© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

В детской художественной школе краевого центра открылась очередная выставка Ставропольского регионального Союза дизайнеров, порадовавшая поклонников инсталляции.

Инсталляция как вид искусства представляет собой объемные композиции из самых разных материалов. Чаще всего в ней задействованы предметы, которые многие из нас используют в повседневном быту. И вдруг под руками художника эти вроде бы обыденные вещи обретают новый, нетривиальный смысл. И дизайнеры недаром очень любят этот жанр, открывающий такой простор для мысли и творчества.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Об особенностях нынешней выставки рассказал Юрий Бударин, председатель Ставропольского регионального Союза дизайнеров:

– В этот раз мы назвали ее так: «Стекло. Камень. Дерево. Металл», по сути, обозначив главные материалы, из которых созданы представленные здесь инсталляции. Всего работ набралось более 40, а вот число участников больше, около 50, так как часть композиций – плод коллективного творчества.

Примечателен возрастной диапазон участников экспозиции: самому юному всего шесть лет, а самому старшему семьдесят. Опытным дизайнерам, не раз принимавшим участие в выставках разного уровня, такое соседство ничуть не претит, они готовы делиться собственным опытом, открыты всему новому.

Невероятно разнообразна и тематика работ. Причем есть композиции, замыслы которых на поверхности, стоит только прочесть название, а вот над какими-то проектами приходится обстоятельно подумать. Шутливые сюжеты (их тоже очень любят дизайнеры!) соседствуют с серьезными экологическими проблемами и смелыми провокациями. Здесь холодный металл неожиданно может раскрыть... таинственную и неоднозначную женскую душу, а обугленные спички напомнить о страшном таежном пожаре…

Оценка выставки уже на момент открытия разнится. Спорят между собой как члены жюри, так и посетители. Известный мэтр Иван Григорьевич Ковалёв, заслуженный деятель искусств Калмыкии, пожалуй, высказался на этот счет наиболее полно:

– От выставки к выставке чувствуется качественный рост. И кажется, пора уже строже подходить к отбору работ. Это повышает и престиж самой выставки, и ответственность каждого участника.

Трудно не согласиться с мастером. Цель любой выставки – не просто дать участникам самовыразиться, удивить игрой с неожиданными материалами. Задача гораздо глубже: научить и публику, и молодых авторов пониманию важности художественного замысла. Только так можно вести речь о профессиональном развитии, как и о развитии жанра вообще. Инсталляция – жанр хоть в чем-то и провокативный и эмоциональный, однако весьма серьезный, философский. Достаточно назвать основные номинации, по которым отбирались работы на выставку, – деформация плоскости, выход из плоскости в пространство, дизайнерский макет, художественный макет, декоративная маска. Как видим, задачи ставились непростые...

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Приятно отметить, что инсталляции уже столько лет уделяют большое внимание ставропольские дизайнеры буквально всех поколений. Значит, у нее есть будущее. К тому же и организаторы, и участники, да и постоянные зрители – люди, искренне вовлеченные в художественный процесс. Они ратуют за общее начинание, горят его идеей и потому не боятся критики и резких суждений. Конструктивный диалог авторов с публикой позволяет находить новые способы выражения себя, переосмысления тем и идей, волнующих аудиторию.

Анастасия ЛАВРИНЕНКО

Обычные вещи, рождающие образы / Газета «Ставропольская правда» / 29 ноября 2019 г.