08:04, 2 июня 2020 года

«Образцового гражданина» из зондеркоманды могут выдать в Россию

«Следственный комитет России попросил Канаду предоставить материалы уголовных дел в отношении Гельмута Оберлендера - бывшего переводчика зондеркоманды СС 10-А...».

Мельком прочитав такую информацию, опубликованную где-то на бескрайних просторах Всемирной сети, поначалу не обратил на нее особого внимания. Ох, и много чего еще можно встретить сейчас в Интернете. Тем более в режиме самоизоляции, когда эта самая Сеть для многих становится, пожалуй, одним из главных способов общения с внешним миром. Однако через минуту в памяти что-то всколыхнулось от этого специфического названия: «зондеркоманда СС 10-А». Раньше я где-то уже слышал про нее или читал, или даже сам писал… Стал вспоминать - и точно! Было у меня уже несколько публикаций в «Ставропольской правде». Про войну, оккупацию края, холокост, массовые расстрелы… Когда готовил эти статьи, изучал исторические документы. Поднял их из личных архивов. Потом перезвонил своему давнему знакомому и коллеге Анатолию Карнауху из Арзгира, который занимается историей зверств немецко-фашистских оккупантов в нашем крае. И тогда стало понятно, что же так неожиданно всколыхнулось в памяти. Как говорится, мозаика сложилась. Да, как раз эта самая зондеркоманда 10-А, входившая в айнзатцгруппу D, штаб которой в течение нескольких месяцев 1942-1943 гг. располагался в Пятигорске, руководила карательными операциями на территории оккупированного немцами бывшего Орджоникидзевского края. А кроме этого была очень известна своими зверствами, тоже в период оккупации, в Крыму, на Дону и на Кубани.

Личность не установлена?

Но об этом чуть позже. А пока стоит вернуться к тому самому обращению Следственного комитета России к властям Канады. Сейчас решается вопрос о депортации бывшего гражданина этой страны Гельмута Оберлендера, которому в январе исполнилось 96 лет. Как говорится, за плечами длинная жизнь и весьма богатая биография. Родился он в 1924 году в СССР, а конкретнее - в селе Молочанске Запорожской области, где этнические немцы жили еще с царских времен. Естественно, что с детства владел и русским, и немецким языками. Поэтому в 1941 году стал настоящей находкой для оккупантов, которым для установления «новых порядков третьего рейха» нужны были переводчики. Так он попал на службу в эту самую зондеркоманду войск СС. Потом служил в вермахте. А в конце войны оказался в американской зоне оккупации, где, судя по всему, не сильно интересовались биографиями немецких военнопленных. Поэтому Оберлендеру удалось скрыть свое эсэсовское прошлое. И вполне благополучно жить сначала в ФРГ, а потом и в Канаде, куда он переселился с семьей в 1954 году, получил канадское гражданство, занимался строительным бизнесом в провинции Онтарио.

Гром, а вернее набат для него, грянул только в 1995 году. Привлеченные к суду бывшие сослуживцы по зондеркоманде вспомнили фамилию Оберлендера и назвали его непосредственным участником карательных операций. С тех пор идут суды. Один раз его уже лишали канадского гражданства, потом вернули паспорт с кленовым листом. Потом снова лишили. Обвинение при этом настаивает, что бывший каратель скрыл свое нацистское прошлое, когда подавал заявку на паспорт. При этом прокуроры ссылаются на показания бывших эсэсовцев Райле, Нюренберга, Бема, Рихмайера, Циммермана, которые совместно с Оберлендером расстреливали мирных жителей в Ставропольском крае, Ростовской и Могилевской областях. Адвокаты обвиняемого ссылаются на то, что нет прямых доказательств его участия в расстрелах. И, само собой, нет уже живых свидетелей, пострадавших в ходе этих карательных операций.

