В Ставрополе будет зарезервирован участок земли для возможной реализации проекта строительства дорожной развязки на пересечении улицы Ленина и проспекта Кулакова. Таков итог публичных слушаний, прошедших в горадминистрации.

Горожане хорошо представляют, что творится на Ленина – Кулакова по будням в часы пик: в силу сложившихся обстоятельств это один из самых востребованных, а потому и загруженных перекрестков. И именно развязка в перспективе видится одним из наиболее эффективных вариантов снижения транспортной напряженности, лишь нарастающей с каждым годом. Тем более что бремя финансирования проекта, практически непосильное для бюджета города и края, пока готова взять на себя федеральная казна и, по официальным данным, выделить несколько миллиардов рублей.

Дан старт

Надо сказать, что эта идея в Ставрополе активно обсуждается уже далеко не первый месяц. И при наличии скептиков все это время она не вызывала явных возмущений и острых дискуссий. Был заметен, скорее, интерес и любопытство общественности – вообще решатся ли городские власти на проект и как потом будут справляться со столь непростой задачей. Что и подтвердилось на упомянутых публичных слушаниях, которые, к слову, оказались многолюдными и сопровождались онлайн-трансляцией.

Без эмоциональных обсуждений не обошлось – не по всем позициям у людей остается единое мнение. Собственно, для того чтобы услышать всех, и используется формат публичного разговора. Тем не менее подавляющее большинство его участников высказалось за резервирование земельного участка, понимая важность этих действий на данном этапе.

Однако в интернет-пространстве последнюю неделю можно наблюдать несколько иную картину. Совершенно заурядному мероприятию, которое (так предусмотрено существующими процедурами!) лишь дает старт масштабным исследовательским и проектным работам, вдруг был приписан (хочется верить, что случайно) абсолютно искаженный смысл. Мол, голосовали люди только за красочную картинку, а познакомиться с проектом развязки им не дали…

Красная линия как гарант

Однако оставим в стороне предположения. Да и цитировать все-знающих диванных критиков – тоже дело крайне неблагодарное. «СП» вместе с экспертами попыталась разобраться, что именно ждет перекресток, ныне ежедневно парализуемый пробками.

Сразу скажем, что в ближайшее время, как ни странно, не изменится совершенно ничего. Принципиальный момент, подчеркивает заместитель главы администрации Ставрополя, руководитель комитета градостроительства Андрей Уваров, заключается в том, что на слушания вообще не выносился проект самого строительства развязки. И даже его разработка – это перспектива отнюдь не завтрашнего дня.

В публичном формате перед горожанами ставился вопрос лишь о красных линиях на перекрестке, в пределах которых впоследствии и будет проектироваться эта развязка. «По сути, это гарант того, что территория закрепляется под совершенно конкретное назначение и изменить его можно тоже только через такую процедуру, – объясняет А. Уваров. – А значит, вне зависимости от того, когда начнется строительство объекта, на отведенном под него участке не появятся другие сооружения или новые коммуникации. Подобная практика, основанная на выводах из опыта прошлых лет, сейчас является привычной для Ставрополя – именно так заблаговременно формируются участки под социальные объекты, прежде всего детские сады и школы. Это позволяет впоследствии предупредить какие-либо претензии от других лиц, возможно, также имеющих виды на те или иные участки». Так, кстати, строились и все новые автодороги в краевой столице – в том числе заметно разгрузившие юго-запад Ставрополя проспект Российский и новые участки на улице 45-я Параллель, между Доваторцев и Пирогова.

Лишь после «резервирования» логично переходить на следующий уровень и проводить исследования пассажиропотока и транспортной логистики, вести точечные расчеты и изучать потребность в переустройстве перегруженного перекрестка, говорит главный архитектор Ставрополя Михаил Рязанцев. «Только определившись с участком земли и границами предполагаемых работ, можно смотреть и анализировать, какой должна быть развязка, какие именно габариты и конфигурация позволят, с одной стороны, реально решить имеющиеся проблемы, с другой – не выйти за существующие размеры дорожного перекрестка», – рассказывает он. Подготовка займет немало времени.

Кстати, как прозвучало на публичных слушаниях, развязка на перекрестке Ленина – Кулакова, скорее всего, окажется в итоге компактнее и дешевле, чем ранее обсуждалось. Поначалу звучали мысли о трех уровнях, но сейчас специалисты видят более актуальным решение, чтобы сделать эстакаду через улицу Ленина и внутри построить кольцо с круговым движением.

При этом при любом проектном решении, подчеркивает М. Рязанцев, будут предусмотрены пешеходные переходы и велодорожки. И самое главное – этими красными линиями уже определено, что для целей строительства не будет изъят ни один квадратный сантиметр ботанического сада, сквера «афганцев» и сквера у памятника Ф. Кулакову. Это, по понятным причинам, вызывало беспокойство жителей Ставрополя.

