Посмертная книга ветерана Великой Отечественной Алексея Цыбина вышла в свет в Невинномысске
В Невинномысске вышла в свет уникальная книга, написанная участником Великой Отечественной войны, ветераном пограничной службы, полковником в отставке Алексеем Константиновичем Цыбиным. Это своеобразное завещание защитника Родины, умершего 25 сентября 2018 года. Над рукописью «Вечного зова» (так называется книга) автор работал в последние месяцы и дни своей жизни.
Этот труд воина-пограничника является восьмым томом его воспоминаний. «Вечный зов» подвел своеобразную черту в писательской деятельности стража рубежей Отчизны. Алексею Константиновичу, бывшему свидетелем крутых переломов истории, непосредственным участником судьбоносных событий, было о чем рассказать. Уникальна сама биография автора. Родился Алексей Цыбин 27 января 1922 года, в многодетной семье крестьянина-кустаря, в деревне Крестелиха Нижегородской губернии. С огромной теплотой пишет автор в «Вечном зове» о своей малой родине. В то время нижегородский край был землей хлебопашцев (крестьяне сеяли рожь, овес, гречиху, лен) и ремесленников. Среди которых особенно много было кожевенников.
А еще помогал нижегородцам лес. Он, как вспоминает Алексей Цыбин, особенно выручал в голодное время: давал грибы, ягоды (землянику, бруснику), мешками собирали жители Крестелихи лесной орех. Ну а древесина шла на постройку домов, хозяйственных строений и т.д. В то же время, к лесу относились селяне бережно. Так, после порубок никоим образом не трогали молодую поросль, что появлялась со временем из оставшихся пней. Так восстановление чащ шло быстрее.
Но вернемся к герою нашего рассказа. Леша был последним, седьмым ребенком в семье. Исполнилось ему всего 15 годков, когда умер отец. Братья подались в город на заработки и главой фамилии, по сути, стал сам Алексей. Справлялся с хозяйством, был опорой матери и сестрам. Уже тогда понял: в любой, самой сложной ситуации руки опускать нельзя! Да и мир был не без добрых людей: жили обитатели Крестелихи и близлежащих деревень дружно.
После окончания школы тридцать лет жизни Алексея Цыбина было связано с армией. Хотя сам думал, что отслужит три года «срочную» и станет, после окончания вуза, учителем математики. Еще до войны герой нашего рассказа был призван в пограничные войска - на советско-финскую границу. В июне 1941 года, через несколько дней после начала Великой Отечественной, Алексея Цыбина направили в военно-пограничное училище имени С. Кирова в Орджоникидзе.
А в начале 1942 года новоиспеченного лейтенанта, прошедшего ускоренный курс обучения, направили в Азербайджанский пограничный округ: первоначально в Пришибский отряд, а затем в город Куба. Здесь формировался 129 погранполк, в котором он принял пулемётный взвод, а затем стал заместителем командира 9-й стрелковой роты. После завершения формирования полк перебросили в район Махачкалы для охраны тыла действующей армии. В марте 1943 года Алексея Константиновича перевели в Забайкалье, затем на Дальний Восток. Боевые тревоги, преследование и задержание нарушителей, проникавших с сопредельной стороны - таковыми были будни стражей рубежей Отчизны. Позднее историки подсчитали: на Дальневосточной и Забайкальской границе всего в годы войны было обезврежено более трех тысяч японских диверсантов.
Последние использовали и такой метод. На пограничные дороги, а зимой к прорубям в Амуре, по которому проходил рубеж, агенты подкидывали «гостинцы». В набор входил пропагандистский журнал с описанием «красивой» жизни в Манчжоу-Го, краюха хлеба, одна-две пачки сахара, круг колбасы, бутылка водки. Расчет был такой: авось кто из советских людей Приамурья клюнет на приманку, изменит Родине, перейдет на ту сторону, и, попав в руки разведки, превратится в шпиона или диверсанта. Надо ли говорить, что потуги японцев были напрасными. О подобных находках местные жители незамедлительно сообщали в пограничное ведомство. Более того, местные деды-охотники (их сыновья, само собой, воевали на фронте), знающие в тайге каждую тропку, помогли пограничникам обнаружить и обезвредить многих и многих японских лазутчиков.
