Говорят, что жертвой мошенников стал уже чуть ли не каждый россиянин.

Собственный опыт

Примерила данные на себя и ужаснулась. Я-то три раза могла стать жертвой. В первый мне просто позвонили с дежурным «Мама, меня менты замели». Не поверила. Во второй раз просили вернуть «перечисленные по ошибке» 100 рублей на телефон. Послала в офис телефонной связи (Кстати сказать, я действительно так ошибалась, и в офисе – дело, правда, было в Москве – мне все быстро вернули). Третий раз был поинтереснее. Несколько лет назад мне позвонили из «Генеральной прокуратуры» и рассказали, что «купленный мною лечебный прибор» вовсе не лечебный, а вредный. И я могу стать потерпевшей в этом расследуемом уголовном деле. Мысль была интересной. Но что-то настораживало. Я нашла в интернете все телефоны Генпрокуратуры (оказывается, и такое было возможно), но никакого уголовного дела не обнаружилось. Я, кстати, до сих пор пользуюсь этим прибором, но не верю «людям из телефона». И стараюсь не отвечать, как советуют, на незнакомые телефонные номера. Но у меня это плохо получается, впрочем, как и у всех.

Советы профессионалов

А есть ли универсальный совет, который поможет всем и каждому в любой ситуации? Думаю, что нет. Но все-таки ко многим из них стоит прислушаться. Вот что касается звонков. У меня когда-то был очень хороший тренер по безопасности журналистов. Родившийся и живущий в Европе, он категорически был против ответов на незнакомые номера. И говорил так: человек может прислать СМС и объяснить, почему ему нужно переговорить с вами по телефону. Хороший совет? Вне всякого сомнения. Воспользуемся.

Чужие ошибки

По роду службы я получаю сводки ГУ МВД России по Ставропольскому краю. Вот только одна из них, датированная серединой прошлой недели: «За прошедшие сутки на Ставрополье зарегистрировано четырнадцать мошенничеств общеуголовной направленности». Заявления в полицию написали жители Ставрополя, Ессентуков, Пятигорска, Невинномысска, Буденновского, Нефтекумского, Кировского городских округов, Арзгирского, Грачевского и Туркменского районов. Все пострадали от мошенников. Восемь из 14 – от действий телефонных мошенников.

В Минераловодском городском округе на их крючок попался 71-летний житель поселка Первомайского. Мужчина поверил телефонному собеседнику, который представился сотрудником кредитного учреждения и предложил защититься от неправомерного списания денежных средств. Он был так убедителен, что пожилой мужчина продиктовал данные своей банковской карты и поступившие СМС-коды, после чего с его счета были списаны 185 тысяч рублей. Только потеряв деньги, пенсионер обратился в полицию. Мошенника, конечно, ищут. Но вот деньги вернуть, скорее всего, будет весьма сложно.

Еще один день из сводки – 8 случаев мошенничества на Ставрополье. В другой – 13 случаев. Шесть человек пострадали от телефонных аферистов. За эти же сутки ставропольчане лишились в общей сложности около 590 тысяч рублей.

И еще один пример. В Шпаковском районе 32-летняя жительница Михайловска поверила телефонному собеседнику, который представился работником торговой платформы и предложил подзаработать. Женщина под его руководством скачала и установила интернет-программу для проведения биржевых ставок. Но после этого с ее счета «ушло» более 260 тысяч рублей, а «учитель» перестал выходить на связь.

Советы профессионалов

Основными схемами злоумышленников, предупреждают ставропольские полицейские, по-прежнему остаются звонки из якобы финансовых организаций, звонки с предложениями о получении компенсации за приобретенные ранее некачественные лекарственные препараты, о снятии порчи и оплате товаров и услуг в сети Интернет.

Телефонное право

Почему мы так легковерны? Не знаю. Но телефонное мошенничество – несомненный лидер. Таковы данные недавнего социологического исследования, проведенного по заказу «Лаборатории Касперского».

Около трети россиян (33 процента) признались, что сталкивались с различными видами телефонного мошенничества, при этом почти каждый десятый лишился крупной суммы. И только четыре процента участников исследования обратились в правоохранительные органы. Так что масштабы обрушившейся на россиян беды, на мой взгляд, гораздо крупнее, чем мы все представляем.

Чтобы защититься от подобного, 17 процентов опрошенных используют специальные антиспам-программы, 37 процентов – встроенные средства телефона, такие как черный список, а 51 процент просто не отвечают на звонок с незнакомого номера.

Вывод только один: нужно учиться себя защищать от мошеннического телефонного права. А вернее, от бесправия, которым ловко пользуются злоумышленники. Но порой они бывают столь изобретательны, что впору издавать антимошенническую энциклопедию.