На ошибках нужно учиться

Современная градостроительная документация, в случае ее своевременной актуализации, является «защитным каркасом» и как раз позволяет обеспечить гармоничное развитие города, избежать хаоса и стихийности, подчеркивает А. Уваров.

И здесь нелишне добавить, что многие наши читатели из краевого центра скорее всего помнят, как 10-15 лет назад многоэтажки вырастали посреди дворов типичных городских «панелек», нагло теснили детсады и школьные территории, а то и успешно отвоевывали кусочки городских лесов. Примерно та же история была с торгово-офисными строениями, которые запросто возводились на красных линиях или впритык к частным домишкам. А на все справедливые возмущения горожан местные власти, по большому счету, могли только беспомощно разводить руками: мол, посмотрите, по бумагам у застройщиков все в порядке…

Именно такие тупиковые ситуации и нужно всеми доступными по законодательству способами предупреждать, также утверждает одна из участниц публичных слушаний – известный в регионе и краевом центре архитектор Мира Голуб. Как проектировщик нескольких микрорайонов Ставрополя она хорошо знакома и с особенностями транспортной инфраструктуры города, на которую повлияло «лихолетье» девяностых. Хаотичная застройка «заковала» дорогу на улице Доваторцев, а удобная многополоска по улице Лермонтова в районе переулка Зеленого по той же причине сходится в узкое бутылочное горлышко, приводит показательные примеры М. Голуб.

И в пользу строительства развязки на Кулакова – Ленина добавляет еще один немаловажный аргумент. Развязка наряду с еще несколькими подобными дорожными узлами уже много лет значится в генплане города и сохраняется при его корректировках. «А это не пустой документ! Он фундаментальный, разрабатывается специалистами с расчетом не только на удовлетворение сиюминутных потребностей развития территории и ее жителей, но еще и на дальнюю перспективу. Профессионалы указывают потенциально напряженные места и дают рецепт, как их разгрузить», – поясняет архитектор.

«Пора понять, что автомобилистов в городе меньше не станет, и администрации нужно предвосхищать перспективы развития транспортной инфраструктуры, – добавляет Мира Голуб. – А тут мы получаем такой карт-бланш от главы государства, который настраивает всех на масштабное благоустройство, нацеливает на динамичное развитие жилищного строительства, улучшение демографии и повышение уровня жизни. И этот шанс нужно использовать, что и делает губернатор края, предпринимая все возможное, чтобы не упускать шансы привлечения федеральных средств на решение наболевших проблем региона».

Диалог впереди

Другой участник публичных слушаний по развязке, известный спортсмен и тренер, почетный гражданин города Ставрополя Василий Скакун, обращает внимание на другой немаловажный нюанс. Многие жители близлежащих кварталов высказываются за строительство, вполне осознавая, какими временными неудобствами грозит реализация проекта.

«И это понятно. Что лучше для них: когда поток машин интенсивно движется или когда они все стоят и газуют? Когда спокойно выезжаешь из своего двора или уже от подъезда становишься в пробку? – рассуждает В. Скакун. – Временные трудности типа необходимости объезда перекрестка на время строительства не должны пугать. Потому в своем выступлении на слушаниях я спросил крикунов – категоричных противников всех перемен: а есть ли смысл сопротивляться объективным вещам? Мы все равно придем к тому, что множество перекрестков в Ставрополе потребуют какой-то реанимации. Так лучше готовиться к этому заранее. Тем более, что в данном случае есть возможность воспользоваться федеральными деньгами. Не услышал ни одного здравого аргумента против…»

Зачем будоражить и вызывать какие-то беспочвенные протестные настроения, задается вопросом В. Скакун. Впрочем, тут же сам отвечает: «Это пиар определенным лицам, хорошо всем знакомым, видимо, в преддверии каких-то выборных кампаний хочется напомнить о себе, показать, что они некая политическая сила … За некоторых, признаюсь, было стыдно. Ведь речь-то идет не о партиях, а о бытовых нуждах города, о том, насколько комфортно мы дальше в нем будем жить».

Напоследок остается добавить, что все последующие действия на перекрестке Ленина – Кулакова, а особенно проект развязки, не будут «тайной за семью печатями». Власти намерены в диалоге обсуждать свои действия с горожанами, находить компромиссные решения. Пока видим, что слово они держат.

А в целом история, развернувшаяся вокруг еще даже незапроектированной развязки, заставляет вспомнить известное высказывание о том, как трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно если ее там нет… Однако, как ни странно, желающие попытать счастья в этой затее все равно находятся. И движет ими якобы не что иное, как забота об общественных интересах. И, к сожалению, остаются те, на кого этот древний трюк еще может производить впечатление…

Юлия ПЛАТОНОВА

Резерв на перспективу / Газета «Ставропольская правда» / 28 февраля 2020 г.