Чем запомнились 204 дня в космосе ставропольского космонавта Олега Скрипочки
Вот уже второй месяц уроженец Ставрополья Герой России космонавт Олег Скрипочка проходит плановую послеполетную реабилитацию. Позади 204 дня напряженной работы в космосе. Не зря говорят, большое видится на расстоянии. Сегодня, по прошествии времени, будет уместным рассказать о самых интересных (и малоизвестных) моментах работы нашего земляка на околоземной орбите.
…На пыльных тропинках далеких планет
«Космос - наша работа» - таков девиз российских космонавтов. Ну а родным домом и одновременно рабочим местом на долгие месяцы для покорителей Вселенной становится Международная космическая станция (МКС). Это единственная имеющаяся в распоряжении человечества постоянно действующая обитаемая космическая платформа. Одним из наиболее важных результатов программы МКС является создание надежной международной кооперации, осуществляющей ее целевое использование.
Российский сегмент станции позволяет обеспечить все необходимые условия для проведения исследований на борту. А их только в нынешний полет Олега Скрипочки было более пятидесяти.
Об изучении загадочных серебристых облаков, атмосферных гравитационных волн, о выращивании в специальном биопринтере искусственного мяса ранее мы довольно подробно рассказывали. А вот о следующем, долговременном эксперименте «Пробиовит», проводимом на МКС , читатели «Ставрополки» наверняка еще не слышали.
Одним из методов, позволяющих выявить и нейтрализовать отрицательное воздействие факторов космического полета на состав эндомикрофлоры кишечника человека, может считаться метод пробиотикотерапии. Пробиотики – особый класс препаратов, в состав которых входят жизнеспособные клетки штаммов полезных для здоровья человека микроорганизмов. В первую очередь это молочнокислые бактерии и бифидобактерии.
В рамках реализации «Пробиовита» на борту станции проводится отработка малостадийной технологии, позволяющей силами экипажа получать кисломолочный продукт «ПробиоSpace» из поставленного на борт МКС сухого концентрата, содержащего клетки ацидофильных лактобацилл. Выяснилось, что лечебно-профилактический потенциал полезных бактерий, выращенных на борту станции, выше, чем у таких же образцов, полученных на Земле. Это может быть связано с появлением дополнительных веществ с соответствующими свойствами в ответ на повышенный радиационный фон на МКС.
В центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина подчеркивают, что особенно актуальным снабжение экипажей кисломолочной продукцией будет во время дальних полетов, причем не только орбитальных. Как известно, задачу поэтапного освоения Луны и даже Марса никто не отменял.
Долговременный цикл исследований «Пробиовит» - наглядный пример так называемой «операторской деятельности» на МКС. Этот термин означает активное, постоянное включение в процесс проведения экспериментов самих космонавтов. Иными словами, это не тот случай, когда можно просто включить какой-то прибор и он автоматически будет передавать получаемые данные на Землю.
С планируемыми (в отдаленном, конечно, будущем) пилотируемыми межпланетными полетами был связан и уникальный эксперимент «Созвездие», в котором Олег Скрипочка принял участие уже по возвращении на Землю. Исследование было нацелено на выяснение способности человека осуществить высадку на поверхность Марса. Предстояло понять, сможет ли космонавт работать на Красной планете после длительного полета и четырех суток отдыха. В эксперименте задействовали специализированный тренажер «Выход 2».
Олег Скрипочка успешно выполнил операции по условной высадке на поверхность другой планеты и по работе с инструментом.
Согласно данным, полученным благодаря проведению послеполетных исследований с участием космонавтов, есть экспериментальное подтверждение, что на четвертые сутки после длительного полета в условиях, близких к штатным, космонавты способны выполнять тяжелую инопланетную деятельность с физическими нагрузками, — такую оценку проведенной работе дали специалисты.
В космос отправляется… единорог
Каждодневный риск, работа без права на ошибку, длительное нахождение в замкнутом пространстве, повышенное воздействие радиации - что помогает космонавтам месяцами выдерживать экстремальные условия? Понимание важности порученного им дела, любовь к своей профессии и незримая поддержка родных людей, которые ждут покорителей космоса на Земле.
Надежный тыл Олега Скрипочки - его семья. Жена Елена, дочка Даша и сын Денис всегда с нетерпением ждут возвращения из необычных командировок любимого человека. Кстати, четырнадцатилетняя Дарья осенью прошлого года невольно повлияла на необычный выбор своего папы. По давней традиции все экипажи берут с собой на борт индикатор невесомости. Обычно это какая-то детская игрушка. При выходе корабля за пределы атмосферы она начинает парить в воздухе, сигнализируя о преодолении границы притяжения Земли.
Олег Скрипочка как командир «Союза МС-15» 25 сентября 2019 года взял на борт плюшевого игрушечного… единорога.