Бесплатный сыр

Мы как-то забываем старую истину, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и спешим заглянуть в нее при каждом удобном случае. На что же еще ловились ставропольчане? На авторитетное имя правоохранительной организации.

Был и такой случай. Позвонил человек, представился работником службы безопасности банка и сообщил, что была попытка взлома, что идет целая спецоперация совместно с правоохранителями. И через несколько минут мужчина перевел почти 100 тысяч рублей на счет аферистов, а когда опомнился, номер звонившего уже был недоступен.

В конце ноября и МЧС предупредило о телефонных мошенниках. Аферисты под видом руководителей Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю обзванивали бизнесменов и руководителей различных организаций и шантажировали их предстоящей проверкой противопожарной безопасности, крупными штрафами или приостановкой деятельности. Проверка пройдет без осложнений, если ловкачам, как они предлагали, отдадут деньги или сделают дорогие подарки. И ведь отдавали же! Сотрудники МЧС призывают к бдительности и не соглашаться на сделку.

А вот и классика жанра. 50-летней жительнице села Константиновского Петровского городского округа позвонил якобы сотрудник правоохранительных органов и сообщил, что ее дочь совершила преступление. Для решения вопроса нужно перевести деньги. Перепуганная женщина и отвалила 72 тысячи рублей.

Советы профессионалов

Сотрудники государственного пожарного надзора при проведении любых проверок или профилактических мероприятий должны быть в форменной одежде, обязаны представиться и предъявить служебное удостоверение. А при проверке юридического лица или индивидуального предпринимателя должны также показывать распоряжение о проверке.

Приз, которого не было

В Пятигорске – удивительный случай. 52-летней женщине позвонил неизвестный и сообщил, что она выиграла приз. А чтобы получить его, надо выполнить ряд операций через платежный терминал. Единственным итогом стало то, что женщина лишилась 80 тысяч рублей. А мне тут вспоминается старый анекдот.

Жалуется священнику прихожанин:

– А почему я в лотерею не выигрываю?

Священник отвечает:

– А ты, сын мой, билет лотерейный хоть раз купи...

Как подсчитали в Центробанке, в прошлом году объем несанкционированных операций по картам вырос в полтора раза и составил почти полтора миллиарда рублей. В 80 процентах случаев махинации прошли с использованием телефонов и соцсетей.

Советы профессионалов

Сотрудники полиции Ставрополья дают нашим согражданам несколько работающих советов.

Первое. Ни в коем случае не сообщайте никому номер карты, ПИН-код, логин и пароль от интернет-банка, а также СМС-пароли, приходящие на ваш телефон, какими бы убедительным ни казались предложения.

Второе. В случае поступления предложений о получении каких-либо компенсаций за приобретенные лекарственные препараты, товары или услуги не спешите переводить денежные средства на незнакомые счета. Уточните информацию, позвонив по номеру горячей линии компании, от имени которой вам пришло предложение. Такой номер легко можно найти на официальном интернет-сайте организации.

Третье. Незамедлительно сообщайте сведения о совершенных в отношении вас преступлениях в органы внутренних дел по телефонам 02 или 102 (с мобильного телефона). Своевременное информирование ускорит розыск злоумышленников и позволит привлечь их к ответственности.

Психология крючка

Я долго и много искала ответы, как не попасться на крючок мошенников, и о том, почему мы все на них попадаемся. Наиболее приемлемой мне показалась книга Марии Конниковой, американского психолога и публициста, родившейся в Москве в 1984 году. Книга называется «Психология недоверия. Как не попасться на крючок мошенников».

Увы, как констатирует автор, знание механизмов манипуляции и даже горький личный опыт мало кого учат. Так что совет один: не будьте легковерными. Потому что в первую очередь именно легковерие, доверчивость позволяют мошенникам одурачить нас. Профессиональные мошенники обычно блестящие психологи, виртуозы. Они ни к чему нас не принуждают. Они делают нас соучастниками собственного краха. Разве не так? Мы верим, потому что хотим верить в нежданный приз, в свалившуюся на голову компенсацию, во всезнающих ясновидящих и гадалок. Прибавьте сюда то, что необдуманные действия мы совершаем в цейтноте. Вспомните звонок от внука, сына и так далее, попавших в аварию. Многие ведь даже не вспоминают, что и машины-то никакой у внука нет. Вот что делает с нами стресс и страх!

На уловки мошенников попадаются все – без различия возраста, пола, уровня образования и социального положения. Сегодня такие случаи стали настолько привычными, что давно уже перестали удивлять кого-либо. И спасение в нас самих. Еще раз прочтите, что советуют умные люди. Сделайте выводы. И больше не попадайтесь на крючок мошенников. Хватит играть в лохотрон по-русски...

Тамара КЛЁНОВА

Лохотрон по-русски / Газета «Ставропольская правда» / 13 декабря 2019 г.