На Ставрополье начато практическое внедрение проекта «Бережливое правительство»
Ставрополье в числе ряда других российских регионов продолжает разбираться в тонкостях и настройках проекта «Бережливое правительство». У нас он был запущен по инициативе губернатора Владимира Владимирова в конце прошлого года и реализуется при методической поддержке госкорпорации «Росатом». Громких результатов на данном этапе ждать не стоит, однако выбранные в крае в качестве пилотов структуры уже отмечают некоторый эффект, который по идее будет только нарастать. Это как раз обстоятельно обсуждалось на совещании в правительстве края.
Если сказать коротко, суть проекта заключается во внедрении широко известных принципов бережливого производства в деятельность органов власти. Напомним, в основе этой философии – забота о физическом и эмоциональном здоровье людей и трепетное отношение к невосполнимому и потому самому ценному ресурсу – времени.
Что должна получить управленческая машина, и главное - все мы - «на выходе»? Совершенствование механизмов управления, значительную оптимизацию рабочих процессов и, конечно, снижение затрат – временных и материальных, что в комплексе будет работать на повышение конкурентоспособности региона и повышение качества жизни населения. Без экономического роста достичь этих целей весьма сложно, а без повышения производительности почти невозможен экономический рост, объяснил свою инициативу по запуску «Бережливого правительства» В. Владимиров.
Проще говоря, управленческие решения должны почти молниеносно внедряться в реальную жизнь, что, кстати, во многом зависит от того, насколько быстро будут передвигаться документы между ведомствами и кабинетами чиновников. «А главным результатом внедрения проекта должны стать простота и комфорт взаимодействия граждан с государственной системой», – обозначил глава региона. Житель края не должен замечать барьеров как в бытовых сервисах, так и при получении услуг, связанных с общением с государством.
Как уже ранее сообщала «СП», экспериментальными площадками на Ставрополье стали министерства здравоохранения, оздоровительных курортов и туризма, дорожного хозяйства и транспорта, сельского хозяйства, природы и охраны окружающей среды, а также аппарат краевого правительства и администрация Железноводска. Все структуры уже выбрали административные процессы, которые позволят, как говорится, набить руку в реализации принципов «бережливости». Но, как объяснил координирующий внедрение проекта зампредседателя правительства края, руководитель аппарата ПСК Вячеслав Гладков, спешке здесь не место. Начинать процесс улучшений рекомендуется с обучения персонала его принципам. Люди должны понять, как сначала выявлять проблемы и какие усилия направлять потом на их устранение, и только после этого их, вооруженных компетенциями, можно бросать в бой. И тогда в перспективе результаты будут быстро нарастать. В крае обучение прошли уже почти 150 специалистов – здесь очень пригодился опыт ставропольского минздрава, последние годы включенного в проект «Бережливая поликлиника».
В. Гладков также предостерег коллег от одной из самых частых и опасных ошибок. Речь идет об оптимизации операций, которых просто не должно быть. Как прозвучало, вместо того чтобы тратить время и усилия на оптимизацию бесполезных процессов, их надо искоренить.
Большую заинтересованность в воплощении новаций проявил Железноводск, в качестве пилотного муниципалитета внедряющий также технологии «Умного города». По словам главы курорта Евгения Моисеева, была сразу определена четверка административных функций, подлежащих оптимизации в первую очередь, в том числе это установка удобной навигации в здании мэрии, сокращение сроков прохождения нормативно-правовых актов и ускорение работы с обращениями горожан. Далее, как и положено, последовало так называемое картирование процессов. «Описываем, как перемещаются люди и документы, определяем, сколько на это уходит времени и предлагаем устранить временные потери там, где это возможно и не нанесет ущерба качеству», - уточнил Е. Моисеев. В итоге горожане уже не ждут по месяцу реакции от администрации по своим обращениям. И в ближайшей перспективе сроки с нескольких дней вообще должны сократиться до пары часов.
При этом, подчеркнул градоначальник, важно не встать на путь формального общения с заявителями. Ведь, безусловно, многие вопросы по объективным причинам не могут быть решены сиюминутно. Например, если требуются финансовые траты – тут не обойтись без предусмотренных законодательством процедур, которые требуют времени. В этом случае, сказал Е. Моисеев, честно информируем о сроках.
Определенных успехов удалось достигнуть в региональной медицине. Стандарты «Бережливой поликлиники», как было сказано, край внедряет уже не первый год. К проекту присоединяется все больше медучреждений. В Ставропольском государственном медицинском университете действует «фабрика процессов» – учебный центр по вопросам бережливого производства в сфере охраны здоровья. Здесь необходимые компетенции получают и руководители, и рядовые сотрудники. Регулярно проводятся курсы переподготовки, семинары и тренинги для врачей, медсестер и специалистов регистратуры.
Как отметил в докладе министр здравоохранения Виктор Мажаров, преимущества новой формы медобслуживания уже по достоинству оценили ставропольские пациенты. Например, время ожидания в очереди к регистратуре сократилось в разы. Ко многим врачам не составляет труда записаться через онлайн-сервисы, чем охотно пользуются уже 67% пациентов. А время прохождения диспансеризации занимает не неделю, как раньше, а всего один-два дня. Ведь современная «бережливая поликлиника» – это еще и совершенно новая логистика. Так, уже реальностью в поликлиниках стало разделение потоков пациентов: те, кто пришел на профосмотр, практически не сталкиваются в коридорах с теми, кто кашляет или сморкается. Совсем недавно это было существенным фактором недовольства ставропольцев, напомнил В. Мажаров.
Сегодня мы видим, констатировал он, что при незначительных финансовых вложениях кардинально меняется система работы: очереди сокращаются, нагрузка на врачей перераспределяется, внедряется электронный документооборот. Все это приносит свои дивиденды в виде желания людей лишний раз посетить врача. Сейчас новую модель обслуживания пациентов освоили более сорока медорганизаций на Ставрополье. Процесс не останавливается, и стандарт «бережливой поликлиники» должен быть внедрен во всех медицинских учреждениях, оказывающих первичную помощь.
В апреле-мае будут комплексно оценены результаты по всем ведомствам-первопроходцам. Полученный опыт будет систематизироваться и обязательно тиражироваться на другие процессы и управленческие структуры во всем крае. Ставрополье должно выйти в авангард пилотных территорий в стране, не раз повторил губернатор.
14 февраля 2020 года