10:51, 1 мая 2020 года

Игорь Лавров: В олимпийский принцип я не верю

Ставропольский гандбольный клуб «Виктор» провел очередную видеоконференцию на своей страничке в социальной сети. В этот раз на вопросы журналистов и болельщиков в прямом эфире ответил один из самых титулованных атлетов края, заслуженный мастер спорта Игорь Лавров.

Он добился в спорте практически всего, о чем можно мечтать. Стал чемпионом мира и Европы, в 2000 году в Сиднее вместе с товарищами по сборной России завоевал титул победителя летних Олимпийских игр. Выступал в топ-клубах, в том числе и в одном из лучших чемпионатов планеты – в немецкой бундеслиге. Не исчез из виду и по окончании игровой карьеры. Еще не так давно Игорь Викторович трудился на посту министра физической культуры и спорта края, а сейчас является депутатом Думы Ставрополья.

- Ваш отец – Виктор Георгиевич Лавров, личность для отечественного спорта легендарная. Достаточно сказать, что именно ему принадлежит идея создать в крае профессиональный гандбольный клуб, которым он затем руководил многие годы. У вас был вариант не стать гандболистом?

- Вряд ли. Правда, в детстве пытался заниматься футболом (я и сейчас люблю мяч погонять), но в итоге все равно оказался в гандболе.

- Когда пришло понимание, что гандбол – это не просто увлечение?

- Наверное, когда меня начали вызывать в сборную России по своему возрасту: юношескую, юниорскую. Неплохо складывалась и клубная карьера. Со временем перебрался из Ставрополя в Волгоград, где создавалась молодая перспективная команда, а затем оказался в… армии. Думал, обернусь за недельку, но служба затянулась. Все было по-серьезному: стратегические войска, космический полигон… Вытащить «из сапог» меня смог только армейский клуб – ЦСКА, так я оказался в Москве.

- В 25 лет вы уехали за рубеж. Почему не раньше? Ведь отъезд ведущих спортсменов за пределы нашей Родины тогда был в порядке вещей.

- Не скрою, мне всегда хотелось попробовать свои силы за рубежом. И, конечно, заработать – в России мы тогда получали копейки. Примеров перед глазами хватало – многие ребята тогда действительно начали уезжать за границу. Но был так называемый возрастной ценз – выпускать гандболистов можно было только по достижении 25 лет. Но если ты что-то серьезное выиграл – можно было уехать и раньше. Я в 24 года стал чемпионом Европы и получил интересное предложение из Испании, но главный тренер сборной России Владимир Максимов меня тогда не отпустил. Я ему даже признателен за это, потому что буквально через год отправился в Германию, где провел десять незабываемых лет. Можно сказать, попал в другой мир. У нас на дворе стояли «лихие 1990-е» со всеми вытекающими последствиями, а я тем временем оказался в сказке. Мой клуб «Фленсбург Хандевит» боролся за самые высокие места, мне сразу выделили квартиру, машину и так далее. В-общем, были созданы все условия – только играй. А играть было где – огромные арены, переполненные трибуны, атмосфера большого спортивного праздника практически на каждом матче! Считаю, что бундеслига и тогда, и сейчас – один из самых сильных и интересных дивизионов в мире. Там нет слабых команд, любой аутсайдер может обыграть записного лидера.

- Были мысли остаться там навсегда?

- Нет. Я долгое время прожил в другом мире, по правилам другой страны, это наложило свой отпечаток. Германия меня очень изменила, я стал более дисциплинированным, ответственным, и так далее. Мне выпал шанс поиграть на самом высоком уровне со звездами мирового спорта. О чем еще можно мечтать?! Тем не менее, я всегда знал, что вернусь в Ставрополь.

- Наверняка олимпийское золото Сиднея – главная награда в вашей карьере?

- Безусловно. В олимпийский принцип «Главное – не победа, а участие» я не верю. Звание победителя Олимпийских игр – это навсегда. Но, честно говоря, мне больше запомнились Игры-1996 в Атланте, потому что это было первое поражение нашей гандбольной сборной на Олимпиадах. У нас тогда была шикарная дружина – мне всегда везло на команды и на тренеров. К тому же перед этим мы выиграли чемпионат Европы, но с Олимпиады домой вернулись ни с чем. Рассчитывали явно не на пятое место.

- Несколько дней назад Федерация гандбола России приняла решение о досрочном завершении национального чемпионата. Таким образом ставропольский «Виктор» впервые в своей истории завоевал медали национального первенства, став вице-чемпионом страны. Предполагали, что сезон окажется настолько успешным для нашей команды?

