Муниципальный округ – новый этап повышения эффективности местного самоуправления
На Ставрополье продолжаются структурные изменения в системе местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные районы края предстоит реорганизовать в муниципальные округа. Принципиальное отличие этих преобразований состоит в том, что уже сейчас, на старте, есть четкое понимание необходимости изменений структуры местной власти и ясное представление о конечных результатах реформ. Два года назад в крае уже был создан ряд городских округов. Причем эта укрупненная форма местного самоуправления в части полномочий и компетенций во многом схожа с ныне организуемыми муниципальными округами.
Прокомментировать тему муниципальной реформы мы попросили председателя ассоциации «Совет муниципальных образований Ставропольского края», главу Изобильненского городского округа Владимира Козлова.
- Владимир Ильич, на недавнем внеочередном общем собрании «Совета муниципальных образований Ставропольского края» члены ассоциации поддержали создание муниципальных округов. Не было сомнений, неуверенности, желания оставить все как есть?
- Мы однозначно за перемены, а сомнений нет по одной причине. В крае уже действуют муниципальные образования, по способу организации власти во многом аналогичные создаваемым муниципальным округам, и действуют они неплохо. Я имею в виду появившиеся в 2016 - 2017 годах объединенные городские округа. Скажу по своему опыту как глава Изобильненского городского округа: за два года, прошедшие с момента преобразований, эффективность нашей работы благодаря концентрации административных, финансовых, имущественных полномочий намного возросла.
- Как шло создание городского округа? Были сложности?
- Процесс преобразований непрост, ведь в него вовлечено очень много участников, и задачей номер один для нас было донести до сознания каждого человека - депутатов местных представительных органов власти, работников муниципалитетов, общественных активистов, простых жителей – смысл происходящего, объяснить, как будет работать новая схема управления. Конечно, это большая работа, но она того стоит.
Кстати, тогда, на первоначальном этапе, у коллег присутствовало естественное волнение, была некоторая неуверенность. Но все опасения быстро рассеялись, особенно после того, как стало ясно, что новая структура власти на местах по форме близка к прежней. Мы ушли от «двуглавия», которое вызывало непонимание у населения. Приведу собственный пример. Сейчас у нас руководитель администрации городского округа одновременно является главой Изобильненского городского округа, а представительный орган возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов.
Независимые администрации населенных пунктов сменились на территориальные управления, работающие здесь же, но подчиненные главе городского округа. Причем всем руководителям администраций была дана возможность продолжить трудиться в теруправлениях на тех же позициях, что и ранее.
А вот по содержанию перемены произошли значительные. Мы «подняли» на уровень администрации городского округа самые сложные вопросы, связанные с бюджетом, бухгалтерией, земельным кадастром, ремонтом и строительством дорог, муниципальными закупками, имущественными, правовыми отношениями, одним словом, все, что висело на местной власти неподъемным финансовым и бюрократическим грузом.
Основной функцией территориальных управлений стала работа с населением, организация социально-культурных, коммунально-бытовых, транспортных, торговых услуг, энергоснабжения, связи на подведомственной территории.
Сам термин «муниципалитет» можно перевести с латыни, как «бремя местных забот». И цель преобразований – облегчить это бремя решения общих задач через более эффективное устройство власти.
- Как жители района отреагировали на переформатирование власти? Наверное, обращения граждан в различные инстанции дают представление о настроениях изобильненцев.
- Безусловно, письма, звонки, обращения в органы власти – точный индикатор социального самочувствия. Обращений стало больше, люди знают, что их услышат, верят, что преобразование даст новый импульс развитию поселений, и, конечно, нам еще очень многое предстоит сделать. А вот тональность, настроение обращений изменились. Стало больше позитива. Сегодня нет жалоб от безысходности: люди видят, что власть на всех уровнях – от территориальных управлений до городского округа - работает четче, организованнее, быстрее. Да и на сходах граждан, когда отчитываются главы теруправлений, реакция земляков более заинтересованная. Не случайно изобильненцы очень активно участвуют в краевой программе поддержки местных инициатив и национальном проекте «Формирование комфортной городской среды». Люди понимают, что от их позиции тоже многое зависит.
