19:47, 14 апреля 2020 года

«Живой город – здоровый город»: С ветерком и без смога

«Для отпора всем вирусам укрепляем здоровье». Таков один из основополагающих тезисов учредителей Национальной инициативы «Живой город – здоровый город». Не случайно в центре эмблемы этого общественного движения, отображающей представление учредителей о живом постэпидемическом городе, изображены велосипедисты. Движение на велосипедах позволяет решить сразу две основополагающие задачи: избежать скопления людей в общественном транспорте и укрепить здоровье.

О том, как приобщить к здоровому образу жизни горожан и сохранить на курорте свежий воздух, я беседую с одним из лидеров интернет-сообщества «Велокисловодск» 30-летним инженером-строителем Романом Мираковым.

-Когда и как ты подружился с велосипедом?

- Серьезно увлекся в студенческие годы, когда подрабатывал в пункте проката регулировкой велосипедов. Сейчас на пару с товарищем держим собственный велопрокат. По интернету списываемся с любителями путешествий и спортсменами, которым неохота через всю страну тащить на Кавминводы свои велосипеды. Здесь мы им не только предоставляем по весьма доступной цене качественные аппараты, но и рассказываем о самых интересных маршрутах.

- Насколько окрестности Кисловодска подходят для езды на велосипеде?

- Вокруг города словно специально для велосипедистов природа создала множество прекрасных маршрутов. Причем на любой вкус и для любого уровня подготовки. Так, по ущелью реки Ольховки можно без особых усилий, с привалом у знаменитой Лермонтовской скалы, прокатиться до поселка Нарзанного. Покатушка по улице Донской вдоль ущелья реки Кабардинки тоже доставит удовольствие любителю активного отдыха. Так же, как и маршруты вдоль Березовского и Аликоновского ущелий.

А хорошо тренированные велосипедисты умудряются за один день смотаться в Долину Нарзанов или на гору Бермамыт и вернуться в город. Для тех же, кто любит путешествовать с ночевками в палатке, отлично подойдет маршрут из Кисловодска до урочища Джилы-Су.

- О том, что автомобиль - главный враг окруженного горами Кисловодска, экологи говорят с середины прошлого столетия. Но ограничить въезд в город-курорт не удалось, массово внедрить электромобили тоже. Может ли экологически чистый велосипед потеснить автомобили как городской вид транспорта?

- Кисловодск – очень рельефный город. Здесь много крутых подъемов и спусков. Это не только неудобство, но и изюминка – на кисловодских улицах сполна может раскрыть себя горный велосипед. Вместе с тем есть маршруты, вполне комфортные для езды на любом велосипеде.

Чтобы люди массово пересели с автомобилей на двухколесный транспорт, надо лишь соответствующим образом обустроить городскую инфраструктуру и принять некоторые организационные решения.

- Как именно следует подготовить инфраструктуру для велосипедистов?

- Первым делом желательно возле каждого учреждения, супермаркета, в каждой зоне отдыха установить велопарковки. Чтобы владелец не переживал за своего двухколесного друга. Пока в Кисловодске этого нет. Также для комфортного движения на велосипедах и самокатах в городе-курорте, по моим подсчетам, нужно сделать около 500 плавных съездов с бордюров.

Недавно меня пригласили в Ставрополь на форум по развитию велодвижения. Там много интересного рассказал парень из Минска. Например, у них возле многоквартирных зданий устанавливают охраняемые «велодома». Также в столице Белоруссии есть бульвар, который пересекает почти весь город. Когда на нем разметили велодорожку, значительно больше минчан стали передвигаться по городу на велосипедах. В Кисловодске аналогичную роль мог бы сыграть проспект Победы…

- Но пока в городе-курорте наблюдается обратная тенденция. На Курортном бульваре, где всегда свободно ездили велосипедисты, установили знак «Движение на велосипедах запрещено»…

- Я знаю, что некоторые отдыхающие жаловались в местную администрацию, будто бы велосипедисты мешают им спокойно гулять по бульвару. Но эту проблему можно было решить и без запретов. Ширина бульвара вполне позволяет без ущерба для пешеходов проложить там велодорожку.

А вот на других улицах города, в том числе и на самой широкой, проспекте Победы, выделять на тротуаре отдельную полосу для движения велосипедистов, на мой взгляд, не стоит. Это породит законное недовольство пешеходов – во многих местах будет тесновато. Однако и ездить на велосипеде по нашим дорогам опасно…

Оптимальный для Кисловодска вариант предусмотрен действующими Правилами дорожного движения. В условиях, когда на тротуаре нет выделенной для велосипедистов полосы и нет возможности беспрепятственно двигаться по дороге в метре от обочины, допустимо на достаточно широком тротуаре установить знак «Велопешеходная дорожка» или нанести соответствующую разметку. По этой дорожке пешеходы и велосипедисты передвигаются как им удобно. Надо лишь соблюдать ограничение скорости и быть взаимно вежливыми.

Из собственного опыта знаю, что достаточно попросить идущих по тротуару людей: «Будьте добры, пожалуйста, пропустите велосипед», и никакого недовольства или конфликтов не возникает. Когда же мне хочется промчаться наравне или даже быстрее автомобилей, я выезжаю на дорогу и гоню что есть мочи. Но это уже на свой страх и риск.

- Можно изменить инфраструктуру и правила движения. Но как изменить сознание людей? Как убедить кисловодчан, что ездить на велосипеде полезно и для здоровья, и для города-курорта?

- Приучать к тому, что велосипед - самое удобное средство передвижения в городе, надо с детства. Прежде велопарковка была только возле школы № 2. Там ставит свой велосипед и преподавательница физкультуры, и ребята. Я недавно сварил несколько велопарковок и раздал по школам. Надеюсь, это подтолкнет преподавателей и школьников пользоваться велосипедами. При этом, конечно же, нужно для каждого ребенка разработать маршрут безопасного передвижения на велосипеде от дома до школы.

- Однако и тогда останется определенная часть взрослых и подростков, которые предпочтут поездку на машине или в автобусе, чтобы физически не напрягаться, не потеть. Какую альтернативу можно предложить им?

- Электросамокат и электровелосипед. Мой сынишка постоянно гоняет на электросамокате. Одной зарядки достаточно, чтобы проехать по улицам города 30 километров. Без проблем можно оснастить электрическим двигателем практически каждый велосипед. Я сам недавно купил в Пятигорске и установил на свой велосипед электродвигатель, переключатель и специальную трещетку, позволяющую двигаться как с помощью мотора, так и крутить педали, как обычно.

От редакции: Жизнь, конечно, продолжится и после пандемии. И все озвученные вопросы актуальны. Однако не забудьте об ограничительных мерах. Пока сидим дома!