08:18, 25 октября 2019 года

Откуда взялись пингвины в спектакле ставропольского режиссёра Валентина Бирюкова?

Таков стиль автора пьесы, известного в мире сатиры, Алексея Щеглова. Он автор множества текстов для самых что ни на есть звезд нашей эстрады, таких как Евгений Петросян, Владимир Винокур, дуэт «Новые русские бабки» и многих других. На его счету более 50 спектаклей для театра «Кривое зеркало». А еще он около двадцати лет работает сценаристом и режиссером киножурнала «Ералаш». Эстраду не оставляет, одновременно успешно осваивая драматургическое поле. Спектакли по пьесам Алексея Щеглова «Корпоратив» и «Нелетная погода, или Брачный сезон у пингвинов» с успехом идут в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.

И вот произошла встреча двух мастеров смеха - драматурга и постановщика. Вряд ли кто будет спорить с тем, что ставропольский режиссер Валентин Бирюков - признанный мастер комедии в самом лучшем смысле этого слова. В его багаже целый ряд замечательных спектаклей этого жанра - весьма непростого, несмотря на внешнюю легкость и веселость. Валентин Валентинович относится к комедии со всей профессиональной серьезностью и неугасимым творческим азартом. Помнится, однажды в нашей беседе он с болью говорил о пробелах современной драматургии: «Хочется найти хорошую российскую комедию, где был бы этакий смех сквозь слезы, а не просто «пуповой» хохот»... Вот этот «смех сквозь слезы» вместе с яркими актерскими работами составляет главную суть творчества режиссера. И тут он четко следует «заповедям» основоположников. Ведь еще древнегреческий комедиограф Аристофан определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде». Аристофан ценил в театральной комедии остроумные намеки, тонкий сарказм, глубину замысла и исполнения, и все это в эффектной сценической упаковке всевозможных непредвиденных стечений обстоятельств, случайных курьезных ситуаций… Даже спустя две тысячи лет ничего из этого не устарело! И все перечисленное - ну прямо как про Валентина Бирюкова сказано. В минувшем сезоне он вновь подтвердил звание мастера комедии, очень интересно реанимировав свою же давнюю постановку «Семейной кадрили», а теперь вот «раскопал» близкого по духу А. Щеглова.

Итак, перед нами истинная комедия положений. В основе сюжета испытанная временем ситуация: герои задерживаются в пути непредвиденными обстоятельствами, на сей раз, как можно догадаться, - нелетной погодой. В номере аэропортовской гостиницы судьба сводит людей, которые в обычной жизни вряд ли смогли бы встретиться. А погода всех уравнивает до статуса обыкновенного человека. Просто человека. Со всей его подноготной, пускай далеко не всегда положительной, а вовсе даже порой весьма несимпатичной. На наших глазах разворачивается схватка разных жизненных принципов и позиций, доведенных в характерах героев почти до степени абсурда. Правда, драматург не избежал небольшой «капли дегтя», попробовав усилить финал морализаторскими сентенциями, но их здесь, ей-богу, совсем чуть-чуть. Зритель вполне способен различить, «что такое хорошо и что такое плохо».

Помимо динамичного, полного уморительных эпизодов сюжета спектакль, без преувеличения, блистает замечательным актерским ансамблем, совсем небольшим количественно, зато каким выразительным! Что ни образ - своя отдельная история жизни. Причем повезло и женскому, и мужскому составу. И вроде бы ничего такого уж очень нового нет в этих героях: мы чуть ли не ежедневно встречаем нечто похожее. Однако в суете будней чаще всего пробегаем мимо ярких характеров, не успевая и не желая рассматривать их и вникать в подробности. И вот театр дает нам возможность это сделать - ненавязчиво, весело и даже, как говорили когда-то, с огоньком. Ну что такое героиня Оксаны Винниковой: суперраскрепощенная даже по нашим временам дама, цинично обустраивающая вынужденный гостиничный досуг приглашением любовника… К счастью, актрисе удалось вдохнуть в свой персонаж живые, эмоционально точные нотки. Возможности этой актрисы очень ярко воплотились в предыдущем сезоне в абсолютно иной, классической работе: Оксана тогда буквально поразила глубоким вживанием в трагический образ Катерины в «Грозе». Какие страстные монологи, какая искренность! Кстати, эти инструменты помогли актрисе и в новой роли предстать убедительной, достоверной, не оставляющей зрителя равнодушным. Мы то осуждаем ее ветреную и прагматичную Марину, то вдруг ловим себя на сочувствии…

Под стать ей сценический партнер Олег Хомутов в роли чудаковатого, безотказного, если не сказать, бесхарактерного Артёма, оказавшегося столь далеким от облика любовника в общепринятом его понимании. Этот горе-любовник то и дело вляпывается в самые дурацкие ситуации на радость хохочущему залу. Артист самозабвенно и щедро чуть ли не наизнанку выворачивает суть своего героя. Впрочем, так ведь и должно быть в настоящей комедии, вспомним Аристофана: сарказм и глубина, но - «в смешном виде»! Признаться, и этот актер смог по-хорошему удивить новыми гранями таланта, и, кажется, сам «ломает комедию» с искренним удовольствием.

Поистине прекрасна, несравненна и полностью «в своей тарелке» здесь и Полина Полковникова, так эффектно рисующая образ, извините, простой русской бабы. Той, что и в ХХl веке умудряется сохранить верность неописуемым словами вековым устоям домостроя. Это про нее сказано «убоится мужа своего», это она из дальней поездки везет своему драгоценному бутыль самогона с надписью «Для Стёпы». Вот загадка неразрешимая: боится и любит, лупит сковородкой и жалеет всем сердцем. После успеха в упомянутой «Семейной кадрили» актриса еще раз подтвердила как явные комедийные способности, так и подвластную ей мощную драматургию. Она практически усиливает образ своей героини, щедро насыщая собственным колоритом и харизмой.

Похожий ключик к образу того самого Стёпы применяет и четвертый исполнитель этого чудесного квартета - Владимир Петренко. Его персонаж вызывает улыбку с первого появления на сцене. Особая «морская» походочка вразвалку, грациозная мешковатость увальня, нарочито глупая ухмылочка. Ну какой тут домострой, товарищи? Вон какая лапочка… Одна беда - ревнив жутко. С появлением этого Отелло-дальнобойщика спектакль набирает новые динамичные обороты. И тут обнажаются настоящие характеры, проверяется истинность чувств. Так смешливая комедия оборачивается другой, вполне себе значительной моральной стороной. Простая до банальности истина: надо оставаться человеком в любой ситуации. А еще желательно подниматься над пошлостью, не пускать ее в свою жизнь, в свою душу.

Так при чем же тут пингвины-то? Объяснение зритель найдет, придя на спектакль, что я ему от души рекомендую и заверяю: не пожалеете. Ведь это не просто хохма, это хороший живой театр, с отличной актерской школой, способной даже не очень замысловатую пьесу сделать умнее и глубже, нежели смог сам драматург. При выходе из зала довелось услышать и критику из уст искушенного театрала: дескать, зачем нам эти современные байки про супружескую измену, далеко им до высокой классики… Не могу с этим согласиться. Как говорится, Шекспиру - шекспирово, а, например, Гайдаю - соответственно. Мне кажется, доведись великому Аристофану очутиться в нашем времени и попасть на спектакль Валентина Бирюкова, он был бы доволен зрелищем. Да и пингвины, пожалуй, тоже…

«Аристофан был бы доволен. Да и пингвины тоже...»
Газета «Ставропольская правда»
25 октября 2019 года