14:35, 11 октября 2019 года

Масштабная реконструкция трассы Минводы – Кисловодск стартовала

Автомобилисты уже много лет именуют его «бутылочным горлышком» и ругают на чем свет стоит, а автоинспекторы хватаются за головы – аварийность на этом участке зашкаливает.

Автомобильная дорога, соединяющая федеральную трассу «Кавказ» и международный аэропорт в Минеральных Водах со всеми городами-курортами Кавказских Минеральных Вод, - одна из самых загруженных в регионе. Ежедневно здесь проезжает более 10 тысяч автомобилей. Они движутся более-менее нормально до тех пор, пока не приблизятся к поселку Подкумок – ближайшему к Кисловодску населенному пункту на трассе. Здесь четырехполосная дорога сужается, превращаясь в двухполосную.

К чему это приводит, поясню из личного опыта. Ехал недавно с коллегой на его машине из Кисловодска в Ессентуки на мероприятие. Разумеется, выехали впритык, только чтобы успеть к началу. На выезде из города-курорта мой товарищ, опытный водитель, обогнал всех кого можно, но затем начался двухполосный участок трассы со сплошной разделительной линией, категорически запрещающей обгон.

До поры до времени мы не беспокоились... И вдруг - на тебе! В самом начале поселка Подкумок из переулка на трассу вырулил допотопный трактор «Беларусь» с экскаваторной стрелой и ковшом. Двигался он немного быстрее, чем я бегаю трусцой. Уже к выезду из поселка за трактором выстроился хвост из трех десятков современных скоростных автомобилей. Но тракторист то ли не замечал его, то ли был склонен к садизму – он продолжал с той же скоростью ехать посреди полосы, хотя мог свернуть на обочину и пропустить колонну.

Мы с товарищем не раз видели на этом участке жуткие аварии, а потому матерились, скрежетали зубами, но терпели. А вот у некоторых владельцев мощных иномарок нервы сдавали, и они по встречной полосе обгоняли и нас, и трактор. К счастью, на этот раз обошлось без лобовых столкновений.

Лишь у дороги на Верхне-Подкумское кладбище наш мучитель свернул с трассы. Надо ли говорить, как гнал мой товарищ оставшиеся километры по четырехполосной дороге и как мы бежали от места парковки к Театральной площади Ессентуков на мероприятие...

И подобные нервотрепки в «бутылочном горлышке» бывают каждый день.

Хотя эту трассу строили по личному предложению Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, давалась она с большим трудом. Сложный рельеф и несколько оползневых участков вынудили укладывать железобетонные плиты. Их давным-давно покрыли толстым слоем асфальта, но местные жители по сей день называют эту трассу бетонкой.

На двух участках, на подъемах к Кисловодску и к минераловодскому аэропорту, проектировщики пошли на компромисс. Чтобы избежать больших затрат на планировку и укрепление склонов, на особо сложных участках трассу сузили до двух полос.

В 80 – 90-е годы прошлого века особых неудобств от этого никто не ощущал, поскольку и двухполоска вполне справлялась с транспортным потоком. Но с начала нынешнего века он вырос в разы. А к 2033 году, по расчетам специалистов Росавтодора, по участку трассы А-157, прилегающему к Кисловодску, в сутки будет проезжать более 30 тысяч машин. И тогда двухполосное «бутылочное горлышко» могло бы превратиться в сущий ад.

После многочисленных обращений руководства Ставропольского края в Федеральном дорожном агентстве решили пойти на весьма значительные затраты, но сделать-таки дорогу А-157 на всем протяжении удобной и безопасной. С запасом на многие годы вперед.

И вот у величественной стелы, обозначающей въезд в город-курорт Кисловодск, установили парусиновую палатку с видеоаппаратурой. А на палатку повесили проект подлежащего реконструкции участка трассы. Напротив, сразу за трассой, выстроились в шеренгу новенькие оранжевые КамАЗы, громадные желтые бульдозеры и экскаваторы. Именно они первыми начнут вгрызаться в неподатливые известняковые склоны, засыпать щебнем обрывы.

Согласно проекту, на 10-километровом участке предстоит выбрать около девяти тысяч кубометров породы и отсыпать более

250 тысяч кубометров грунта. Все это укрепят сотнями железобетонных свай и парапетами общей протяженностью 13 километров. В результате ширина дороги с нынешних 10 увеличится до 16 метров. Вдоль всего этого участка трассы дорожники проложат линии электрического освещения и установят четыре светофора.

Особое внимание уделят обустройству трассы в черте поселка Подкумок. Здесь установят более 240 шумозащитных экранов, проложат четыре километра тротуаров и оборудуют семь автобусных остановок. На пешеходных переходах для маломобильного населения положат тактильную плитку и установят пандусы.

Во время производства всех работ движение по трассе продолжится. Но скорость ограничат до 40 километров в час.

Обо всех этих планах журналистам рассказал представитель заказчика - начальник отдела капитального строительства ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Максим Галыгин. А выполнят работы специалисты ставропольской организации ООО «Дорстрой».

И вот к стеле подъехала машина, ведомая губернатором Владимиром Владимировым, как известно, весьма умелым водителем с большим стажем. Так что тема обустройства автомобильных дорог ему близка и понятна из личного опыта. Руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк и начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Михаил Черников без колебаний сели в машину к такому водителю.

Владимир Владимиров и глава Кисловодска Александр Курбатов провели гостей в палатку, где представитель ФКУ Упрдор «Кавказ» прокомментировал представленный проект и предложил посмотреть видеопрезентацию с 3D-моделью.

С высоты птичьего полета нам показали подлежащий реконструкции участок дороги А-157 с движущимися автомобилями. С такого ракурса отчетливо видно, как сужается «бутылочное горлышко». Затем реальное изображение плавно переходило в 3D-модель с такими же движущимися автомобилями. И все отметили, какая все же будет прекрасная трасса!

После видеопрезентации состоялась церемония установки реперной рейки № 1 – геодезического знака, отмечающего место начала работ по реконструкции трассы.

На коротком митинге Владимир Владимиров сказал:

– Это долгожданный объект. Можно сказать, что расширения этой дороги жители и гости Кавминвод ждали десятилетия. Сегодня мы дали старт проекту, который сделает поездки в города-курорты более комфортными и безопасными.

А Андрей Костюк тепло поблагодарил главу Ставрополья:

– Спасибо за внимание к вопросам развития дорожной сети в регионе, это очень важное условие для успешной реализации подобных проектов!

В этом году дорожники планируют перевести с двухполосного на четырехполосное движение четыре километра. А все работы на участке 36-46-й километр автодороги А-157 будут выполнены до осени 2021 года.

«Чтобы удалить «бутылочное горлышко» перед Кисловодском»
Газета «Ставропольская правда»
15 октября 2019 года