- Сомнения всегда есть. На предсезонном «Кубке Виктора Георгиевича Лаврова» в Буденновске я опешил – команда была абсолютно не готова к играм. Но, как оказалось, тренерский штаб все сделал правильно, выводил ребят на нужный уровень постепенно. В нынешнем сезоне на медали претендовали пять-шесть коллективов, и «Виктор» добился максимума. Мы составили достойную конкуренцию бессменным чемпионам страны, «Чеховским медведям», по два раза одолели главных конкурентов из вновь созданного московского ЦСКА и питерской «Невы». Но следующий сезон будет гораздо тяжелее. Подняться на вершину мало – надо там еще удержаться. Иными словами, команде предстоит доказать, что она по праву вошла в число грандов российского гандбола.

- Сезон нужно было завершать досрочно?

- Конечно. В ситуации, которая сложилась в стране, другого варианта не было. Возможно, удалось бы возобновить игры через месяц, но набрать приличные физические кондиции игрокам было бы нереально. Я считаю, что решающие матчи спортсмен должен проводить в оптимальной форме, иначе какой смысл выходить на площадку. Идея проводить оставшиеся матчи без зрителей мне также не близка. Это дикость. Кстати, хочу поблагодарить болельщиков, которые активно переживают за команду во многих уголках края. Спасибо вам большое!

- За счет чего «Виктору» удалось сделать шаг вперед?

- В последние годы в ставропольском клубе проделана грандиозная работа, в чем заслуга, прежде всего, директора Ивана Фиева и его административной команды. «Виктор» сейчас – это яркий пример современного подхода к развитию спортивного клуба. Это касается и маркетинговой деятельности, и развития инфраструктуры, и кадровой политики. У команды хороший подбор исполнителей, это, конечно же, плюс. На каждой позиции по два практически равноценных игрока, только при высокой взаимозаменяемости следует рассчитывать на успех. С таким кадровым потенциалом и звезд в составе не надо. Отмечу также толковую работу тренерского штаба. Очень рад, что Сергей Кленов, который был грамотным игроком, теперь становится грамотным тренером.

- Какие матчи ставропольской команды в прошедшем сезоне отметите?

- Худшая игра была со «СКИФом» в Краснодаре, а порадовали меня встречи со «Спартаком» в Буденновске и с «Невой» в Санкт-Петербурге. В северной столице ребята вообще сумели победить впервые в клубной истории. А победа над московским коллективом, в котором играют представители сборной России, именитые легионеры, в очередной раз показала, что «Виктор» стал единым коллективом и готов противостоять любому сопернику.

- «Виктор» славится еще и тем, что костяк составляют воспитанники ставропольского спорта. Возможно ли добиться больших успехов, рассчитывая только на доморощенных ребят?

- Хотелось бы, но тяжело. Хотя мы всегда стремились и стремимся к тому, чтобы наши игроки оставались дома. Однако если хочешь бороться за медали, нужно укреплять проблемные позиции. Например, у нас не было сильного левши на позиции правого полусреднего. За рубеж уехали Константин Игропуло, Руслан Дашко, в итоге в этом сезоне состав «Виктора» пополнил пятикратный чемпион России в составе «Чеховских медведей» Максим Куретков, который оправдал надежды и сыграл ключевую роль в успехе команды.

- Почему игроков «Виктора» не вызывают в сборную России?

- На этот вопрос я не могу ответить однозначно. Но сейчас пришел новый тренер, который отдает предпочтение бойцам, игрокам с характером, умеющим добиваться успеха. И в нашем клубе есть, на кого обратить внимание. Думаю, Велимир Петкович обязательно пообщается со всеми кандидатами, в том числе и из Ставрополя.

- Чего не хватает гандболу, чтобы стать по-настоящему популярным видом спорта в России?

- Подачи. Нужны большие залы, красивые шоу, качественные телетрансляции и так далее. В нашей стране есть хороший пример – женская команда «Ростов-Дон». На нее люди идут, она известна не только в России, но и во всем гандбольном мире. Да, это все требует денег и сил. Но если будет достойный результат – будет и желание помогать у спонсоров.

Конечно, финансирование имеет большую роль в спорте. К счастью, за последние годы в «Викторе» оно увеличилось в разы, правительство края помогало, помогает и, надеюсь, будет помогать ставропольскому спорту в целом и «Виктору» в частности. С приходом на пост губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова ситуация изменилась. Он уделяет большое внимание и спорту высших достижений, и инфраструктуре: спортивные стройки в регионе развернулись повсеместно. Глава края поверил в нас, помогал и помогает привлекать партнеров, и результат не заставил себя долго ждать – гандбольная команда крепко встала на ноги. Мы искренне благодарны Владимиру Владимировичу за всестороннюю помощь и поддержку и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. А жителям края я желаю быть здоровыми и любить спорт!

Максим ВИКТОРОВ