13:31, 2 апреля 2020 года

В Ставропольском театре представлена премьера спектакля «Ночные забавы»

На сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков представил премьеру — спектакль «Ночные забавы» по сценарию известного кинорежиссера Виктора Мережко, чей одноименный фильм 1991 года, возможно, еще помнят некоторые зрители постарше.

А если копнуть глубже, то еще за десять лет до фильма пьеса уже шла в некоторых театрах СССР. В ту давнюю пору автор, говорят, обозначил жанр произведения как анекдот. Поскромничал. Потому что вообще-то перед нами самая настоящая психологическая драма (в программке, правда, она названа просто мелодрамой), хоть и облаченная в одежды некоторого комикования. Именно этот характер пьесы как нельзя лучше вписывается в творческое кредо и самого театра драмы, и режиссера-постановщика. Ведь ставропольский зритель хорошо знает: у В. Бирюкова комедия никогда не является только комедией, она всегда наполнена яркими характерами, насыщена глубокими смысловыми, нравственными подтекстами. Да и в целом не в традиции театра просто веселить публику. Так что легкое с виду словечко «забавы» в названии не то чтобы не отражает фабулу (оно, как известно, означает потеху, шутку, развлечение), но в нем желательно разглядеть нечто более весомое. Определение «ночные», ясное дело, добавляют перцу и пикантности, тем не менее, даже будучи ночными, эти забавы куда как не забавны… В чем постепенно, по ходу спектакля разбираются все участники — и на сцене, и в зале.

Вот так сошлись (и удачно) хорошая драматургия, творческая позиция постановщика и последовательно сохраняемый стиль театра в целом. Почему Валентин Бирюков вдруг вспомнил эту пьесу и решил ее «оживить»? А это ему присуще: вернул же он не так давно в репертуар «Семейную кадриль», шедшую в Ставрополе за двадцать лет до того, сыгранную теперь уже актерами новых поколений. И хорошо забытая лирическая комедия вновь пришлась по душе многим. Обращение к старому репертуару — не редкость в жизни театра. К примеру, сколько видела и увидит в будущем сцена все новых постановок Чехова или Шекспира? Однако дело тут не только в смене зрительских и актерских поколений, конечно. Несомненно, режиссер этим обращением к классике явно хочет донести до современников собственные новые мысли, ощущения, переживания. Он с помощью своего индивидуального «творческого кода» расшифровывает эти мысли, причем делает это в своем симпатичном духе — эмоционально, эффектно, интригующе.

А чего ж еще тогда и желать зрителю?! Разве только столь же приятной встречи с хорошими артистами. И они — тут! Причем, совсем небольшой исполнительский ансамбль — всего пять человек — не даст вам скучать ни минуты, даже с учетом того, что все происходит в ограниченном пространстве одной-единственной квартиры. На этом довольно тесном территориальном пятачке каждый персонаж на виду, тут практически нет эпизодических ролей. Что вдвойне радует актеров, поставленных в равные творческие условия: каждому остается лишь «подать» своего героя. Всего-то… Но при этом надо выдержать планку, задаваемую партнерами! Как в ансамбле музыкальном никому нельзя брать фальшивых нот, так и в спектакле всё и все живут в едином ритме.

Очень интересные характеры в этом спектакле достались заслуженному артисту России Александру Ростову, почетному деятелю искусств СК Игорю Барташу, артистам Владимиру Петренко и Оксане Винниковой. Столкновения этих характеров происходят в ситуации вроде бы простенькой бытовухи, банального до тошноты адюльтера. И именно в таких разборках безжалостно точно и неожиданно обнажается суть каждого персонажа! Любитель гульнуть и подурачиться, ресторанный музыкант Владимира Петренко постепенно обретает черты едва ли не трагические. Он подчеркнуто уничижительно именует себя «лабухом», с удовольствием пускается в подвернувшуюся под руку авантюру, хохмит напропалую, а в конце концов оказывается едва ли не самым человечным среди всех остальных. И наоборот, весьма приличный, крепко устроенный в жизни персонаж Александра Ростова претерпевает иного рода преображение: обманутый муж поначалу вызывает даже некоторое сочувствие, но к финалу ощущаешь почти омерзение… Пронзительная сцена унижения его перед высокопоставленным любовником жены — апофеоз низости и того, и другого. Неверная супруга в исполнении Оксаны Винниковой - априори персонаж, разумеется, отрицательный, но актрисе удается выстроить психологически непростой образ героини, запутавшейся между правдой и ложью и уже почти не различающей эти понятия… У Игоря Барташа задача с виду проще — изобразить хамоватого любовника, с чем артист успешно справляется, выводя при этом своего героя на этакий подиум нравственного позора, коего он то ли не чувствует, то ли не желает признавать… В общем, компания подобралась любопытная.

Отдельно хочется сказать об исполнительнице фактически главной роли — юной Дарье Симанкиной. Совсем недавно вставшую на профессиональный актерский путь девушку нам открыл режиссер В. Бирюков, смело доверивший ей основную линию всего спектакля. Успевшие увидеть эту работу профессионалы заговорили о том, что в Ставропольском театре «родилась молодая героиня», и с ними нельзя не согласиться. При том что начинающие дарования опасно бывает перехвалить, как можно не видеть всей искренности и самоотверженности исполнительницы?! Дарья не просто привлекает внимание зала новизной актерского лица, она успешно держит динамику напряжения образа юной Ольги — непримиримой воительницы с нечистоплотностью окружающих ее чувств. Юная душа бьется в тисках невыносимого вранья, находя хоть какую-то опору в абсолютно чужом ей человеке с улицы. Этому чудаковатому «лабуху» оказалось возможным просто выговориться и быть услышанной… Будем надеяться, ставропольская сцена действительно обрела новую интересную актрису, которой можно только пожелать идти дальше. Задача театра — поддержать талант и удержать его, помочь творческому развитию.

В чем спектакль полностью соответствует обозначенному жанру, так это в своей подчеркнутой музыкальности. Практически действующим лицом становится музыкант, не покидающий сцену в течение всего действа. Саксофон здесь не просто милая озвучка происходящего, но и этакое параллельное воплощение одного из героев — того самого ресторанного «лабуха». Саксофонист, изредка выдвигающийся на авансцену, а в основном находящийся где-то на вторых планах, - с одной стороны, второе «я» «лабуха», с другой - этакий камертон, периодически настраивающий эпизоды спектакля на нужную волну. При всей своей ненавязчивой удаленности он поразительно расширяет образность спектакля в целом, придавая ему новую значительность, потаенную лиричность. Он словно напоминает каждому из нас: и в тебе есть музыка… Студент Ставропольского колледжа искусств Назарий Амалов отлично справился со своей задачей, он не просто вписался в актерский ансамбль спектакля, но и выступает здесь как вполне равноправный исполнитель, без которого все действо просто утратило бы свой мелодичный колорит. А мы еще раз имеем возможность убедиться, какое это волшебное средство — живая музыка.

Выпущенный в непростое время спектакль, конечно же, еще обретет своего зрителя. Какие бы вирусы ни бушевали, им рано или поздно приходит конец, и жизнь пойдет дальше, и театральный зал все рано наполнится публикой. Недаром даже в дни карантина режиссерская мысль работает над новыми замыслами. Анекдот, который родился на фоне вируса, еще внесет в наши дни и здоровый — непобедимый! — «вирус» настоящего искусства.