Возвращайся, любимый: Встреча ставропольских супругов в партизанском отряде
Когда в Александровском музеевед Надежда Галкина рассказала мне эту историю, я долго не хотела верить в ее реальность. Во время Великой Отечественной войны женщина поехала увидеться со своим мужем, который воевал в партизанском отряде. И увиделась! Такова была сила этой любви – светлой, чистой, крепкой, что знакомые и незнакомые сделали все, чтобы любимые увиделись.
В предвоенные годы Григорий Васильевич и Любовь Николаевна Барановы жили в селе Александровском. Он работал директором сельхозшколы, она - учителем начальных классов. Жили душа в душу. В их небольшой квартире было тепло и уютно. В любви и внимании подрастали двое сыновей – Владимир и Валерий…
В июне сорок первого все в одночасье рухнуло. В сентябре 1941 года Григория Баранова призвали в Красную армию. Он стал военным комиссаром 189-го кавполка. Любовь писала мужу на фронт, рассказывала, что дома все хорошо…
От него приходили теплые, ласковые письма. «…Любимая, я под настроением нашего 8 марта. Ведь скоро будет семь лет, как мы соединили свои судьбы, правда, «стервятники и сволочи» беспокоят, но это все временно… 24 февраля 1942 года». Затем писем не стало. Любовь получила извещение о гибели мужа. Трудно передать, как она переживала это горе…
А в 1943 году снова пришла весточка от Григория. Жив. Находится в партизанском отряде в Белоруссии. И она, несмотря на военное время, опасности и огромный риск, отправляется к мужу. Лесными тропами, болотами партизаны провели ее в расположение бригады. Помогали и просто хорошие люди. И встреча супругов состоялась.
Надежда узнала, что в 1942 году кавалерийский полк, в котором Григорий был комиссаром, под Харьковом попал в окружение. В тяжелых боях с врагом все боеприпасы были израсходованы. Не хватало продуктов. Изнуренные непрерывными атаками солдаты и командиры сражались из последних сил, стараясь разорвать кольцо окружения. Многие погибли. Часть бойцов, совершенно обессиленных, в том числе и Г. Баранов, была захвачена в плен. Ему удалось бежать…
Встреча с любимым была недолгой. Вернувшись домой, Надежда продолжала работать, растить детей. От мужа приходили письма с надеждой на встречу: «…как закрываю глаза, представляю себе всю обстановку квартиры, как вы собираетесь за столом и пишите родному папке. Как хочется ближе быть к вам… Просто не хочется освобождаться от этой мечты…». «…Ты, Любаша, будь спокойна и уверена, вернее, надо быть уверенной, что мы еще увидимся. И наверняка! Конечно, судьба может быть суровой, но на то война…»
С весны 1944 года письма перестали приходить, а как ждала их Любаша. Окончилась война, а весточки все не было. Любовь начала искать мужа. Обращалась в партархив института истории партии при ЦК КПБ, написала письмо на имя «всесоюзного старосты» Михаила Калинина. В ответе из партархива были указаны сведения о муже до 5 марта 1944 года. О его дальнейшей судьбе она узнала из переписки с бывшими партизанами Белоруссии.
Вот что сообщил ей воевавший с Григорием Барановым А. Черкашин: «…Летом 1943 года из лагеря в Смоленском районе Минской области совершила побег группа военнопленных. В ближайшем лесу их встретили партизаны отряда «Буря». В штабе бригады Григорий Васильевич попросил: «Дайте самое трудное задание, хочу уничтожать проклятых фашистов». Нагнувшись, он снял с правой ноги ботинок и извлек из-под стельки аккуратно завернутый в платок партийный билет № 2018456. Комбриг П.Г. Лопатин удивился: «Не помню, чтобы из плена к нам приходили с партийным билетом. Это большой риск».
В партизанском отряде Григорий Баранов был политруком. Неоднократно водил партизан на боевые задания и показывал пример героизма и мужества. Работал в редакции бригадных газет «Красный партизан» и «Большевистская правда». Об этом рассказал в своей книге «Люди высокого долга» бывший партизан Р. Магульский.
Лето 1944 года для белорусских партизан было особенно трудным. Велись изнурительные бои. Как комиссар Григорий был всегда впереди. В одной из партизанских атак в лесном болотистом массиве Палик он погиб. Похоронили Г. Баранова в братской партизанской могиле в деревне Будиничи.
А дома его продолжала ждать Любовь. Закончилась война, она вырастила и воспитала сыновей, выполнив завет мужа. Владимир стал ведущим инженером одного из проектных институтов, а Валерий – доктором физико-математических наук. Да и работа была ей в удовольствие: скольких детишек она научила читать и писать.
- В Александровском историко-краеведческом музее всегда проводилась огромная работа с участниками войны, - вспоминает Надежда Галкина. Частым гостем в музее была и Любовь Николаевна Баранова. По-учительски строго одета, аккуратно причесана, она и в старости оставалась красавицей. Ее глаза светились, когда она рассказывала о Григории Васильевиче. А потом спешила домой, ведь ее до конца жизни не покидала мысль: вдруг снова произошла ошибка, и ее единственный, любимый вернулся и ждет ее...