Традиционным можно называть Всероссийский театральный фестиваль «Феникс»: в Ставрополе нынче он проходил уже в седьмой раз.

Каждый раз «Феникс» открывает все больше талантливых актеров, неординарных сценаристов и творческих групп. В этом году участие приняли пять ставропольских студий: «МЫ», «Слово», «Кредо», «В.А.М.П.» и театральное сообщество при галерее «Паршин». Приехали также гости из Москвы и Ростова-на-Дону.

Нынешнему фестивалю особый колорит придала тема Года театра в России. Свидетельством тому – обширная программа, сочетавшая в себе самые разные задумки и подходы к выбранным жанрам, игре актеров, режиссерским решениям, наконец, к самовыражению своей позиции через драматургию.

С классической комедией Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», представленной студенческой театральной студией «Мы», соседствовал спектакль «Оракул любви» творческой мастерской Московского Политеха, мощной динамикой, хореографией и песнями наполнивший бродвейский мюзикл. Вместе с такими достаточно привычными и понятными формами на удивление органично выглядело и новое направление вербатима, показанное в постановке режиссера Дениса Цопаря с довольно странным названием «Некосмонавты». Вот как пояснил свою задумку сам режиссер:

– Вербатим – особая технология создания документального спектакля. Она предполагает прежде всего четкое определение темы исследуемого вопроса. Затем актеры выходят «в поле»: сами берут интервью на данную тему у знакомых и незнакомых. А уже потом с использованием полученного материала создается собственно спектакль. Все, что звучит со сцены, – это реальные слова реальных людей. Стараемся работать с молодежью от четырнадцати до восемнадцати лет, это наша аудитория.

Оценивало участников конкурса профессиональное жюри режиссеров, сценаристов, известных актеров. В качестве особого гостя в Ставрополь приехал российский актер театра и кино Андрей Крыжний, ставший популярным после работы в сериале «Физрук». Он рассказал о своей профессии, обучении, становлении, любимых и нелюбимых ролях. Отметил сильные стороны коллективов – участников фестиваля, поделился своими впечатлениями от увиденного, в целом высоко отозвался о самом факте активного существования «Феникса».

Итоги таковы. Гран-при в этом году заслуженно получил яркий творческий ансамбль театрального сообщества при галерее «Паршин». Первое место заняли гости из столицы – творческая мастерская Московского Политеха. На втором оказалась театральная студия «Мы», на третьем – театр-студия «Слово».

Вне зависимости от призовых мест и регалий не было коллектива, обделенного добрыми словами и публики, и жюри. И было за что благодарить участников. Каждый показал интересное творческое лицо, при этом были затронуты весьма острые социальные проблемы, да и «вечные темы» ничуть не устарели. С удовлетворением отмечая живучесть «Феникса», организаторы и участники уносили с фестиваля новые впечатления, новые задумки. Само общение с единомышленниками на таком форуме дает и новые возможности для развития, и служит стимулом к дальнейшим творческим инициативам. Теперь, говорили участники фестиваля, будем ждать следующей встречи через год. А это значит – готовиться к очередному «Фениксу», который обязательно возродится вновь.

«Феникс» возрождается ежегодно / Газета «Ставропольская правда» / 20 ноября 2019 г.