Практически все знают теперь, кто такой омбудсмен – уполномоченный по правам человека. За годы работы институт уполномоченного стал профессиональной, авторитетной и уважаемой организацией. Но многие думают, что занимаются омбудсмены только глобальными проблемами и грубыми нарушениями прав людей. Это отнюдь не так. По просьбе читателей «Ставропольской правды» в аппарате уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Николая Лисинского подготовили ответы на вопросы, которые мы собрали из писем в редакцию. Как подать жалобу, обращение, заявление уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае?

Жалоба (обращение или заявление) с приложением соответствующим образом оформленных копий решений, принятых по делу, рассмотренному в судебном или административном порядке, направляется уполномоченному в письменном виде по адресу: 355029, г. Ставрополь, ул. Семашко, дом 14/1. Жалоба, обращение, заявление в письменном виде на имя уполномоченного может быть принята в ходе личного приема заявителя сотрудником аппарата уполномоченного.

Можно ли обратиться к уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае в электронной форме?

Да. Официальный сайт уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан к уполномоченному или в его аппарат. Обращения к уполномоченному или в его аппарат в форме электронного документа направляются путем заполнения специальной формы на официальном сайте уполномоченного https://www.stavropol-ombudsman.ru/ или через электронную почту ombuds_stavrop@list.ru.

Может ли уполномоченный по правам человека в Ставропольском крае предпринимать действия по защите прав граждан по собственной инициативе, в каких случаях?

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Могут ли направлять уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае жалобы те, кто содержатся в СИЗО, ИВС, колониях?..

Да, могут. Более того, эти жалобы не подлежат просмотру администрацией мест принудительного содержания, как в случае с другой корреспонденцией, и в течение 24 часов должны быть направлены уполномоченному.

Облагается ли жалоба, направляемая уполномоченному по правам человека в крае, государственной пошлиной?

Нет, не облагается.

Как гражданин узнает, что его обращение поступило уполномоченному?

Информирование граждан о поступлении обращения, его реквизитах, о работнике аппарата, ответственном за его исполнение, предоставление иных справочных данных, осуществляет приемная уполномоченного, телефон 8-8652- 37-14-51.

Как записаться на прием к уполномоченному по правам человека в крае?

Личный прием ведет сотрудник аппарата уполномоченного, которому это поручили. Записаться на прием можно по телефону 8-8652-37-14-51.

Сколько времени занимает рассмотрение жалобы (обращения, заявления)?

Получив жалобу, уполномоченный имеет право:

– принять жалобу к рассмотрению или отказать в ее принятии;

– разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

– передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.

О принятом решении уполномоченный в десяти-дневный срок уведомляет заявителя.

Можно ли обратиться к федеральному уполномоченному, если жалоба уже рассматривалась уполномоченным по правам человека в Ставропольском крае?

Подача жалобы уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы Уполномоченному по правам человека в РФ. Направить жалобу можно путем заполнения специальной формы на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ http://ombudsmanrf.org/

Может ли негражданин России обратиться к уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории края иностранных граждан и лиц без гражданства.

Куда еще можно жаловаться?

Существует три основных пути: обжалование действий или бездействия чиновника непосредственно в вышестоящий орган, жалоба в надзорный или лицензирующий орган, судебное обжалование действий должностных лиц. О фактах нарушения законности и правопорядка, злоупотреблений должностных лиц и коррупции можно также написать обращение в приемную Президента Российской Федерации по приему граждан в Ставропольском крае. Жалобу на действия должностных лиц и органов исполнительной власти – в правительство края, на действия судей и должностных лиц судебных органов – в Ставропольский краевой суд. Жалобы на действия прокуроров, следователей, руководителей и сотрудников правоохранительных органов могут быть приняты и рассмотрены прокурором Ставропольского края и руководителем следственного управления СКР по Ставропольскому краю.

Мои права нарушены, но я еще не обращался в суд. Могу ли я в этом случае подать жалобу уполномоченному по правам человека в Ставропольском крае?

Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Валентина ЛЕЗВИНА

Как обратиться к омбудсмену / Газета «Ставропольская правда» / 29 января 2020 г.