Новые формулы ароматов в Ставрополе создаёт парфюмер Олеся Кукушкина
В краевой столице создаются новые формулы ароматов. Парфюмер Олеся Кукушкина научилась этому ремеслу во Франции и теперь радует девушек Юга России флакончиками с эксклюзивными ароматическими жидкостями. Об особенностях редкой для нашего региона профессии с ней поговорила корреспондент «СП».
- Олеся, как живется парфюмеру в провинции? И как вообще пришло в голову заниматься здесь этим ремеслом?
- Чтобы заниматься тем, что нравится, нужно быть достаточно смелым, готовым к тому, что придется пробиваться, искать свою нишу. Моя профессия не такая распространенная, как другие, и здесь даже нет готовой модели бизнеса, на которую можно посмотреть и сделать так же. Да, в России наконец-то стали появляться забытые после революции специальности, но у всех этих ремесел пока нет твердой поддержи, почвы под ногами. И, тем не менее, одним парфюмером на всю страну мы уже не ограничиваемся. Когда я начинала работать, а это около пяти лет назад, в России их было уже человек двадцать, сейчас больше.
- Сейчас многие читатели могут вдохновиться вашей профессией. Скажите, а как стать парфюмером?
- Я всегда была уверена, что мне это нравится. С детства. То есть я знала, как пахнет тот или иной уголок: например сыростью и гиацинтом… Я его могла сложить с запахом, который был у бабушки дома, и получалось в воображении что-то новое. Я думала, что все могут «складывать» разные запахи и понимать, какой получится в итоге, что все дети так играют. И не догадывалась, что это, оказывается, особенность мозга. Если я не запоминаю ни одной цифры, то запахи я помню и чувствую все. Вот говорят: «человек-нос», а на самом деле нос сам по себе ничего не значит. Восприятие аромата у всех разное, но чем отличается парфюмер от непарфюмеров? Как раз-таки возможностью слышать запахи везде и уметь воспроизвести именно тот запах, который нужен. Этому трудно научить. Парфюмерная школа может дать только знания, характерные для химиков-лаборантов в косметической отрасли. А вот чтобы создать аромат, нужно листать в памяти все запахи-ароматы, которые есть, и выбрать компоненты, чтобы получилось то, что я слышу, чувствую.
- Как происходит процесс создания аромата?
- Чтобы создать что-то новое, нужно, во-первых, поймать задумку. Я сначала выбираю историю, о которой хочу рассказать. Вот, к примеру, хочу о временах барокко поведать, и я это глубоко изучаю: много читаю, вдохновляюсь, смотрю работы дизайнеров, которые работают в этом стиле. После пишу краткую историю аромата. И только следующим этапом начинаю ждать волну вдохновения, во время которой понимаю, каким этот запах должен быть. Тогда я уже быстро записываю компоненты, которые могла бы для этого использовать. Причем сразу же указываю пропорции. Через какое-то время возвращаюсь, перепроверяю формулу и впервые ее собираю, слушаю, что получилось. Если нужно, вношу коррективы. Потом аромат должен созреть. Только после этого я на сто процентов буду уверена в том, правильно ли я собрала композицию. Это зависит от того, как душистое вещество повело себя в конкретном соседстве с другими.
- Даже роза может звучать по-разному?
- Да, вот недавно создавала парные ароматы для супругов. И собирала их полностью из одинаковых компонентов. Но у жены это элегантность и женственность. А мужской - ударный, брутальный. Если взять эти два флакона, то никогда не скажешь, что они собраны по одинаковым нотам. Они вообще разные! Играли роль пропорции различных веществ.
- Можно ли произвести конкретное желаемое впечатление на людей благодаря ароматам? Много об афродизиаках говорят...
- Не всегда человек хочет показать самого себя. Но первым в парфюмерном гардеробе должен быть аромат именно про себя, настоящего. А вот с помощью аромамаски можно преподнести себя в другом амплуа. Если говорить о бизнес-аромате женщины, то он должен подчеркивать статус, и мы его будем строить по принципу жестких нот: древесных, амбровых, агрессивных брутальных цветов. Компоненты должны быть в едином звучании, не быть крикливыми. У творческого человека допустимо, чтобы ноты открывались постепенно. А такого универсального средства, как «а-ля афродизиак» не существует. Мускус, да, имеет какое-то такое свойство. Но это на самом деле фиксатор, который используется в аромате. Если послушать мускус в чистом виде, то вам точно не понравится. Это вещество, произведенное из желез животных. Его достаточно затруднительно вдыхать, композиция должна быть грамотно составлена, чтобы он гармонично и неслышно подыгрывал в тон настроению.
- Может что-то другое в качестве фиксатора использоваться? Если не использовать фиксатор, то аромат сразу же улетучится?
- Да, это могут быть древесные ноты. Тут такой момент… Нельзя сказать, что стойкость - показатель качества парфюма. Иногда ему нужно быть как легкое дуновение ветерка. Вот у ароматов для офиса нет задачи быть стойким. Предположим, что нам нужен легкий цитрусовый фреш, аромат для круизов, для путешествий — он тоже легкий. А есть духи для театра, меха, кожи — они густые, стойкие, бархатные. В любом случае, соблюдение парфюмерного этикета первостепенно. Мне, например, не очень нравится находиться в самолете рядом с надушившейся барышней, которая не бережет чувства других...
6 марта 2020 года