© Фото: Александр МАЩЕНКО

Любовь к народной песне у жителя Невинномысска заслуженного работника культуры РФ Валерия Сулаева с раннего детства. Мама была знатной певуньей, и маленький Валера засыпал под ее колыбельные, которые практически никогда не повторялись. Прошло время, и герой нашего рассказа стал студентом Саратовской консерватории. Наставником будущего преподавателя хоровых дисциплин был выдающийся фольклорист, один из основоположников народно- певческого образования в нашей стране Лев Львович Христиансен.

На всю жизнь запомнил Валерий Сулаев свои студенческие фольклорные экспедиции. Так, в 1975 году он побывал в станицах Первомайской и Калиновской, расположенных на территории Чечено-Ингушской Республики.

– Славное то было время, – вспоминает Валерий Викторович. – Поколесил я по республике немало. Только в Первомайской пробыл четыре дня. Причем пришлось каждый раз ночевать в новом месте, чтоб станичников не обидеть. Вот что такое казачье гостеприимство! С собой я носил тяжеленный, килограммов на восемь-десять, бобинный магнитофон. Подключал к нему микрофон и на улице, у хаты, вел запись песен.

Эти записи собирали множество певцов и певуний. Приезд фольклориста превращался в настоящее семейное торжество. Казаки говорили так: «Валерик, ты нам праздник привез!». Интересный момент, если не удавалось сразу вспомнить очередную композицию, станичники оправдывались: «Как пойдешь Богу молиться, одни песни на уме, а как песни петь – так и не надумаешь».

А еще при исполнении песен исполнители обязательно пускались в пляс. В ход шли подручные шумовые инструменты: крышки от кастрюль, ведра, тазы. «Без них и песня не звучит», – поясняли станичники. Кстати, сам Валерий Сулаев и сегодня, несмотря на солидный возраст, как услышит казачью удалую песню, пускается в пляс. Говорит, в такие минуты молодеешь лет на двадцать…

Со времени описанной выше студенческой экспедиции минуло сорок пять лет. И вот я держу в руках только что изданную, еще пахнущую типографской краской книгу. «Славный, вспышный, быстрый Терек» - таково ее название. Это подготовленный Валерием Сулаевым сборник народных песен терских казаков. Сюда вошли композиции, записанные во время упомянутой выше поездки. Но не только. Богато иллюстрированный том в твердой обложке (к нему еще и диск с записанными композициями прилагается) можно назвать энциклопедией терского казачества. История появления терцев на Северном Кавказе, их жизненный быт и уклад, обычаи, обряды, музыкально-стилевые особенности, описание проведения записи песен и их полные тексты, рассказ о казачьей пляске – вот сколько информации вместили 125 страниц издания.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Работу над систематизацией своих прежних изысканий автор смог начать несколько лет назад после выхода на пенсию. Всего в отрасли культуры Валерий Сулаев проработал более сорока лет. В том числе шестнадцать лет руководил народным хором «Русские узоры». Один из лучших хоровых коллективов Ставрополья неоднократно становился лауреатом краевых фестивалей. Города и села края, концерты в Нальчике, Тольятти, Липецке, Николаеве, Одессе, в Болгарии, Северной Корее, Китае, Вьетнаме – везде казачью песню принимали на ура. На основе песен терских казаков, исполняемых хором, был записан сорокаминутный фильм «За Кубанью, за рекой», который демонстрировался в свое время по центральному телевидению.

И сегодня в репертуаре «Русских узоров» множество казачьих песен. Сам этот факт дает ответ на нередко задаваемый вопрос: а зачем вообще нужно старые композиции записывать, хранить и т. д.?

– В песне любого народа его душа, – говорит Валерий Сулаев. – Служивых же распевы сопровождали всю жизнь. Не зря казачья пословица гласит: «Казаки песни в тороках возят». Тороки – это ремни у задней луки седла, предназначенные для привязывания каких-либо вещей. Знаете, человечество бережно хранит произведения искусства: старинные картины, скульптуры, памятники архитектуры. А любая народная песня – это тоже произведение искусства. Уйти в небытие ей никак нельзя!

Ну а я, автор этих строк, ознакомившись к песнями терцев, понял, что старые композиции хранят кроме прочего вкус давно ушедшего времени и подзабытые слова. Например, что означает слово «вспышный», содержащееся в названии казачьей песни, и, соответственно, новой книги? Мне даже всезнающий интернет не помог разгадать загадку. Как пояснил автор только что вышедшего издания, «вспышным» казаки называли Терек потому, что на горной речке постоянно «вспыхивали» и пропадали водовороты, буруны.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Всего Валерий Сулаев в общей сложности бережно записал и сохранил (с обязательным упоминанием имени исполнителя!) более трехсот казачьих песен. Ведь у него было много фольклорных экспедиций. Все триста композиций переданы в Фонд казачьей культуры (Санкт-Петербург). В свою очередь, этот фонд входит в «Единый сохранный фонд музыкальных аудио- и видеозаписей российского казачьего фольклора», созданный при Российской национальной библиотеке.

Сегодня автор уникального издания полон творческих планов. В Ростовской консерватории имени С. Рахманинова совместно с Татьяной Рудиченко, доктором искусствоведения, готовится к выпуску новый сборник. В него войдут песни донских казаков из станицы Нижне-Чирской. Ну а потом можно будет подумать и о подготовке сборника казачьих песен, записанных Валерием Сулаевым в Невинномысске. Напомним, истоки города – в станице, основанной в окрестностях Невинного мыса в далеком 1825 году.

Александр МАЩЕНКО