Довелось Алексею Цыбину принять непосредственное участие в боях против Японии. Штурмовая группа заставы под его командованием после полуночи 9 августа 1945 года в ливень преодолела Амур, атаковала японский пограничный пост, разгромила подразделение врага, захватила причальные сооружения. Дерзкая операция обеспечила беспрепятственное форсирование реки советскими войсками и их стремительное наступление вглубь Манчжурии.
Чита, Хабаровск, ГДР (здесь был назначен советником в народную полицию страны), Ленкоранский пограничный отряд - везде о себе Алексей Константинович оставил добрую память. Ну а для него было важно, что дома его ждет надежный тыл - супруга Лидия (с ней в мире и согласии прожили 64 года), сыновья - Владимир и Сергей.
Что касаемо писательской стези, то, еще будучи начальником Ленкоранского пограничного отряда (конец 60-х годов), Алексей Цыбин часто выступал на страницах пограничной прессы. Выйдя же в отставку, не сразу, но все же решил поделиться пережитым через свои книги. Их названия говорят сами за себя: «На границе», «Мои воспоминания (эпизоды из жизни и службы)». «Мой взгляд», «Наша Родина-Россия», «Невинномысские зори», «Мы - пограничники», «Пережитое».
Труды ветерана повествуют не только о войне, о службе в армии. Они - о жизни. Почему ни один ворог не смог покорить Росиию? Такой вопрос задает воин Великой Отечественной. И сам же отвечает: наша сила - в единстве, в умении сплотиться в трудную годину. Приводит Алексей Цыбин, казалось бы, частный пример из детства. Жили деревенские ребята в Крестелихе голодно, но стремились поделиться с приятелями краюхой хлеба, смазанного льняным маслом и посыпанного грубой солью. Так и на фронте: воины делились последней краюхой с товарищем, а надо - жизнь отдавали за други своя.
Книги свои Алексей Константинович, бывший частым гостем в школах, колледжах, вузах, адресовал в первую очередь молодежи. Новому поколению ветеран завещал любить Родину, хорошо учиться, помогать тем, кто попал в беду, быть трудолюбивыми. Самого Алексея Цыбина можно назвать великим тружеником. Посудите сами: самая первая его книга вышла накануне девяностолетия автора. Казалось бы, не до писательства тут, возраст! Ведь дело это сложное, отнимающее много времени, сил и здоровья. Но ветеран легких путей никогда не искал, до последних своих дней был в строю.
Сбор сведений о тех или иных исторических событиях, переписка с товарищами по службе, земляками (в поисках необходимой информации), подбор иллюстраций - это лишь часть проделанной огромной работы. И успевал ведь ветеран-пограничник вести одновременно большую общественную деятельность. В Невинномысске редко какое мероприятие военно-патриотической направленности обходилось без его участия. Также он был одним из инициаторов установки в городе памятного знака в честь 100-летия погранвойск России. Не зря на пограничном столбе (является одним из элементов мемориала) есть цифра «44». В погранотряде с таким номером долгое время служил герой нашего рассказа.
Алексей Цыбин награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Японией», «За отличие в охране государственной границы СССР» и другими. А еще наградой ему служит память людская. С какой теплотой говорили о ветеране на презентации его последней книги все, кто знал Алексея Константиновича! В зале Невинномысского индустриального колледжа собрались друзья, родственники, близкие, представители Ставропольского краевого регионального отделения «Российского совета ветеранов пограничной службы». Дали слово и студентам колледжа. А ранее им доверили перевод рукописи будущей книги ветерана в электронный вид.
При жизни Алексея Константиновича встречи с ним, устраиваемые по особым случаям, заканчивались выступлением ансамбля «Пограничник Кавказа». Не стали отступать от традиции и в этот раз…