© Фото: Александр МАЩЕНКО

Смелый, дерзкий, в чем-то даже по-хорошему провокационный – таких эпитетов достоин необычный эксперимент, результаты которого в эти дни может видеть любой житель Невинномысска. Нужно лишь стать посетителем выставки, работающей в стенах Невинномысского государственного гуманитарно-технического института.

В светлых, насыщенных особой энергетикой залах представлены работы художников, входящих в творческое объединение «Палитра». А в чем же необычность выставки? Дело в том, что здесь главным объектом всех творений является… обыкновенное яйцо. Впрочем, как становится ясно после просмотра экспозиции, обыкновенно оно лишь в качестве одного из составляющих традиционного завтрака. Но не как объект особого, философского осмысления.

Вспомним, с древнейших времен яйцо символизирует переход из небытия в бытие, возрождение природы, возникновение жизни в первозданной пустоте. Неудивительно, что примерно год назад, когда у «палитровцев» родилась дерзкая идея, они сами высказали такое опасение: удастся ли не «замылить» тему, сделать ее раскрытие по-настоящему интересным?

© Фото: Александр МАЩЕНКО

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Удалось! Проходящая выставка – не из разряда тех, которые просматриваешь, как говорится, скользящим взглядом. Меня, к примеру, ожидало множество открытий. Например, такое: в залах представлено более сорока работ, но нет ничего, даже отдаленно похожего на повтор. Смысловой, цветовой, настроенческий – да какой хотите!

…Надолго останавливаюсь у картины Дмитрия Акулова «Хрупкий мир». Мрачный, темный, пост-апокалиптический мегаполис. Произошло что-то страшное, возможно, непоправимое. Но маленьким кусочком чуда выглядит на общем фоне… обычное белое яйцо. Здесь оно – символ надежды, символ мира, которым заканчиваются все войны.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

А вот картина иного плана. Называется она «Сестры». Автору, Ирине Плетневой, удалось мастерски передать атмосферу предпасхального дня, когда православные красят яйца, являющиеся одним из символов праздника. Кстати, сама картина многомерна. На стене изображенной комнаты висит икона в честь Святой Марии Магдалины. Этот отсыл неслучаен. Многие знают: сам обычай крашения яиц в канун главнейшего праздника связан с преданием, согласно которому Мария Магдалина пришла с проповедью к римскому императору Тиберию. Тот в ответ на поднесение женщиной дара – куриного яйца отметил, в ответ на возглас «Христос Воскресе!», что как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. И тут случилось чудо: яйцо окрасилось в алый цвет.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Представлена на выставке и сама икона, написанная в честь Марии Магдалины. Ее автор также Ирина Плетнева. И вот о чем нельзя не упомянуть: при создании этого образа использовалась техника древнерусских иконописцев – темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов. При изготовлении специального состава обязательно используется яичный желток либо смесь желтка с вареным маслом или масляным лаком.

Никак нельзя обойти вниманием работу Олеси Масленниковой «Цвет жизни». Вроде бы ничего необычного на картине не изображено. Здесь лежащие на полках яйца различных видов птиц. Но этот прием (сопоставления, сравнения) заставляет нас задуматься над невообразимым разнообразием жизни, неисчислимыми проявлениями бытия.

На выставке представлены не только картины. «Яичный вихрь» – так называется коллекция одежды от Светланы Акуловой. Здесь никакой искусственности: и в прямом и в переносном смысле слова. Ни грамма нет вычурной «кутюрности» – и это хорошо! Зато от одеяний веет авторской энергетикой. Чувствуешь, что каждое волоконце прошло через руки художника, ведь в качестве материала использована валяная шерсть.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

Не пройдешь и мимо керамики Елены Салминой. У обычной глины своя, очищающая энергетика. Она притягивает к работам пристальный взгляд, который буквально лечат сочные, яркие краски творений мастера.

Что хотелось бы сказать в заключение? «Я художник, я так вижу!». Над этой известной фразой у нас почему-то принято иронизировать. На самом деле, настоящее произведение искусства без авторского взгляда немыслимо. Это еще раз доказывает проходящая в Невинномысске выставка.

Александр МАЩЕНКО

Раньше было яйцо / Газета «Ставропольская правда» / 28 февраля 2020 г.