«СП» вкратце уже сообщала о том, что на рассмотрение в региональный парламент поступил законопроект, предусматривающий появление на Ставрополье нового вида муниципального образования – муниципального округа.

Это сообщение породило определенный ажиотаж и спекуляции на тему «перекройки» административно-территориального устройства края. Однако изучение текста законопроекта (к работе над которым только лишь приступил профильный комитет Думы края) показывает, что проект изменений в законодательство явно не стоит понимать упрощенно и тем более на данном этапе ошибочно придавать ему какую-либо окраску – положительную или отрицательную. На этом, в частности, сходятся и экспертные мнения.

Напомним, что понятие муниципального округа появилось в российском законодательстве совсем недавно – в мае этого года, когда были внесены корректировки в Федеральный закон №  131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Городские и сельские поселения таким образом получили право объединяться в новое образование – муниципальный округ. Буквально под ним понимается «несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». По факту это могут быть не только села: в состав муниципального округа может войти и какой-нибудь городской округ.

Появление на карте региона новых муниципальных округов прокомментировал заместитель председателя Думы Ставрополья Виктор Гончаров, возглавляющий также фракцию коммунистов. «Я поддерживаю поправки регионального законодательства как один из тех, кто в свое время непосредственно принимал участие в подготовке 131-го Федерального закона о местном самоуправлении, – говорит он. – Тогда, напомню, край стал пилотной территорией для реализации новаций. Это было очень свое-временно для тех жизненных реалий, потому Ставрополье успешно справилось с поставленными задачами. Нынешние же корректировки, позволяющие синхронизировать федеральное и краевое законодательство, направлены исключительно на совершенствование системы управления, в которой накопилось немало неоднозначных нюансов. Они создадут более комфортные условия для развития территорий». Это, по словам В. Гончарова, не только очевидная экономия средств для поселений, но и расширение их финансовых возможностей – создание муниципальных округов позволит более справедливо распределять бюджетные средства.

Более того, добавляет он, не стоит думать, что это как-то негативно скажется на обыденной жизни ставропольцев. Напротив, есть перспектива поднять качество управления на местах: там зачастую не хватает специалистов, чтобы, например, проводить конкурсы, составлять документы, а задачи могут стоять жизненно важные.

О необходимости приведения краевого законодательства в соответствие с федеральным говорит и другой эксперт – заведующая научно-исследовательской лабораторией Северо-Кавказского института РАНХиГС Екатерина Агеева. «Есть понятие городских округов (например, Минераловодского, в состав которого входят 53 населенных пункта), что приводило к несоответствию с реальным статусом образований, в которых значительную часть представляли жители сельских территорий. Созданные в Ставропольском крае городские округа после принятия поправок в федеральный закон противоречат требованиям к доле населения в городских муниципальных образованиях», – констатирует она. По словам Е. Агеевой, переименование таких городских округов в муниципальные приводит статус сельских территорий в соответствие и с законом, и со здравым смыслом.

При этом она обращает внимание, что федеральный закон устанавливает достаточно длительный переходный период, который продлится до 1 января 2025 года. Он обеспечит постепенную, не «шоковую» реализацию задачи и возможность корректировки процесса.

Добавим также, что в соответствии с внесенным в Думу края законопроектом, создание муниципального округа не влечет за собой изменения статуса населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений муниципального района. Однозначно не повлияет это на предоставление мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан. Более того, будут сохранены все права граждан на осуществление местного самоуправления.

Ю. НОВИКОВА