Более трети останков из могильников кобанской культуры было обнаружено в Кисловодской котловине
Клин-Яр находится всего в 10 - 12 километрах от моего дома в Кисловодске. Однако я там не был уже полтора десятка лет. Периодически возникавшие угрызения совести заглушал дежурными оправданиями. Мол, масштабных раскопок там сейчас не ведут. Теперь появился информационный повод - Клин-Яр оказался причастным к весьма значительному научному прорыву. А тут еще образовалось «окно» в информационном потоке - из-за пандемии коронавируса почти все мероприятия в городе-курорте отменили. Да и погода, если не считать ледяного ветерка с гор, вполне располагает к путешествию.
Спецпропуск на передвижение по городу у меня, как у сотрудника работающей в обычном ритме газеты, есть. Однако проверить, в каком состоянии сегодня находится выдающийся археологический памятник, я собираюсь с соблюдением правил самоизоляции - береженого Бог бережет! А потому сажусь на велосипед и по безлюдным тропинкам вдоль Подкумка и Аликоновки качу на запад.
Подъем хоть и пологий, но затяжной, изматывающий. Особенно ощутимый напряг на плато между поселками Мирным и Зеленокумским. Благо протянувшуюся на 400 метров скалу Клин-Яр видно издалека. И это придает силы.
Но издалека видно и большущую свалку у подножия всемирно известного археологического памятника. Там прямо сейчас стоят два самосвала. А рядом находится желтый бульдозер. И он работает. Видно, что большую часть свалки уже разровняли и утрамбовали.
С этим можно смириться скрепя сердце, поскольку мы еще толком не научились вторично использовать отходы. А вот то, что часть машин, не доезжая до свалки, вываливает мусор на обочине дороги - сущее безобразие. Ведь когда-нибудь придет время, и к Клин-Яру поедут автобусы с туристами.
Что они там встретят? Это я и намереваюсь выяснить.
Поравнялся с головной частью Клин-Яра и вижу трогательную сцену: радостно взбрыкивая, вороная кобыла с годовалым жеребенком скачет по травянистому склону, прилегающему к отвесной скале. Их обгоняют все новые и новые кони - рыжие, гнедые, каурые.
Что ж, вполне гармоничное зрелище: веками на этом склоне пасли своих коней проживавшие у Клин-Яра народы.
К скалам поднялся - нет ни сил, ни дыхания. Кладу велосипед на склоне и налегке лезу дальше. Чувствую, что выбрался на тропу. В мягком известняке даже остались вмятины от ботинок проходивших здесь до меня археологов. Клин-Яр различные экспедиции с небольшими перерывами исследовали с 50-х по 90-е годы минувшего века.
На плато дух захватывает от открывшегося простора! Слева как на ладони - Боргустанский хребет, справа - Кабардинский, впереди - Джинальский. А под ним тает в сизой дымке Кисловодск.
Само плато - ровное как стол и сплошь поросло травой. Впопыхах за ней можно пропустить следы многовекового присутствия человека. Но я присматриваюсь, а потому вскоре замечаю полукруглый вал, явно рукотворный. Иду дальше и вижу подобные валы то справа, то слева.
Знаю, что это фундаменты стоявших здесь построек. Однако, честно говоря, большого впечатления они не производят. За два десятка лет, прошедших после окончания раскопок, природа весьма основательно замаскировала их следы.
Лишь ближе к острию Клин-Яра археолога-дилетанта ждет вознаграждение - три тщательно выдолбленные в скале емкости для хранения воды. Такое впечатление, что их изнутри даже отшлифовали. Наверное, для того, чтобы забить поры в песчанике и обеспечить герметичность. Вода здесь всегда была ценностью, поскольку лишь с северной стороны скалы есть ручей, а дожди в этой долине редкость.
С цистернами все ясно - их предназначение сугубо утилитарное. А вот для чего могли служить два небольших и неглубоких, но тщательно вытесанных углубления на лишенном растительности скальном клине? И уж совсем не понятно предназначение узкой (едва пройдет кулак) и довольно глубокой ямки. Первое, что приходит в голову, - в нее устанавливали шест с каким-то флажком, символизировавшим проживавшее здесь племя.
Спускаюсь со скалы. Пора подвести итоги.
Как природная достопримечательность Клин-Яр очарует любого. Но чтобы уяснить его археологическую ценность, туристам потребуется знающий экскурсовод. Однако ему будет значительно проще работать, если «освежить» места раскопок и установить таблички с пояснениями. То есть организовать цивильный музей под открытым небом.
Что же касается результатов генетического анализа останков людей, живших на скале Клин-Яр две с половиной - три тысячи лет назад, то я даже не буду пытаться перечислять обнаруженные учеными палео-
ДНК, а также митохондриальные и Y-хромосомные гаплогруппы. Потому что и сам ничего не понимаю и, уверен, что 99 процентов читателей тоже не разберутся.
Основные же выводы, сделанные исследователями, сводятся к тому, что многие хромосомы обитателей Клин-Яра являются общими для Кавказа и Европы в период железного века. Кроме того, генетические исследования подтвердили теорию о скифском влиянии на кобанскую культуру. То есть в Кисловодской котловине слились воедино народы Европы и Азии.
27 мая 2020 года