Быстро пролетела эта удивительная первая неделя октября, озаренная багрянцем и золотом природы, и мелодичным эхом продолжает звучать в нас вот уже 50-я «Музыкальная осень Ставрополья».

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Традиционный фестиваль вступил в год 51-й. Ныне еще раз он доказал свою популярность и даже легендарность. Свою историю наш без преувеличения уникальный музыкальный марафон ведет с далекого 1968 года. Надо заметить, тогда он замысливался как чисто песенный, и потому уже первыми его участниками стали знаменитые композиторы-песенники – В. Соловьёв-Седой, М. Фрадкин, А. Эшпай, В. Мурадели, М. Кажлаев… Солировал симфонический оркестр Кисловодской филармонии, которым руководил будущий главный дирижер Большого театра Юрий Симонов (в Ставропольской краевой филармонии свой симфонический оркестр появится гораздо позже, постепенно вырастая из небольшого камерного). Точная дата рождения фестиваля – 7 сентября, однако уже вскоре логика жизни продиктовала 1 октября – Международный день музыки. За минувшие десятилетия выросли новые поколения, менялся облик страны и края, моды и вкусы. Менялся и фестиваль, сохраняя главное свое предназначение – дарить нам радость высокого искусства, олицетворяя живую связь времен. Концертные площадки Ставрополья аплодировали таким мастерам, как Я. Френкель, Ю. Чичков, М. Таривердиев, Е. Крылатов, А. Пахмутова, поэты Н. Добронравов, Л. Ошанин, А. Дементьев, крупнейшие творческие коллективы страны, например камерный оркестр «Солисты Москвы» Ю. Башмета, «Виртуозы Москвы» В. Спивакова… А сколько прекрасных голосов мы услышали в разные годы!

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Живучесть и популярность «Музыкальной осени» объясняются как любовью народа к хорошей музыке, так и настойчивостью и профессионализмом организаторов фестиваля. Может, когда-нибудь будет написана цела книга – хроника «Осени…», год за годом. Пожалуй, это было бы и справедливо, и полезно на будущее. В этой хронике можно было бы проследить развитие наших музыкальных пристрастий, по-своему отражающих ход истории вообще. Казалось бы, всего-то пять дней, но как же ярко и интересно каждый раз они демонстрируют само меняющееся время, вбирая множество стилей разных эпох, жанров и видов искусства. И каждый новый вечер дарит незабываемые мгновения.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Такой явилась нам и юбилейная «Осень…». Сколько разных и всюду желанных встреч, открытий, впечатлений! По городам и районам края прошло более 250 концертов, на больших и малых сценах их участниками стали не только профессионалы, но и учащиеся музыкальных школ и колледжей, коллективы домов культуры – более тысячи профессионалов и свыше трех тысяч самодеятельных артистов. Афиши фестиваля украсили имена выдающихся музыкантов, вокалистов, танцоров. Открывал программу Севастопольский академический театр танца им. В. Елизарова хореографическим спектаклем Notre-Dame de Paris. Это отечественный вариант знаменитого мюзикла по роману В. Гюго. Мы услышали совершенно новую для нас музыку талантливого севастопольского композитора Виктора Рыбакова, оригинальную вокальную версию в очень выразительном исполнении Валентины Рыбаковой, Фёдора Марченко, Константина Пастернака, Виталия Минича, Вячеслава Музыченко. Нельзя сказать, что полностью удовлетворила хореографическая трактовка известных образов, хотя танцоры из Севастополя, конечно, профессионалы высокого уровня. Однако порой создавалось впечатление недостаточности сценического разнообразия движений, не все персонажи в этой постановке точно попадают в характеры тех литературных героев, которых мы знаем. Если массовые танцы по-настоящему эффектны и достоверны, то вот ряд главных героев получился схематичным, и даже мощная динамика спектакля не спасала общей картины. Приятным исключением здесь можно назвать разве что образ горбуна Квазимодо, хотя и его партия не избежала все той же схематичности. Впрочем, судя по горячим аплодисментам зала, многие зрители приняли этот спектакль, да и само его появление стало, несмотря ни на что, действительно открытием для ставропольской публики, при том что спектакль этот живет уже достаточно долго.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Восторженно встречали ставропольцы и московских гостей, выступивших в зале краевой филармонии, где впервые в истории фестиваля звучали уникальные инструменты: скрипка величайшего итальянского мастера ХХ века Ансальдо Погги, виолончель Карло Пергоцци, любимейшего ученика самого Страдивари. В слаженном ансамбле с симфоническим оркестром Ставропольской государственной филармонии под управлением главного дирижера Юрия Михайленко выступили скрипач-виртуоз Гайк Казазян, виолончелист заслуженный артист России Александр Князев, неподражаемый пианист Андрей Коробейников. А поклонники рок-музыки пережили свои минуты восторга от встречи с популярной группой «Кипелов», выступившей на сцене Ставропольского Дворца культуры и спорта. Программа Валерия Кипелова «Все хиты» покорила и великолепным мастерством исполнителей, и их уважительным отношением к публике, без какого-либо снисхождения к «провинции». Они действительно классно выступили, порадовали и любимыми, и совсем новыми яркими композициями.

Родоначальницей фестиваля была, как мы помним, песня. Ну а Россия издавна славится богатейшей певческой культурой. Образцы этого богатства представил всемирно известный коллектив, недавно отметивший свое 540-летие, Санкт-Петербургская государственная академическая певческая капелла под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко. А финальным аккордом юбилейной «Осени...» прозвучал джаз, имеющий на Ставрополье огромную армию поклонников. Поэтому неудивительно было видеть переполненный зал ДКиС, радостно приветствовавший легендарный Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема. Особым шармом и неподражаемым юмором была наполнена атмосфера этого вечера. Тон задавал уважаемый мэтр жанра, художественный руководитель коллектива народный артист России Борис Фрумкин. Кстати, совсем скоро прославленный оркестр концертом в зале им. Чайковского отметит большой юбилей – 85-летие со дня создания. Оркестр по праву считается одним из самых долгоживущих музыкальных коллективов, носителем лучших традиций джазового исполнительства, заложенных его великим основателем О. Лундстремом. Каждый номер, начиная с популярной мелодии из фильма «Я шагаю по Москве» и не менее популярной «Старый цирковой поезд» Эллингтона и заканчивая пьесой «Далекие теплые моря» из последнего альбома оркестра «Двенадцать месяцев», отличали не просто виртуозная манера, но и поразительная слаженность, ансамблевость при блистательно продемонстрированной каждым музыкантом способности сольного исполнения. Украсили программу вокалисты оркестра Тамара Рэйвен и Алексей Минченко, представившие лучшие образцы классики джаза. Знаменитые Strangers in the Night Синатры особенно удались А. Минченко, и зал долго не хотел отпускать артиста со сцены.

Всем нам тоже не хотелось отпускать «Музыкальную осень», хотелось, чтобы она еще и еще продолжалась. И так будет, но теперь уже... через год. А пока будем с улыбкой вспоминать прекрасную гамму чувств и впечатлений, пережитых за эти пять октябрьских вечеров.

Наталья БЫКОВА