Промышленного района Александра Карабаева был способ проверить, станет ли новый сотрудник хорошим опером. Он предлагал честно ответить самому себе на вопрос: если у тебя есть выбор - пойти к любимой девушке, которая точно ждет тебя, накормит и напоит, или пойти в засаду, ждать преступника с неизвестным результатом, придет или нет, что ты выберешь? Если выберешь девушку, не стоит тебе работать в уголовном розыске. Так тестировал сотрудников Александр Владимирович в Промышленном РОВД, а позже в инспекции по личному составу ГУ МВД России по СК. В те времена в уголовный розыск «очередь» не стояла, но не каждый туда мог попасть. Не место на такой службе и тем, кто идет исключительно ради денег. Человеческие отношения и связи, люди и друзья - вот главные богатства, которые добывает настоящий сотрудник уголовного розыска.