Сам Оберлендер утверждает, что никогда не разделял нацистской идеологии, в немецкую армию его призвали насильно, а в зондеркоманде он только переводил приказы оккупационных властей для мирных жителей. А также «чистил сапоги и выполнял мелкие поручения своих командиров». Впрочем, опровергнуть все эти оправдания может всего один только факт из биографии: в 1943 году фашистское командование наградило его Железным крестом II степени. Вряд ли такую награду можно было получить за качественную чистку сапог или выполнение мелких распоряжений какого-нибудь фельдфебеля или обер-лейтенанта. Тут требовались совсем иные «подвиги».

Следственный комитет РФ в прошлом году в рамках расследования уголовного дела о геноциде в октябре 1942 года воспитанников Ейского детского дома направил запрос о правовой помощи в компетентные органы Канады. У следователей из России в рамках других уголовных дел на сегодня есть основания также расследовать участие членов этой зондеркоманды в убийстве как минимум 30 тысяч мирных жителей на территории Украины, а также в Ростовской области, в Краснодарском и Ставропольском краях. При этом количество жертв - цифра не окончательная. По мере того, как продолжают свою работу поисковики, краеведы, военные историки, вскрываются новые страшные подробности. И с каждым годом увеличивается количество имен на гранитных монументах, которые установлены на местах массовых казней в нашем крае и в других регионах.

Без срока давности...

Что касается конкретно детского дома в Ейске, установлено, что 9 и 10 октября 1942 года каратели из зондеркоманды 10-А уничтожили в душегубках всех его воспитанников. В основном это были дети-инвалиды, некоторые из них за несколько месяцев до того были эвакуированы из Крыма. В материалах дела говорится о 215 погибших мальчиках и девочках, которым было от 5 до 16 лет. Еще известно, что именно на Юге России фашисты начали использовать эти самые «газвагены», получившие название душегубок. Люди в них уничтожались выхлопными газами. Чтобы обеспечить полную загрузку этих машин, будущим жертвам сообщалось, что их повезут в баню. Естественно, что для общения карателей с обреченными на уничтожение требовались переводчики. Такие, например, как Оберлендер. А еще вот такие подробности: поначалу члены этой зондер-команды не могли правильно рассчитать время для уничтожения - то ли 7 минут, то ли 10. Часто ошибались. Поэтому, когда машины прибывали к заранее вырытым ямам, некоторые из жертв были еще живы. Так случилось и в Ейске. Вскрыв это массовое захоронение после войны, следователи установили, что многие дети были зарыты еще живыми. В той яме нашли трупы, которые лежали, обнявшись…

Теперь вернусь к событиям 1942 - 1943 годов в нашем крае. И в частности, к публикациям в «Ставропольской правде» о геноциде. Но вначале стоит напомнить, что сразу после оккупации в СССР была сформирована Государственная чрезвычайная комиссия. Она и занималась расследованиями преступлений фашистов. Так вот, по информации этой ГЧК, «как только немцы оккупировали Ставропольский край, с первых же дней они приступили к осуществлению холокоста, ход которого можно назвать типичным для всех оккупированных территорий Союза. Одной из таких оперативных групп была зондеркоманда СС 10-А, которая входила в состав айнзатцгруппы D, которой командовал генерал СС (группенфюрер) Отто Олендорф, а в июне 1942 года его сменил Вальтер Биркамп, тоже генерал (группенфюрер СС), - организатор массового истребления жителей Краснодарского и Ставропольского краев».

Лично мне и другим коллегам приходилось уже писать в нашей газете о том, что жертвами оккупантов стали многие советские граждане, в том числе евреи, цыгане, представители других национальностей. Раненые красноармейцы, семьи партработников и командиров Красной армии. В Ставрополе первыми жертвами стали пациенты психиатрической больницы - около 700 человек. По четкому определению из Берлина - «неполноценные и подлежащие обязательному уничтожению». Всего же в Ставрополе только за первые дни оккупации было расстреляно и уничтожено в душегубках более пяти тысяч человек. Еще больше жертв в Минеральных Водах. Там в списках уничтоженных этой зондеркомандой и закопанных в братской могиле у стекольного завода числятся по крайней мере 7,5 тысячи мирных жителей. Не все имена казненных еще установлены. Этим и сейчас продолжает заниматься Ставропольская еврейская организация «Шалом».

