Григорий Раев

Григорий Раев

© Фото Ставропольского государственного музея-заповедника.

Сегодня каждый мнит себя фотографом. А что, взял в руки смартфон и щелкай на здоровье… А вот попробуйте «пощелкать» на технике полуторавековой давности, с огромными фотоаппаратами, здоровенными штативами, а потом еще пластины нужно обработать в лаборатории, наконец, отпечатать снимок на специальной бумаге… Первопроходцев фотодела можно без натяжки назвать самоотверженными людьми, истинными творцами, летописцами своей эпохи. С творчеством одного такого мастера, нашего выдающегося земляка, знакомит выставка «Многоликий Кавказ Григория Раева», открывшаяся в преддверии Дня народного единства в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г. Прозрителева и Г. Праве.

© Фоторабота Г. Раева из архива Ставропольского государственного музея-заповедника.

– Григорий Иванович Раев – универсальный человек: фотомастер, экскурсовод, альпинист, краевед, – рассказывает куратор выставки, заведующий отделом этнографии музея-заповедника Андрей Гордиенко. - У него тесно переплелись интерес к фотографии и интерес к кавказоведению. В профессии его учителем был Александр Энгель, известный фотохудожник немецкого происхождения, имевший во второй половине девятнадцатого века ателье в Кисловодске и Пятигорске. Впоследствии повзрослевший Раев выкупил часть этих ателье учителя. А пятнадцатилетним подростком он вместе с Энгелем разыскивал Лермонтовские места Пятигорска, благодаря им мы теперь знаем, как выглядели природа, люди, города тех лет.

Удивительно: уже первые фотомастера относились к овладению технической новинкой своего времени как к творческому процессу! И для этого как настоящие художники много путешествовали, запечатлевая мир. Григорий Раев путешествовал по главным магистралям, ведшим на Кавказ из Центральной России, – Военно-Грузинской, Военно-Сухумской дорогам. Великолепный снимок Дарьяльского ущелья с русской крепостью – один из шедевров Раева. Через Екатериноградскую на Владикавказ и далее в Тифлис – все это проехал Раев, участвовал в восхождении на Эльбрус, Казбек… Не случайно музейщики сделали в новой экспозиции акцент на этнографическую составляющую.

Тебердинское озеро. Г. Клухор.

Тебердинское озеро. Г. Клухор.

© Фоторабота Г.Раева из архива Ставропольского государственного музея-заповедника.

– Дело в том, что он состоял в Кавказском горном обществе, а это налагало свой отпечаток на всю его деятельность, – поясняет А. Гордиенко. – Григорий Иванович был не только фотографом, но и экскурсоводом, водил отдыхающих по тропам курортного региона и Кавказа вообще. Собственно, он первым представил на своих снимках города-курорты, причем запечатлел их вместе с отдыхающими. У него есть фотографии альпинистов, поднимающихся на Эльбрус и Казбек.

Все это было заложено еще в юные годы мастера. Первый самостоятельный снимок Раев сделал в 1878 году, запечатлев маленький домик на окраине Пятигорска, сохранив для нас облик Домика Лермонтова 1870-х годов. Также среди его первых снимков место дуэли Лермонтова, которое удалось уточнить после многих бесед со старожилами Пятигорска… Как известно, впоследствии Г. Раев даже работал в музее «Домик Лермонтова», был дружен с его директором Елизаветой Ивановной Яковкиной. Естественно, именно там, в родном городе, сосредоточен раевский архив. Но поскольку он активно участвовал в международных выставках, сегодня в целом ряде европейских музеев хранится часть его работ с видами этих стран. Примечательно, что современные Раеву издатели в городе Ставрополе специально приглашали Григория Ивановича сделать снимки для серии открыток, вышедшей затем под общим названием «Привет из Ставрополя».

© Фоторабота Г. Раева из архива Ставропольского государственного музея-заповедника.

В фондах Ставропольского музея-заповедника несколько десятков работ мастера, но даже этот скромный запас позволяет нам спустя более века увидеть Кавказ его глазами. Музейщики уверены: этот взгляд будет интересен людям всех возрастов и профессий, главное – людям, неравнодушным к истории. В том числе гостям из соседних республик, которые через сто лет увидят на этих кадрах свои родные места, – виды Осетии, Карачая, Кабарды начала ХХ века. Составители постарались выбрать сюжетные снимки, с этнографическими сценами, с людьми, с интересными действиями и типажами. Несмотря на давность лет, фотографии поражают четкостью деталей. Например, по Военно-Грузинской дороге движется группа карачаевцев с домашними животными, вьючными мулами, поклажей… А вот элегантная дама на отдыхе в Теберде… Духан, этакий грузинский трактир, словно источающий шашлычные ароматы и завлекающий забавными надписями на ломаном русском языке. Словом, свою эпоху Раев передал нам в лицах. И не только на сюжетных снимках, но и в портретах бывавших на КМВ известных деятелей от Фёдора Шаляпина до Михаила Калинина и Анастаса Микояна. Классикой исторической фотографии стал снимок Раева, сделанный в самом начале Первой мировой войны: «Казаки станицы Горячеводской перед отправкой на фронт», который нередко можно увидеть в учебниках и книгах по истории казачества. И это тоже Кавказ, многоликий и завораживающий.

Наталья БЫКОВА

Светлые образы Григория Раева / Газета «Ставропольская правда» / 1 ноября 2019 г.