- У дочки с детства одним из излюбленных персонажей был единорог, она часто его рисовала, - пояснил наш земляк. - Поэтому выбрали мне мягкую игрушку единорога - красивую и компактную, чтобы ничему не мешала в корабле. Сын ее тоже одобрил.
Само собой, свою задачу - сигнализировать о наступлении невесомости - космический «напарник» Олега Ивановича выполнил на отлично.
Осетрина космической свежести
Олег Скрипочка в ходе своих многочисленных визитов в родной Невинномысск многажды встречался со школьниками, студентами, сотрудниками различных предприятий и организаций. Свидетельствую: ни разу не обошлось без вопроса «А что едят на борту МКС космонавты?». В этот раз наш земляк удовлетворил любопытство землян, находясь непосредственно на борту станции. Незадолго до возвращения на Землю он записал небольшой видеоролик.
В первую очередь Олег Иванович пояснил, что на борту космической лаборатории организован шестнадцатисуточный рацион питания. То есть меню повторяется каждые шестнадцать дней. Этого достаточно, чтобы успеть соскучиться по тем или иным блюдам.
Многие считают, что космическая еда - это сплошные деликатесы, типа заливной осетрины. Это не так, хотя упомянутое блюдо в меню российского экипажа МКС встречается. Вообще же, как рассказал Олег Скрипочка, в состав бортового питания входят различные виды рыбы, мясо, каши, напитки. Все это продукты длительного хранения, которое достигается несколькими способами.
Во-первых, ряд продуктов, примерно половина от общего количества, сублимированы, то есть обезвожены по специальной технологии. Для дальнейшего употребления нужно просто добавить горячую или холодную воду в пакет. Рисовая каша с молоком, картошка с мясом, каша с мясом, вермишелевый суп, овощной суп-пюре - вот примеры простой и сытной сублимированной космической еды. Вторую часть продуктов составляют консервы. Гречка с мясом, свинина с лечо - вкусно и полезно. Причем в обеденный стол на станции вмонтирован подогреватель консервированной пищи. Его Олег Скрипочка продемонстрировал в ходе съемки. Есть в меню космонавтов и консервы-десерты: чернослив, яблоки с орехами и т. д.
Другие виды сладостей: торт с орехами, творог с орехами, фруктовые палочки. Чай, кофе, соки - и это в наличии. А вот малюсенькие буханочки хлеба - на один укус. Как пояснил Олег Скрипочка, такой хлеб не надо резать, следовательно, опасные крошки не будут плавать в искусственной атмосфере МКС.
Ну а в известных по первым космическим полетам тубах на станции сегодня из провианта можно найти только соусы, горчицу, мед. Для них лучшей упаковки не придумаешь. Кстати, от туб практически отказались по следующей причине. Металлический тюбик с пищей весит 165 граммов, а сублимация - всего 50. Общая экономия на весе (а вывод каждого килограмма на орбиту обходится ой как дорого) колоссальная.
Космонавты несколько раз в год могут заказывать индивидуальные продуктовые наборы-подарки. Они прибывают с грузовыми кораблями. Свежие фрукты, овощи, шоколад и другие сладости, имбирное печенье, фруктовое пюре, бородинский хлеб, сушеное мясо - вкусы у членов экипажа разные, потому наборы тоже разнятся.
Ждём в гости
В декабре прошлого года, во время одного из сеансов связи с ЦУПом, Олег Скрипочка пообещал обязательно по возвращении на Землю побывать в Невинномысске. Тогда же, в декабре, наш земляк стал почетным гражданином города.
Однако в ближайшее время ждать в гости Олега Ивановича не приходится. Главная причина - плановая послеполетная реабилитация представляет собой довольно-таки длительный, тщательно планируемый процесс. Так называемый «острый» период реабилитации длится в течение первой недели, в это время проводится специальный комплекс восстановительных мероприятий (лечебная гимнастика в воде, гидромассаж и т. д.). Затем восстановительно-лечебные мероприятия в течение примерно трех недель переводятся в щадяще-тренирующий режим. Еще один этап организуют на санаторно-курортной базе и длится он до полутора месяцев. После санатория специалисты Центра подготовки космонавтов проводят оценку базовых физических качеств космонавтов: выносливость, сила, быстрота, ловкость, сравнивая их с дополетными данными. На основании сделанных выводов разрабатывается индивидуальная программа физической подготовки для достижения уровня физических качеств дополетного уровня. На заключительной стадии космонавтам показан тренирующий режим двигательной активности: бег, плавание, спортивные игры и т. д. После полного восстановления идет длительная подготовка к следующему полету. Она включает в себя медицинские обследования, тренировки, экзамены.
Так что до встречи с Олегом Скрипочкой еще далеко. Но с тем большим нетерпением ожидают на Ставрополье обещанный визит космонавта. Олегу Ивановичу, проведшему на орбите в общей сложности почти полтора года (три его полета длились суммарно 536 суток), есть что рассказать землякам…