Вот факты, о которых уже приходилось писать: колхоз «Новый труд» Егорлыкского района: убито 240 евреев; станица Александрийская: расстреляно 57 эвакуированных евреев; село Безопасное Труновского района: на территории колхоза «Ударник» убито 160 евреев; село Богдановка Курского района: расстреляно более 850 человек, все - местные жители, по национальности горские евреи; село Спасское Благодарненского района: замучено и убито 49 человек; город Светлоград: восточнее горы Бараничьей расстреляно 800 человек, в том числе 270 евреев. Общее количество еврейских жертв в Георгиевске - 2050 человек… И это только жертвы холокоста, список же расстрелянных и замученных советских граждан намного шире.

Пожалуй, вполне достаточно, чтобы понять, чем на самом деле занимались солдаты зондеркоманды 10-А и какие «мелкие поручения» своего командования они выполняли. Кстати, подчинялись они напрямую шефу СС Гимлеру. Вступая на оккупированные территории вслед за полевыми частями вермахта, сразу же устанавливали свой «новый порядок». И никого не щадили. Их служба в фашистской Германии считалась особо ответственной и поощрялась орденами и медалями Третьего рейха.

Не могу не вспомнить еще одну свою публикацию. Она была посвящена событиям у Арзгирской балки в 1942 году. Расследованием этого злодеяния фашистов и установлением имен невинных жертв до сих пор занимается член Союза журналистов Анатолий Карнаух. Он установил уже, что в этом яру посреди степи расстреляно 695 человек. Еще один из уже опубликованных фактов - приговор о пожизненном заключении, вынесенный Берлинским судом в 1976 году немецкому солдату Максу Герберту. В ходе суда он вспоминал непривычный запах арзгирских степей и эпизод с двумя маленькими девочками. Они долго не могли понять, зачем их привели туда суровые дяди с автоматами. А когда получили приказ присесть на краю оврага на корточки и сложить руки в ладошки, и присели, и сложили, а одна из девочек повернулась к стоящему рядом полицаю и по-детски поинтересовалась, правильно ли они сидят. Тогда даже у полицая из местных сдали нервы. А по небритым щекам потекли слезы. Поэтому он не смог стрелять. Это за него сделал немец из зондеркоманды. И два тельца покатились в овраг...

Всего же по, данным ГЧК, «на территории Ставропольского края было уничтожено 31645 мирных граждан. Значительная их часть, около 19700 человек, составляют жертвы холокоста. Основные карательные акции прошли в августе - сентябре 1942 года, когда было истреблено 18150 евреев».

Послесловие

Теперь уже бывший гражданин СССР, Германии и Канады Гельмут Оберлендер - своего рода рекордсмен по количеству прожитых без справедливого наказания лет. К тому же, по данным центра Симона Визенталя, он входит сейчас в число 20 самых разыскиваемых нацистских преступников. До сих пор канадские власти так и не решили, состоится ли его депортация. И в какую страну. Помимо России его могут выдать еще и Израилю, где тоже занимаются расследованиями в отношении участников холокоста. Могут еще и на Украину выслать как родившегося в Запорожской области. А там ведь сейчас бывшие солдаты дивизии СС «Галичина» со своими приспешниками торжественные факельные шествия устраивают. Так что дальнейшая судьба этого ныне глубокого старика пока под большим вопросом. А в Интернете сейчас можно найти и мнения типа «дайте ему спокойно дожить и умереть. Пожалейте деда...». И вот с этим я никак не могу согласиться, хотя бы потому, что знаю о последних минутах жизни двух маленьких девочек на краю Арзгирской балки и потому, что убежден: неотвратимость наказания для всякого рода выродков и военных преступников - один из главных залогов нашей мирной и спокойной жизни на планете Земля. Где, увы, по-прежнему стреляют - и в Сирии, и в Ливии, и в Афганистане, и совсем недалеко от нас - в Донецке. Так вот, пусть знают эти стрелки, что за убийства мирных людей рано или поздно всем придется ответить. Даже несмотря на их преклонный возраст.

««Образцовый гражданин» из зондеркоманды»
Газета «Ставропольская правда»
2 июня 2020 года