- В чем, на ваш взгляд, главное преимущество городского округа?
- Объединение муниципальных образований позволило сконцентрировать финансовые ресурсы в едином бюджете, обеспечить их эффективное распределение и использование для решения наиболее приоритетных задач по мере потребностей той или иной территории городского округа.
Объем средств единого бюджета городского округа значительно превышает объемы бюджетов каждого из поселений. Таким образом, возрос финансовый потенциал вновь созданного муниципального образования.
В связи с этим значительно расширились возможности муниципалитета реализовывать более масштабные проекты, выигрывать гранты в конкурсах, планировать капитальный ремонт инженерной и социальной инфраструктуры, поскольку такое участие предполагает наличие средств в местных бюджетах на подготовку проектно-сметной документации и частичное софинансирование объектов.
Проще говоря, до создания округа каждый населенный пункт в районе бился со своими проблемами один на один. Мы выравняли бюджетную обеспеченность населенных пунктов, выделяя средства по подушевому принципу.
Простой, но близкий всем пример – дороги. Прежде дорожный подрядчик, заключивший контракт с муниципалитетом, работал, насколько хватало местных финансовых ресурсов. Сейчас средства дорожного фонда распределяет округ между муниципалитетами, исходя из количества жителей.
В Изобильненском городском округе финансирование дорожного строительства увеличилось в 1,7 раза (с 72,6 млн руб. до 125,4 млн руб.). В результате мы начали ремонтировать дороги, до которых 30 - 40 лет руки не доходили. Появилась возможность закупать грейдеры, песчано-гравийную смесь и все необходимое для качественного ремонта.
В рамках участия в государственных программах Ставропольского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций» и «Развитие сельского хозяйства» в 2018 году у нас построены объекты на общую сумму 26,8 млн руб. Тогда как годом раньше эта сумма составляла всего 7 млн руб. Так что преимущества такой системы организации муниципальной власти налицо.
- Бюджет – основной источник решения социальных проблем территории, но для экономического развития необходимы инвестиции. Что в этом смысле изменилось после создания городского округа?
- Изменения кардинальные. Экономический потенциал территории опытный квалифицированный инвестор зачастую может оценить и сам, а вот практическая реализация любого бизнес-проекта очень во многом зависит от взаимодействия с властями, в чьей компетенции решение инфраструктурных вопросов. Разумеется, предпринимателю легче иметь дело с централизованной администрацией, имеющей подготовленных специалистов и возможность распоряжаться ресурсами всей территории муниципального образования, нежели работать с отдельным поселением.
Ранее каждому поселению необходимо было разрабатывать и утверждать порядок осуществления административных процедур (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство и т. д.) с описанием пошаговых действий и типовыми формами документов для субъектов инвестиционной деятельности. Сейчас вся инфраструктура под инвестиции проще и быстрее выстраивается с уровня городского округа через теруправления и работа с инвесторами идет по принципу одного окна. И положительная динамика деловой активности в Изобильненском округе наглядно это подтверждает. Если в 2017 году реализовалось 13 инвестпроектов, то в 2018-м – уже 16, а в 2019-м – 24.
Некоторые производства, появившиеся именно за последние годы, известны не только в крае. Та же «Долина семян» - открытый в поселке Солнечнодольске современный калибровочный завод, где инвестором выступило российское подразделение американской компании.
В идеале мы стремимся к тому, чтобы в каждом населенном пункте округа был базовый инвестпроект, который дает дополнительные рабочие места, налоги, вложения в социальную сферу. Так сейчас в станице Баклановской выделяем 40 га под выращивание перца для торговых сетей по израильской технологии. Этот проект даст нам 200 рабочих мест. В хуторе Спорном будем строить комплекс по выращиванию уток.
Вообще, смысл экономической политики в структуре городского округа можно описать несколькими словами: «единая территория - единый ресурс – единые возможности». А вот как ими воспользоваться, зависит от нас самих.
22 ноября 2019 года